О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Маркетинг

Мойдодыр для сникерхедов

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Фото: Jason Markk
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как зародился рынок химчисток для кроссовок и кто приложил к этому руку.

Реанимация любимцев

Кроссовки давно перестали быть просто предметом гардероба — из практичной обуви они превратились в объект вожделения коллекционеров, реселлеров и модников. Высокие цены на некоторые модели — на редкие экземпляры они могут достигать десятков, а на аукционах и вовсе сотен тысяч долларов — поставили ребром вопрос об уходе за такой обувью. Даже в случае с менее дорогими сникерами их владельцы будут рады продлить жизнь своих «любимцев», вот только сделать это в домашних условиях довольно проблематично.

Все это дало развитие новой нише в сфере услуг — рынку химчисток для кроссовок. Сегодня они не выглядят экзотикой — даже в России работает уже несколько игроков, включая сеть магазинов кроссовок и кед Street Beat, запустившую собственную услугу очистки и реставрации сникеров в конце прошлого года. Однако толчок к развитию этого бизнеса в минувшем десятилетии дали энтузиасты, которые увидели серьезный пробел на рынке и не побоялись запустить собственное дело. Их всех объединяет большая любовь к кроссовкам и желание создать нечто большее, чем просто качественный сервис, — они успешно собирают вокруг себя сообщества единомышленников, сделав из своих проектов настоящие lifestyle-бренды.

Суперсила спроса

Американская Jason Markk хорошо знакома сникерхедам — она стала первой в мире компанией, выпустившей чистящие средства специально для спортивной обуви, и теперь представлена в магазинах десятков стран. Как и многие другие основатели сникерхимчисток, Джейсон Марк придумал свой бизнес, пока корпел над чисткой собственной пары кроссовок с применением самодельного средства. Опросив знакомых и коллекционеров, он выяснил, что химия для ухода за кроссовками была бы востребована, — и занялся ее разработкой. На исследования потребовалось 10 месяцев и около 20 тыс. долларов — они ушли на контракт с профессиональным химиком. Результатом стало безопасное для человека и окружающей среды универсальное средство, подходящее как для традиционных материалов, так и для экзотических.

Jason-Markk-1.jpg

В 2007 году Джейсон уволился с основной работы — он трудился в рекламной сфере — и занялся продажей своей косметической линейки. Очень быстро начинающий бизнесмен привлек внимание блогеров, которым разослал пробные продукты, и профильных СМИ вроде Hypebeast, также он начал сотрудничество с популярными магазинами кроссовок. Продукция Jason Markk пользовалась успехом, но со временем Марк понял, что может предложить больше — не только хорошие товары, но и услуги, а главное — уникальный потребительский опыт.

Так в 2014 году он запустил свою первую сникер-химчистку в Лос-Анджелесе, в которой трудится команда профессионалов. Каждый из них обладает своей «суперсилой» — кто-то особенно силен в чистке замши, а кому-то нет равных в работе с Timberlands. Счет обработанной Jason Markk обуви идет на десятки тысяч пар, чему способствует и новая химчистка, открытая в 2018 году в Лондоне, на знаменитой торговой улице Карнаби-стрит. Фишкой бренда стали лимитированные наборы средств для чистки кроссовок, выпущенные в коллаборации с популярными брендами и ритейлерами.

На чистку — онлайн

«Если кроссовки дорогие, то, конечно, хочется, чтобы они прослужили как можно дольше, не в последнюю очередь благодаря правильному уходу», — логично рассудил 24-летний Доминик Тришман и запустил в 2016 году первую в Германии сникер-химчистку, Sneaker Cleaner. Бывший страховой агент вдохновился примером американской Jason Markk, но решил сделать ставку на онлайн-сервис: своих клиентов он искал в интернете, принимал кроссовки по почте и через несколько дней возвращал их практически в первозданном виде владельцу. Сейчас Sneaker Cleaner обслуживает онлайн-клиентов не только в Германии, но также в Швейцарии и Австрии.

Sneaker-Cleaner.jpg

Сдать обувь на чистку можно и офлайн — в Берлине, Касселе, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Штутгарте и Марбурге. Открытия физических точек было не избежать — многие люди боятся отправлять свои дорогие или редкие кроссовки по почте. Однажды такой клиент специально приехал к Доминику в Кассель из Берлина и ждал, пока тот приведет их в порядок. Обращаются в Sneaker Cleaner и известные немцы, среди которых, например, футболист Кевин Кураньи, еще в первый год работы химчистки передавший через своего агента сразу пару десятков кроссовок.

Доминик Тришман потратил немало времени на изучение подходящих для работы моющих средств и способов очистки и пришел к выводу, что нет ничего лучше натурального мыла — именно его и используют в Sneaker Cleaner. «Что хорошо для кожи, хорошо и для обуви», — считает Доминик. Он предлагает на выбор три варианта очистки: стандарт (для слабых загрязнений), комфорт (для сильных загрязнений) и премиум (включает чистку стельки и подкладки). Также осуществляются ремонт обуви и чистка бейсболок.

Борьба с безработицей

Свой проект Walk Fresh южноафриканец Летабо Мокоена определяет как любимое дело жизни и важный пример для молодых сограждан. С этим согласно и Национальное агентство развития молодежи, присудившее стартапу победу в премии Entrepreneurship в 2017 году. Летабо Мокоена основал свой бизнес в 2015-м, его целью было не только реализовать предпринимательские амбиции, которые он взрастил во время учебы в университете Йоханнесбурга, но и решить проблему безработицы среди молодежи в родном южноафриканском городке Дэйвитон (ее уровень в ЮАР достигает, по данным разных исследований, 63,9%).

Walk-Fresh.jpg

Услуги по чистке и ремонту обуви и раньше оказывались на улицах города, но Летабо Мокоена облачил их в цивилизованную форму, создав бренд, с которым готовы были работать другие известные марки. В ходе своего становления компания столкнулась со многими трудностями — начиная с текучки кадров из-за нестабильного заработка и заканчивая проблемой увеличения клиентской базы. «Операционные расходы создали некоторую нестабильность, но я думаю, что большинство предприятий проходят этот этап. Вот почему для нас было важно завоевать доверие клиентов и стратегических партнеров», — рассказывает Мокоена.

Сделать первый большой шаг проекту Walk Fresh помог производитель средств по уходу за обувью Kiwi. «Программа развития предпринимательства в Kiwi подтолкнула нас в правильном направлении, поскольку они предоставили нам финансовую и нефинансовую поддержку, — комментирует Мокоена. — Благодаря этому сотрудничеству я смог обзавестись оборудованием и необходимыми ресурсами, которые повысили нашу эффективность».

Другая программа поддержки предпринимательства, реализуемая производителем виски J&B, позволила Walk Fresh запустить в 2017 году свой флагманский магазин в Йоханнесбурге и покинуть небольшой закуток на заднем дворе дома, где раньше работал стартап. Новое пространство Мокоена использует также для промокампаний и в качестве площадки, на которой собираются молодые предприниматели и обмениваются идеями. К настоящему моменту проект имеет уже несколько точек, открытию которых также поспособствовали партнеры.

В этом году Walk Fresh, как и другие популярные сникер-химчистки, запустит свою фирменную линейку средств по уходу за обувью, которую предлагает использовать другим аналогичным африканским фирмам, чтобы уменьшить расходы и увеличить маржу. Это еще один вклад Мокоены в дело развития предпринимательства в регионе наравне с открывшимся в этом году его собственным бизнес-инкубатором Black Business Lab. «Безработица среди молодежи — наш единственный конкурент, все остальные — потенциальные партнеры», — говорят в Walk Fresh, чью историю успеха уже изучают в школах родной для Мокоены провинции.

Забота о бездомных

Революционером в сникерхед-движении Австралии стал стартап The Sneaker Laundry, основанный в 2017 году Юдженом Ченгом и Хао Фу. «Нам показалось странным, что люди чистят свою одежду, но не обувь, — рассказывает Ченг. — Они носят кроссовки, пока те не станут настолько грязными, что с ними уже ничего нельзя сделать. Их просто выбрасывают и покупают новые». Впервые почистив собственную обувь, Ченг понял, что в Мельбурне, где кроссовки крайне популярны, существует потребность в сникер-химчистке, причем она должна быть доступна не только тем, кто может позволить себе обувь за 500 долларов, а вообще каждому человеку. С тех пор бренд расширился, открыв новые точки в Мельбурне и Сиднее, обрел популярность, запустил собственную линию средств для ухода за обувью — и даже попал на страницы кембриджского учебника как бизнейс-кейс для аналитики.

