Мойдодыр для сникерхедов
Как зародился рынок химчисток для кроссовок и кто приложил к этому руку.
Реанимация любимцев
Кроссовки давно перестали быть просто предметом гардероба — из практичной обуви они превратились в объект вожделения коллекционеров, реселлеров и модников. Высокие цены на некоторые модели — на редкие экземпляры они могут достигать десятков, а на аукционах и вовсе сотен тысяч долларов — поставили ребром вопрос об уходе за такой обувью. Даже в случае с менее дорогими сникерами их владельцы будут рады продлить жизнь своих «любимцев», вот только сделать это в домашних условиях довольно проблематично.
Все это дало развитие новой нише в сфере услуг — рынку химчисток для кроссовок. Сегодня они не выглядят экзотикой — даже в России работает уже несколько игроков, включая сеть магазинов кроссовок и кед Street Beat, запустившую собственную услугу очистки и реставрации сникеров в конце прошлого года. Однако толчок к развитию этого бизнеса в минувшем десятилетии дали энтузиасты, которые увидели серьезный пробел на рынке и не побоялись запустить собственное дело. Их всех объединяет большая любовь к кроссовкам и желание создать нечто большее, чем просто качественный сервис, — они успешно собирают вокруг себя сообщества единомышленников, сделав из своих проектов настоящие
Суперсила спроса
Американская Jason Markk хорошо знакома сникерхедам — она стала первой в мире компанией, выпустившей чистящие средства специально для спортивной обуви, и теперь представлена в магазинах десятков стран. Как и многие другие основатели сникерхимчисток, Джейсон Марк придумал свой бизнес, пока корпел над чисткой собственной пары кроссовок с применением самодельного средства. Опросив знакомых и коллекционеров, он выяснил, что химия для ухода за кроссовками была бы востребована, — и занялся ее разработкой. На исследования потребовалось 10 месяцев и около 20 тыс. долларов — они ушли на контракт с профессиональным химиком. Результатом стало безопасное для человека и окружающей среды универсальное средство, подходящее как для традиционных материалов, так и для экзотических.
В 2007 году Джейсон уволился с основной работы — он трудился в рекламной сфере — и занялся продажей своей косметической линейки. Очень быстро начинающий бизнесмен привлек внимание блогеров, которым разослал пробные продукты, и профильных СМИ вроде Hypebeast, также он начал сотрудничество с популярными магазинами кроссовок. Продукция Jason Markk пользовалась успехом, но со временем Марк понял, что может предложить больше — не только хорошие товары, но и услуги, а главное — уникальный потребительский опыт.
Так в 2014 году он запустил свою первую
На чистку — онлайн
«Если кроссовки дорогие, то, конечно, хочется, чтобы они прослужили как можно дольше, не в последнюю очередь благодаря правильному уходу», — логично рассудил
Сдать обувь на чистку можно и офлайн — в Берлине, Касселе,
Доминик Тришман потратил немало времени на изучение подходящих для работы моющих средств и способов очистки и пришел к выводу, что нет ничего лучше натурального мыла — именно его и используют в Sneaker Cleaner. «Что хорошо для кожи, хорошо и для обуви», — считает Доминик. Он предлагает на выбор три варианта очистки: стандарт (для слабых загрязнений), комфорт (для сильных загрязнений) и премиум (включает чистку стельки и подкладки). Также осуществляются ремонт обуви и чистка бейсболок.
Борьба с безработицей
Свой проект Walk Fresh южноафриканец Летабо Мокоена определяет как любимое дело жизни и важный пример для молодых сограждан. С этим согласно и Национальное агентство развития молодежи, присудившее стартапу победу в премии Entrepreneurship в 2017 году. Летабо Мокоена основал свой бизнес в
Услуги по чистке и ремонту обуви и раньше оказывались на улицах города, но Летабо Мокоена облачил их в цивилизованную форму, создав бренд, с которым готовы были работать другие известные марки. В ходе своего становления компания столкнулась со многими трудностями — начиная с текучки кадров
Сделать первый большой шаг проекту Walk Fresh помог производитель средств по уходу за обувью Kiwi. «Программа развития предпринимательства в Kiwi подтолкнула нас в правильном направлении, поскольку они предоставили нам финансовую и нефинансовую поддержку, — комментирует Мокоена. — Благодаря этому сотрудничеству я смог обзавестись оборудованием и необходимыми ресурсами, которые повысили нашу эффективность».
Другая программа поддержки предпринимательства, реализуемая производителем виски J&B, позволила Walk Fresh запустить в 2017 году свой флагманский магазин в Йоханнесбурге и покинуть небольшой закуток на заднем дворе дома, где раньше работал стартап. Новое пространство Мокоена использует также для промокампаний и в качестве площадки, на которой собираются молодые предприниматели и обмениваются идеями. К настоящему моменту проект имеет уже несколько точек, открытию которых также поспособствовали партнеры.
В этом году Walk Fresh, как и другие популярные
Забота о бездомных
Революционером в
Для
Большое внимание The Sneaker Laundry уделяет своему социальному проекту — уже три года компания проводит благотворительную акцию в преддверии Рождества. Она собирает старую ненужную обувь, приводит ее в полный порядок своими силами, раздает бездомным и нуждающимся. Новых хозяев нашли уже сотням кроссовок и ботинок. Благотворительная деятельность The Sneaker Laundry не осталась незамеченной, и ее поддержала мэр Мельбурна Салли Кэпп, посетившая химчистку в прошлом году. Городской совет помог компании заключить партнерские отношения с благотворительными организациями, благодаря чему удалось придать вектор альтруистическому порыву основателей The Sneaker Laundry — теперь обувь стали раздавать целенаправленно и в нужном размере, а не хаотично на улице.
С выездом на дом
Первопроходцем на рынке химчисток для кроссовок в России и СНГ стала компания Sole Fresh. Основателями проекта выступили в 2015 году три партнера (Сергей Шумилов, Григорий Яшин и Рустам Хасанов), запустившие его на базе обычной химчистки, принадлежавшей одному из них. Открытию предшествовала полугодовая работа над технологией чистки спортивной обуви. Как рассказали основатели компании в интервью vc.ru, первоначальные инвестиции в проект составили 700 тыс. рублей, еще 1 млн рублей был вложен через некоторое время в разработку собственной линейки чистящих средств и аксессуаров.
Стартом для Sole Fresh стало участие в московской выставке Faces&Laces, посвященной уличной моде, субкультурам и современному искусству. В том же году компания открыла пункт приема в столичном парке «Музеон», весной
Активное развитие стартапа через франшизу привело его сначала в другие российские города, затем в Казахстан и Узбекистан. В середине 2019 года Sole Fresh двинулся завоевывать европейский рынок, начав с Германии. Первая точка открылась в берлинском торговом центре Bikini Berlin, затем российский стартап переехал в центральный район Берлина. Отметился проект и на выставке Panorama Berlin в июле прошлого года, где в рамках промокампании чистил обувь всем желающим.
Сегодня Sole Fresh предоставляет целый ряд услуг: помимо традиционной химчистки, компания проводит реставрацию обуви, окрашивает верх и подошву, устраняет следы реагентов и соли, дезинфицирует обувь. Принимаются не только кроссовки, но и ботинки Timberland, UGG, классическая обувь, ботинки, сапоги. По словам Рустама Хасанова, на классические модели приходится наибольшая доля заказов. Также компания реализует свою линию средств для домашней чистки обуви. Получить консультацию и узнать предварительную стоимость работы можно по WhatsApp, Instagram или электронной почте. Предоставляются услуги курьера, который заберет кроссовки у клиента и вернет их после чистки. В месяц только московское подразделение Sole Fresh обрабатывает свыше 1000 пар обуви, его оборот по итогам 2018 года составил более 50 млн рублей.
Одно из направлений работы Sole Fresh — сотрудничество с корпоративными клиентами, в частности, со спортивными или обувными магазинами. Так, в 2019 году команда бренда в течение месяца трудилась в новом магазине Reebok в ТРЦ «Метрополис», открывшемся в обновленном формате. В активе Sole Fresh также сотрудничество с Nike, adidas, Vans, Sneakerhead и Kixbox.