Wildberries
Интернет-магазин Wildberries основан в 2004 году супругами Татьяной Бакальчук (род. в 1975) и ее мужем Владиславом Бакальчуком (род. в 1977). Изначально компания специализировалась на продаже детской и женской одежды, со временем расширила ассортимент, включив в него товары для дома, электронику, косметику, товары для детей и другие категории. В 2012 году Wildberries вышел на рынок Беларуси, в2014-м — Казахстана.По итогам
2016-го маркетплейс стал лидеромтоп-100 крупнейших российских магазинов по объемуонлайн-продаж , по версии Data Insight, достигнув оборота в 45,6 млрд рублей (+43% в годовом выражении).Компания активно развивала сеть партнерских пунктов самовывоза, а в сентябре 2017 года начала под Подольском строительство распределительного центра площадью 145 тыс. кв. м, который стал крупнейшим в России. В том же году компания запустила проект «Made in Russia», направленный на поддержку и продвижение отечественных товаров от 5 000 брендов.
В 2018 году
ООО «Вайлдберриз» с оценкой стоимости компании в 602 млн долларов заняло четвертое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета, по версии российского Forbes. Согласно данным компании, оборот Wildberries в2018-м составил 118,7 млрд руб. (+72%).Среднемесячная аудитория Wildberries в России в
2019-м , по данным Data Insight, насчитывала 35 млн человек. Маркетплейс обеспечивал более 12% трафика на российском рынкеонлайн-ритейла и вышел на рынки Польши, Словакии, Украины, Израиля, а в 2021 году — Германии.23 июля 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении в отношении Wildberries санкций на Украине сроком на три года, которые, в частности, предполагали блокировку версий маркетплейса в России, Украине, Беларуси, Польше, Казахстане, Кыргызстане и Армении на территории Украины. Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко пояснил, что санкции введены
из-за продажи Wildberries российской военной формы и товаров, используемых для «российской пропаганды». Руководство Wildberries заявило, что торговля на украинском рынке приносила всего 0,01% общего оборота, поэтому санкции не повлияют на бизнес компании.В июне 2021 года маркетплейс запустил возможность покупки на сайте в рассрочку или в кредит. В мае
2022-го ввел плату за возврат заказов.В октябре
2022-го компания увеличила невозвращаемый «гарантийный взнос» за регистрацию для новых продавцов с 10 тыс. до 30 тыс. руб. В декабре того же года Wildberries ввел ряд крупных штрафов в отношении продавцов. Протестующие против этого продавцы обратились в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) и явились в офис компании, требуя переговоров с маркетплейсом. По итогам встреч компания отменила ряд штрафов в десятки миллионов рублей.В марте 2023 года в связи с введением маркетплейсом Wildberries новых штрафов за возвращенные товары начались протесты владельцев пунктов выдачи заказов. В конфликт вмешались Госдума, Минпромторг, Генпрокуратура, после чего состоялись переговоры. По данным «Российской газеты», маркетплейс закрыл 15 пунктов выдачи заказов и отменил 10 тыс. штрафов.
В 2022 году стоимость Wildberries, по данным Forbes, составила 7,6 млрд долларов, что снова сделало его одним из самых дорогих игроков Рунета. По данным компании, в
2022-м покупатели в семи странах присутствия маркетплейса приобрели на площадке 1,9 млрд единиц продукции (+81% в годовом выражении), число заказов достигло 1,5 млрд (+88%), а оборот Wildberries составил 1,669 трлн руб. (+ 98%). За год компания создала около 100 тыс. новых рабочих мест. Совокупная площадь всех логистических объектов Wildberries превысила 2,7 млн кв. м.В 2023 году маркетплейс представлял более 500 тыс. продавцов из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Израиля, Узбекистана, Кыргызстана и предлагал более 5 млн товаров.
Согласно отчетности маркетплейса, выручка по итогам
2023-го достигла 538,7 млрд рублей (+ 69,8% в годовом выражении), доходы от розничной продажи товаров и готовой продукции составили 121,9 млрд рублей, доходы от экспорта — 85,2 млрд рублей, чистая прибыль — 18,9 млрд рублей (+ 87%).18 июня 2024 года было объявлено об объединении Wildberries и крупнейшего в России оператора наружной рекламы ГК Russ для создания современной цифровой торговой платформы. В числе целей также было заявлено продвижение российских брендов и финансовых инструментов. В частности, обсуждался запуск платежной системы «для расчета в рублях по всему миру в обход SWIFT» и цифровой банковской сети.
В июле 2024 года Wildberries и ГК Russ, представили первый проект в рамках объединения компаний — рекламный инструмент для селлеров, позволяющий продавцам платформы через личный кабинет разместить наружную рекламу на цифровых билбордах и
сити-форматах Russ, релиз которого был запланирован на осень 2024 года.23 июля
2024-го супруг Татьяны Владислав Бакальчук встретился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который назвал происходящее «рейдерским захватом». Сама Татьяна Бакальчук опровергла информацию и объявила о разводе с мужем.Процесс объединения компаний завершился в начале августа
2024-го ,ООО «Вайлдберриз» был переименован вООО «РВБ» . Учредителем РВБ в ЕГРЮЛ значитсяООО «Стинн» , его доля составила 35%, иООО «Вайлдберриз» с долей в 65%.В августе
2024-го Wildberries обновил логотип на российском сайте. Регистр букв сменился на нижний, также изменился шрифт написания при сохранении фирменного градиента. Ранее, в июне того же года, маркетплейс зарегистрировал в Роспатенте (Федеральная служба по интеллектуальной собственности) цветовые товарные знаки фиолетовый моноцвет (Pantone675 °C ) под товарным знаком № 1023996 и градиент цветов: фуксия (Pantone 2395С), фиолетовый (Pantone254 °C ),темно-фиолетовый (Pantone 2617С) под товарным знаком № 1023991.В конце августа 2024 года Владислав Бакальчук подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «ВБ». Предприниматель отметил, что это необходимо для защиты доменного имени wb.ru (до партнерства с Russ Бакальчуку принадлежал 1% компании).