The-Sneaker-Laundry-820.jpg

Мэр Мельбурна Салли Кэпп в гостях у The Sneaker Laundry

Для кросс-маркетинга и коллабораций The Sneaker Laundry выбирает популярные марки и знаменитостей (среди которых Nike, A$AP Ferg, Лил Уэйн, Puma и Kid Ink), магазины и тематические мероприятия. В прошлом году стартап также организовал пункт приема обуви в хип-хоп-кафе Mug Life — 80% клиентов, воспользовавшихся этой услугой, впервые посетили заведение. Пользуясь своей популярностью и создавая ценность бренда, The Sneaker Laundry однажды выпустила лимитированную коллекцию кроссовок ручной работы по 600 долларов за пару — всего за три минуты были раскуплены все 25 экземпляров.

Большое внимание The Sneaker Laundry уделяет своему социальному проекту — уже три года компания проводит благотворительную акцию в преддверии Рождества. Она собирает старую ненужную обувь, приводит ее в полный порядок своими силами, раздает бездомным и нуждающимся. Новых хозяев нашли уже сотням кроссовок и ботинок. Благотворительная деятельность The Sneaker Laundry не осталась незамеченной, и ее поддержала мэр Мельбурна Салли Кэпп, посетившая химчистку в прошлом году. Городской совет помог компании заключить партнерские отношения с благотворительными организациями, благодаря чему удалось придать вектор альтруистическому порыву основателей The Sneaker Laundry — теперь обувь стали раздавать целенаправленно и в нужном размере, а не хаотично на улице.

С выездом на дом

Первопроходцем на рынке химчисток для кроссовок в России и СНГ стала компания Sole Fresh. Основателями проекта выступили в 2015 году три партнера (Сергей Шумилов, Григорий Яшин и Рустам Хасанов), запустившие его на базе обычной химчистки, принадлежавшей одному из них. Открытию предшествовала полугодовая работа над технологией чистки спортивной обуви. Как рассказали основатели компании в интервью vc.ru, первоначальные инвестиции в проект составили 700 тыс. рублей, еще 1 млн рублей был вложен через некоторое время в разработку собственной линейки чистящих средств и аксессуаров.

Стартом для Sole Fresh стало участие в московской выставке Faces&Laces, посвященной уличной моде, субкультурам и современному искусству. В том же году компания открыла пункт приема в столичном парке «Музеон», весной 2016-го обзавелась собственным цехом, затем появился еще один пункт приема в универмаге «Цветной». В настоящее время в Москве установлено несколько автоматических пунктов приема и выдачи обуви Sneaker Point, работающих, как обычные постаматы, в частности, в магазине adidas на Краснопресненской.

Sole-Fresh-820.jpg

Активное развитие стартапа через франшизу привело его сначала в другие российские города, затем в Казахстан и Узбекистан. В середине 2019 года Sole Fresh двинулся завоевывать европейский рынок, начав с Германии. Первая точка открылась в берлинском торговом центре Bikini Berlin, затем российский стартап переехал в центральный район Берлина. Отметился проект и на выставке Panorama Berlin в июле прошлого года, где в рамках промокампании чистил обувь всем желающим.

Сегодня Sole Fresh предоставляет целый ряд услуг: помимо традиционной химчистки, компания проводит реставрацию обуви, окрашивает верх и подошву, устраняет следы реагентов и соли, дезинфицирует обувь. Принимаются не только кроссовки, но и ботинки Timberland, UGG, классическая обувь, ботинки, сапоги. По словам Рустама Хасанова, на классические модели приходится наибольшая доля заказов. Также компания реализует свою линию средств для домашней чистки обуви. Получить консультацию и узнать предварительную стоимость работы можно по WhatsApp, Instagram или электронной почте. Предоставляются услуги курьера, который заберет кроссовки у клиента и вернет их после чистки. В месяц только московское подразделение Sole Fresh обрабатывает свыше 1000 пар обуви, его оборот по итогам 2018 года составил более 50 млн рублей.

Одно из направлений работы Sole Fresh — сотрудничество с корпоративными клиентами, в частности, со спортивными или обувными магазинами. Так, в 2019 году команда бренда в течение месяца трудилась в новом магазине Reebok в ТРЦ «Метрополис», открывшемся в обновленном формате. В активе Sole Fresh также сотрудничество с Nike, adidas, Vans, Sneakerhead и Kixbox.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницы в Instagram и Facebook, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний