Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Wildberries

Российский маркетплейс одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома, ведущий онлайн-ритейлер в России и странах СНГ
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

wild.png

Интернет-магазин Wildberries основан в 2004 году супругами Татьяной Бакальчук (род. в 1975) и ее мужем Владиславом Бакальчуком (род. в 1977). Изначально компания специализировалась на продаже детской и женской одежды, со временем расширила ассортимент, включив в него товары для дома, электронику, косметику, товары для детей и другие категории. В 2012 году Wildberries вышел на рынок Беларуси, в 2014-м — Казахстана.

По итогам 2016-го маркетплейс стал лидером топ-100 крупнейших российских магазинов по объему онлайн-продаж, по версии Data Insight, достигнув оборота в 45,6 млрд рублей (+43% в годовом выражении).

Компания активно развивала сеть партнерских пунктов самовывоза, а в сентябре 2017 года начала под Подольском строительство распределительного центра площадью 145 тыс. кв. м, который стал крупнейшим в России. В том же году компания запустила проект «Made in Russia», направленный на поддержку и продвижение отечественных товаров от 5 000 брендов.

В 2018 году ООО «Вайлдберриз» с оценкой стоимости компании в 602 млн долларов заняло четвертое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета, по версии российского Forbes. Согласно данным компании, оборот Wildberries в 2018-м составил 118,7 млрд руб. (+72%).

Среднемесячная аудитория Wildberries в России в 2019-м, по данным Data Insight, насчитывала 35 млн человек. Маркетплейс обеспечивал более 12% трафика на российском рынке онлайн-ритейла и вышел на рынки Польши, Словакии, Украины, Израиля, а в 2021 году — Германии.

23 июля 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении в отношении Wildberries санкций на Украине сроком на три года, которые, в частности, предполагали блокировку версий маркетплейса в России, Украине, Беларуси, Польше, Казахстане, Кыргызстане и Армении на территории Украины. Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко пояснил, что санкции введены из-за продажи Wildberries российской военной формы и товаров, используемых для «российской пропаганды». Руководство Wildberries заявило, что торговля на украинском рынке приносила всего 0,01% общего оборота, поэтому санкции не повлияют на бизнес компании.

В июне 2021 года маркетплейс запустил возможность покупки на сайте в рассрочку или в кредит. В мае 2022-го ввел плату за возврат заказов.

В октябре 2022-го компания увеличила невозвращаемый «гарантийный взнос» за регистрацию для новых продавцов с 10 тыс. до 30 тыс. руб. В декабре того же года Wildberries ввел ряд крупных штрафов в отношении продавцов. Протестующие против этого продавцы обратились в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) и явились в офис компании, требуя переговоров с маркетплейсом. По итогам встреч компания отменила ряд штрафов в десятки миллионов рублей.

В марте 2023 года в связи с введением маркетплейсом Wildberries новых штрафов за возвращенные товары начались протесты владельцев пунктов выдачи заказов. В конфликт вмешались Госдума, Минпромторг, Генпрокуратура, после чего состоялись переговоры. По данным «Российской газеты», маркетплейс закрыл 15 пунктов выдачи заказов и отменил 10 тыс. штрафов.

В 2022 году стоимость Wildberries, по данным Forbes, составила 7,6 млрд долларов, что снова сделало его одним из самых дорогих игроков Рунета. По данным компании, в 2022-м покупатели в семи странах присутствия маркетплейса приобрели на площадке 1,9 млрд единиц продукции (+81% в годовом выражении), число заказов достигло 1,5 млрд (+88%), а оборот Wildberries составил 1,669 трлн руб. (+ 98%). За год компания создала около 100 тыс. новых рабочих мест. Совокупная площадь всех логистических объектов Wildberries превысила 2,7 млн кв. м.

В 2023 году маркетплейс представлял более 500 тыс. продавцов из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Израиля, Узбекистана, Кыргызстана и предлагал более 5 млн товаров.

Согласно отчетности маркетплейса, выручка по итогам 2023-го достигла 538,7 млрд рублей (+ 69,8% в годовом выражении), доходы от розничной продажи товаров и готовой продукции составили 121,9 млрд рублей, доходы от экспорта — 85,2 млрд рублей, чистая прибыль — 18,9 млрд рублей (+ 87%).

18 июня 2024 года было объявлено об объединении Wildberries и крупнейшего в России оператора наружной рекламы ГК Russ для создания современной цифровой торговой платформы. В числе целей также было заявлено продвижение российских брендов и финансовых инструментов. В частности, обсуждался запуск платежной системы «для расчета в рублях по всему миру в обход SWIFT» и цифровой банковской сети.

В июле 2024 года Wildberries и ГК Russ, представили первый проект в рамках объединения компаний — рекламный инструмент для селлеров, позволяющий продавцам платформы через личный кабинет разместить наружную рекламу на цифровых билбордах и сити-форматах Russ, релиз которого был запланирован на осень 2024 года.

23 июля 2024-го супруг Татьяны Владислав Бакальчук встретился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который назвал происходящее «рейдерским захватом». Сама Татьяна Бакальчук опровергла информацию и объявила о разводе с мужем.

Процесс объединения компаний завершился в начале августа 2024-го, ООО «Вайлдберриз» был переименован в ООО «РВБ». Учредителем РВБ в ЕГРЮЛ значится ООО «Стинн», его доля составила 35%, и ООО «Вайлдберриз» с долей в 65%.

В августе 2024-го Wildberries обновил логотип на российском сайте. Регистр букв сменился на нижний, также изменился шрифт написания при сохранении фирменного градиента. Ранее, в июне того же года, маркетплейс зарегистрировал в Роспатенте (Федеральная служба по интеллектуальной собственности) цветовые товарные знаки фиолетовый моноцвет (Pantone 675 °C) под товарным знаком № 1023996 и градиент цветов: фуксия (Pantone 2395С), фиолетовый (Pantone 254 °C), темно-фиолетовый (Pantone 2617С) под товарным знаком № 1023991.

В конце августа 2024 года Владислав Бакальчук подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «ВБ». Предприниматель отметил, что это необходимо для защиты доменного имени wb.ru (до партнерства с Russ Бакальчуку принадлежал 1% компании).

18 сентября 2024-го у офиса Wildberries в московском бизнес-центре «Романов двор» произошел конфликт с применением оружия, после которого Следственный комитет России завел несколько уголовных дел в отношении Владислава Бакальчука и его сопровождающих. Представители маркетплейса заявили, что Владислав Бакальчук пытался незаконно проникнуть в офис, он же назвал происходящее «масштабной провокацией».

В сентябре 2024 года Wildberries запустил раздел с товарами, доступными к экспресс-доставке в течение четырех часов. Пилотными регионами, получившими возможность первыми воспользоваться услугой, стали Москва, Санкт-Петербург и Владимир. В этом же месяце маркетплейс открыл еще один новый раздел «Тренд», в ассортимент которого вошли оригинальные товары от проверенных продавцов. К моменту запуска каталог раздела включал изделия от 300 мировых брендов одежды, среди которых Guess, Geox, U. S. Polo Assn., Tommy Hilfiger и др.

В октябре того же года, авторизованным партнером компании стал «СДЭК Фулфилмент», который в рамках партнерства начал обеспечивать полный цикл складской обработки и доставки до получателя или маркетплейса.

Также в конце 2024-го объединенная компания Wildberries и Russ запустила услугу кредитования для клиентов в мобильном приложении и ввела новый инструмент, позволяющий оформлять возвраты товаров в любом пункте выдачи заказов.

По итогам 2024 года, согласно данным Forbes, чистая прибыль объединенной компании составила 104 млрд рублей, что более чем в 3,5 раза выше показателя 2023 года. Оборот РВБ в сегменте e-commerce (реализация товаров, поступления за оказанные рекламные, финансовые услуги и др.) в России превысил 4,1 трлн руб. (2,5 трлн руб. в 2023-м). Доход продавцов на маркетплейсе вырос на 44%, до 2,9 трлн руб.

Wildberries также стал лидером по объему онлайн-продаж в ежегодном «Рейтинге Tоп-100 интернет-магазинов России», опубликованном исследовательской компанией Data Insight. В 2024 году его продажи составили 3,32 млрд рублей (+55% к 2023 году) при 3,82 млрд заказов (+55%). Помимо этого, компания возглавила топ в категории «Универсальные магазины».

В начале 2025 года компания внедрила функцию оплаты таможенных пошлин при заказе зарубежных товаров, благодаря которой при покупке товаров из Китая стоимостью свыше 200 евро сумма пошлины автоматически рассчитывается и включается в стоимость заказа.

В апреле 2025-го Савеловский суд Москвы удовлетворил иск Татьяны Ким о разделе активов с Владиславом Бакальчуком, передав ей оставшийся 1% доли в ООО «Вайлдберриз». Ким стала единоличным владельцем компании, а также сохранила полный контроль над «Вайлдберриз Банком». Кроме того, в рамках раздела совместно нажитого имущества суд обязал Владислава Бакальчука выплатить экс-супруге 217 млн рублей, поскольку общая стоимость присужденного ему имущества превысила долю (1/7 от общего объема активов).

В этом же месяце маркетплейс объявил о старте продаж в Республике Таджикистан, который стал девятой страной присутствия Wildberries. Ранее он вышел на рынки Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также наладил сотрудничество с китайскими продавцами.

В мае того же года Wildberries объявил о планах начать реализацию товаров от продавцов из Объединенных Арабских Эмиратов, а также запустил раздел «Грузовая доставка», в котором были представлены около 2 млн позиций в 15 категориях.


tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

St. Friday Socks
Российский бренд дизайнерских носков и аксессуаров со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Малыгина Евгения
Российский дизайнер, основательница бренда Pirosmani.
Balmain
Французский модный дом класса люкс со штаб-квартирой в Париже; принадлежит фонду Mayhoola for Investments.
Alaïa
Французский люксовый модный дом со штаб-квартирой в Париже; принадлежит группе Richemont.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю