С маркетплейсами и без
Какие бренды выбирают для торговли маркетплейсы, а кто их избегает, разбирается эксперт по стратегическому развитию и управлению продажами Дания Ткачева.
Технические возможности
Безусловно, маркетплейсы по сравнению с розничными
Предложение на маркетплейсах и
Чтобы создать собственный розничный
Вот что говорит управляющий директор торговой марки Premont Денис Сухих: «Мы работаем на российском рынке с 2014 года и специализируемся на производстве верхней детской и подростковой одежды от 0 до 14 лет: комбинезонов, курток, пальто с использованием мембранных технологий. На Wildberries продаем с 2018 года и входим в
Универсальные и нишевые
Различают универсальные и нишевые платформы. Универсальные маркетплейсы вроде Wildberries, Ozon, «СберМегаМаркет» или «Яндекс Маркет» продают все категории товаров, начиная от продуктов питания, лекарств и заканчивая запчастями автомобилей. Нишевые, например, Lamoda, Nuself, «Универмаг» на «Яндекс Маркет» или Lio Store, торгуют fashion и
Однако некоторые
Физическим аналогом нишевых маркетплейсов являются универмаги. К представителям подобных проектов можно отнести «Цветной», ЦУМ, «Стокманн», детский универмаг во «Временах года», REMARK. Здесь внутри одного пространства представлены разные марки, как в корнерах, так и в мультибрендовых зонах. Селекция игроков для таких пространств такая же тщательная, как и в нишевых маркетплейсах. Байеры хорошо знают своего клиента и отбирают только те бренды, которые впишутся в потребности целевой аудитории. А сами марки очень щепетильно относятся к своим соседям — среди них не должно быть продавцов, торгующих фейками, товарами низкоценового сегмента или наносящими ущерб репутации пространства. Подобные форматы выбирают «1811», Gate31, Chaika, Aline, SL1P и другие бренды, которым важно предоставлять качественный клиентский опыт. Отсюда высокие требования к презентации продукта, специально обученные продавцы, которые расскажут о товаре и раскроют его преимущества, а также качественный уровень сервиса при примерке изделий и дальнейшей коммуникации с покупателем вплоть до возвращения в магазин и повторных покупок.
Управление ценами
Бренды, присутствующие онлайн и офлайн, во всех собственных точках продаж могут держать одинаковые цены: будь то
Если бренд представлен на маркетплейсе, цена на его товар онлайн может сильно отличаться от цены в федеральных сетях или мультибрендовых магазинах партнеров. На маркетплейсах селлеры вынуждены следовать целевой оборачиваемости товара, то есть он должен продаваться с определенной скоростью. Бренды вынуждены делать скидки, чтобы торговать в соответствии с требованиями
Кроме того, часто универсальные маркетплейсы устраивают акции, которые не совпадают с промоактивностью бренда на его сайте или в собственных физических магазинах. Это ведет к каннибализации трафика одним каналом, поскольку один и тот же товар продается по разным ценам, при этом на маркетплейсе — дешевле.
Ключевым фактором для принятия решения о покупке на универсальных платформах является цена. Именно поэтому там тяжело продавать
Конкуренция с подделками
До начала СВО контролем контрафактной продукции на территории РФ занимались владельцы международных торговых знаков и их представительства. Так, к примеру, компания Nike блокировала на территории РФ всех неавторизованных продавцов бренда. На маркетплейсах Wildberries или Lamoda не было ни одного продавца одежды или обуви Nike, кроме самих маркетплейсов, которые покупали товар у компании напрямую. Совместно с руководством универсальных маркетплейсов велась регулярная работа по блокировке неавторизованных продавцов. То же самое делали все представительства международных брендов категории А, ликвидируя недобросовестных селлеров и обеспечивая представленность в России только оригинального продукта.
Что же происходит сейчас? Бренды, покинувшие территорию РФ, не контролируют платформы, где представлен одноименный продукт. Сегодня на нескольких универсальных маркетплейсах представлены люксовые товары по подозрительно низким ценам, например, платок Hermes за 550 рублей, сумки Dior от 3000 до 5000 рублей, кроссовки Nike Jordan или Nike Air Force 1 за 3600 рублей. Однозначно утверждать без проверки, что это подделка, — нельзя. Но, зная розничные и закупочные цены на продукт Nike у партнеров бренда в других странах, можно отметить, что оригинальный продукт не бывает таким дешевым. Товарное соседство на универсальных маркетплейсах с подозрительным продуктом вредит имиджу оригинальных и качественных торговых марок.
Нишевые маркетплейсы и универмаги заботятся о своей репутации, вручную отбирая поставщиков. Продавая продукт ушедших брендов, судя по ценам и предложенному ассортименту, они сотрудничают только с действующими оптовыми партнерами брендов за пределами РФ. Кроме того, некоторые маркетплейсы вроде ЦУМ, Lamoda и «Яндекс Маркет» ввели разделы ресейла, где можно купить товары, бывшие в употреблении, и все они прошли проверку на оригинальность.
Крупные розничные
По своим каналам
Есть игроки, для которых принципиально продавать только через свои прямые каналы. Если они и работают на маркетплейсах или с партнерской розницей, то очень редко и с максимальным разделением ассортимента. Для них важно предоставить клиентам положительный потребительский опыт, уникальный сервис и продукт, который можно приобрести только в магазинах бренда.
Поэтому такие марки не найти на Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет». Они желают, чтобы их продукт находился только в окружении fashion или
Кстати, еще до пандемии активно обсуждалась практика компании Nike, которая приняла решение уйти со всех универсальных маркетплейсов вроде Amazon и сфокусировалась на продажах через франчайзинговые магазины, собственную розницу и нишевые маркетплейсы.
Вот как на примере своего бренда объясняет эту стратегию основатель и CEO ZNWR Максим Ганисевский: «Сейчас у нас 11 розничных
Однако после пандемии, а затем и после начала СВО выживать брендам в России без поддержки маркетплейсов становится все сложнее. Все больше игроков совмещает несколько каналов продаж, чтобы дифференцировать риски и обеспечить устойчивость бизнеса. Бренды представляют продукт на нишевых или универсальных маркетплейсах, в собственных розничных магазинах или социальных сетях. С одной стороны, они одновременно получают доступ к покупателям по всей России через маркетплейсы, а с другой — предоставляют качественный сервис через свои магазины.
У подобной модели много сторонников. К примеру, для российских игроков Melon Fashion Group (Zarina, Sela, Love Republic, Befree), 2mood, I am studio, Belle you, Henderson, Lime, TopTop, маркетплейсы служат еще одним каналом продаж помимо собственных. К брендам, у которых в приоритете собственная розница и которые минимально представлены на нишевых
Игроки, которые дорожат своей репутацией, не работают с универсальными
«В собственной рознице все взаимодействие с клиентом происходит через бренд. Покупая продукт у нас, он получает исключительный сервис. Бессрочный возврат вещей, бесплатный ремонт купленных изделий. Каждому гостю независимо от того, покупает он или нет, мы дарим наши авторские открытки. Особый дизайн наших пространств, тщательно подобранные