О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

Выход из карантина: Россия

Российские ритейлеры рассказали, как они выходят с вынужденных каникул и какой ценой это дается
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Модный офлайн-ритейл в России начинает возвращаться к работе. Представители fashion-индустрии рассказали, что изменилось в постпандемичной реальности, какие правила теперь необходимо соблюдать и кого теперь можно встретить в магазинах.

Предписанному — верить

Официально утвержденный список предписаний и правил, которые необходимо соблюдать работникам сферы розничной торговли, опубликован на сайте Роспотребнадзора. Среди упомянутых в нем мер: проведение генеральной уборки перед открытием магазина, установка кожных антисептиков на входах в торговые помещения, ежедневная проверка температуры сотрудников бесконтактным способом, соблюдение социальной дистанции в 1,5 метра между людьми, обеспечение пятидневного запаса средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников, проверка их наличия у покупателей и многое другое.

Однако основная и самая большая проблема для всех арендаторов заключается вовсе не в длине этого списка, а в отсутствии скоординированности действий федеральных структур и в коммуникации с ритейлом. Конкретные требования и рекомендации по работе объектов розничной торговли разнятся от региона к региону. В одних областях ограничиваются лишь введением масочно-перчаточного режима, соблюдением социальной дистанции, а также дезинфекцией примерочных кабин; в других — обязывают установить камеры видеонаблюдения и даже требуют обязательного кварцевания всей площади торгового зала, примерочных и подсобных помещений. Впрочем, согласно требованиям пожарной безопасности, в магазинах розетки могут располагаться исключительно в кассовой зоне. Вопрос, как при этом обрабатывать всю площадь, используемую клиентами и сотрудниками, остается открытым, и ответа на него не дают ни Роспотребнадзор, ни арендодатели.

Сетуют ритейлеры не только на требование осуществления контроля за покупателями и факта ношения ими средств индивидуальной защиты, но и на необходимость снабжать масками и перчатками тех людей, у которых они отсутствуют, а ведь все виды СИЗ сейчас стоят в десятки раз дороже, чем обычно. При этом, информация о том, что одежда может быть переносчиком вируса, никем не доказана, и тем не менее ношение перчаток в магазинах является обязательным.

Familia_820.jpg

Магазин Familia в Кингисеппе, Ленинградская область

Целесообразность запрета на примерку вещей, введенного в ряде регионов страны, также вызывает недоумение у большинства опрошенных нами арендаторов — какой клиент захочет приобрести одежду, которую невозможно примерить, дабы избежать неточностей с размером или фасоном? Никакой — практически единогласно отвечают представители розницы. Особенно при условии того, что можно проехать несколько километров до той же Москвы, где примерять вещи разрешено, или обратиться в Wildberries и Lamoda, которые вернули услугу примерки перед покупкой. Однако и к этому требованию некоторые ритейлеры сумели приспособиться.

«Мы предлагаем нашим клиентам виртуальную службу „Pinko Консьерж“ — каждый покупатель может записаться на посещение магазина в удобное для него время, а наша задача организовать возможности примерки для этого клиента и, таким образом, можем управлять клиентским потоком, — делится Анастасия Бурлакова, региональный директор Pinko в России. — Также мы выносим нашим покупателям отпаренные вещи в целлофане, включая даже одежду из новых коллекций. Для большей безопасности и убедительности мы делаем это при клиенте. После его ухода мы также все дезинфицируем, отпариваем и упаковываем обратно в целлофан».

Поскольку первоначальный список требований появился еще в конце марта, многие ритейлеры успели подготовиться к возобновлению работы магазинов заранее — закупить все необходимые СИЗ, антисептические средства, бесконтактные термометры и т. д.

«Ничего сложного в соблюдении стандартных требований нет, вся подготовка занимает полдня. Маски мы вообще сшили сами — многоразовые. Реальные сложности у всех начнутся, если те же лампы для кварцевания начнут требовать повсеместно, а одна такая лампа стоит минимум 25 тыс. рублей. Каждой хватает на обработку 30 метров, а если площадь магазина по паспорту составляет 200 метров, то это огромные расходы», — комментирует Владимир Шеховцов, основатель сети «5 карманов».

«Единственная сложность, с которой мы столкнулись — это найти красивые бактерицидные облучатели в магазины, но и с этим мы справились. Они у нас из нержавеющей стали, полностью подходящие по дизайну магазинов», — рассказывает Александр Лыков, исполнительный директор сети магазинов Coccinelle в Москве.

Впрочем, ряд других компаний отмечает: в связи с тем, что основная часть регламентирующих документов появилась только в последнюю неделю мая, некоторые трудности все же возникли. К тому же, в ряде субъектов продолжается модификация уже действующих правил.

«Каждый раз, когда нам кажется, что все готово, выходят новые требования, обновленные приказы и постановления. Например, на днях выяснилось, что нужно установить защитный экран на кассу, хотя изначально об этом речи не шло. Или вдруг появилось такое требование — закупить специальное мусорное ведро для использованных клиентами перчаток и масок. Каждый день что-то дополняется то там, то тут», — сетует Анастасия Бурлакова.

5-karmanov.jpg

Магазин сети «5 карманов»

Цена открытия

В каждом регионе местные власти самостоятельно принимают решение о том, когда непродольственная офлайн-розница сможет опять заработать. В обычное время к открытию одного магазина ритейлеры в среднем готовятся на протяжении 10 дней, сейчас же компаниям пришлось заниматься подготовкой и переоборудованием всех торговых точек одновременно. Ситуация осложнялась тем, что в условиях пандемии заказы и поставки товаров по большей части производились с задержкой.

«Вся доставка возможна только на понедельник 1 июня, а нам в этот день уже надо открываться. Приходилось все делать в условиях самовывоза. Пришлось быстро и оперативно собирать команду, потому что многие вернулись домой, в регионы России, на период карантина. И хотя мы готовились к открытию 1 июня за две недели, все же официальное решение российских официальных лиц прозвучало только за несколько дней до начала месяца», — продолжает Анастасия Бурлакова.

Закупка всего необходимого оборудования и расходных материалов выливается, по разным оценкам, в сумму порядка 70–100 тыс. рублей на магазин. Но главные финансовые сложности в связи с возобновлением работы магазинов арендаторы видят в необходимости выплачивать зарплату сотрудникам. К тому же, перечь дел у выходящих на смены работников расширился. Все нововведенные в связи с пандемией обязанности легли на плечи рядовых сотрудников компаний, поскольку лишних средств на дополнительный найм сейчас ни у кого нет.

В так называемый высокий сезон — с середины марта до конца мая — все магазины были вынуждены закрыться, в связи с чем у них не было никакой прибыли. Доходы с онлайн-деятельности мизерные, и сейчас компании работают практически себе в убыток. Эта ситуация коснулась и швейных фабрик.

«У нас небольшое предприятие, численность сотрудников в обычное время — до 10 человек. За все два месяца изоляции производство работало от силы две-три недели в общей сложности, — делится своим опытом Лидия Малеева, генеральный директор фабрики Mosmade (Москва). — Небольшой промежуток времени пришлось отшивать маски, потом дошивали заказы, которые были оформлены в марте, только те, на которые хватило складского материала. Закупки старались никакие не делать, иначе нечем было бы оплачивать зарплату и прочие расходы. В апреле деятельность была более активная, а вот в мае уже отправили всех по домам, т. к. производственный штат у нас почти весь на сдельной оплате, люди остались практически без денег. Так до сих пор и сидим, при среднем обороте в обычное время 1,5-2 млн, май мы закрыли с 80 тыс. рублей оборота. Сейчас работаем вдвоем с мужем, вызываем одну швею и закройщика 1–2 раза в неделю на мелкие заказы».

Безопасное расстояние

Несмотря на все меры безопасности, которые соблюдаются во вновь открывшихся магазинах одежды и обуви, большинство людей не спешит их посещать. В докризисный период количество покупателей в выходные было эквивалентно трафику пяти рабочих дней.

Сейчас в торговых центрах по большей мере сконцентрирована только целевая аудитория продавцов — в силу сохранения запрета на работу объектов питания и развлечений. Многие люди раньше приходили в торговые центры просто так, не преследуя конкретной цели купить что-то, и тем не менее покидали стены ТЦ с пакетами в руках. После карантина общая посещаемость ТЦ, по оценкам арендаторов, упала приблизительно в 3 раза, хотя, как отмечают некоторые из них, делать окончательные выводы еще рано. В среднем сейчас ритейлерам удается получить порядка 50–60% докризисного уровня выручки.

«У нас уже две недели работает магазин в Старом Осколе, где губернатор запретил магазинам работать в выходные дни. В Ульяновске аналогичная ситуация, и посещаемость там раз в 5 меньше, чем до кризиса. Зато в связи с запретом на деятельность развлекательных объектов и ресторанов, в ТЦ публика более качественная, ориентированная именно на покупки. Действительно хорошая посещаемость у нашего магазина в Волгограде, потому что он расположен в единственном работающем в городе торговом центре», — рассказывает Владимир Шеховцов.

zasport-anapa-820.jpg

Магазин Zasport в Анапе

«Сейчас трафик, конечно, снизился по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, — подтверждает Анастасия Задорина, основатель бренда ZASPORT. — Количество покупателей рассчитывается согласно площади торгового зала, а сейчас чрезвычайно важно соблюдать необходимую социальную дистанцию».

В соответствие с предписанием Роспотребнадзора, норма на человека составляет 10 кв. метров, включая сотрудников. Соблюдать такую дистанцию довольно проблематично, ритейлеры подчеркивают, что главная сложность для них — контролировать количество покупателей в торговом зале. В докризисное время количество человек, которые одновременно могли находиться в магазине, было в 5–10 раз больше в зависимости от места расположения магазина. Сейчас же сотрудникам порой приходится даже выгонять кого-то из посетителей, поскольку этого требуют правила, хотя такая модель поведения и противоречит природе ритейла как такового.

Нелегкое бремя

Помимо финансовых трудностей, связанных с необходимостью закупать СИЗ и выплачивать сотрудникам зарплату, арендаторы по сей день страдают от взаимоотношений с арендодателями, которые не всегда соглашаются идти им навстречу. Эту проблему все в итоге решают по-разному — кому-то удается договориться с ТЦ о предоставлении скидок на аренду, гибком подходе или переходе на процент с оборота; кто-то выплачивает полные суммы по договору; а кто-то, к сожалению, продолжает копить неоплаченные счета, загоняя себя в долговую яму, и принимает решение о переезде или закрытии точки.

Впрочем, для ритейлеров, которым удалось добиться, казалось бы, значительной скидки, ситуация не сильно улучшается. Многие компании не могут позволить себе оплатить даже 50% от суммы за аренду, не говоря уже о тех, кому дали послабление в 15–20%.

tsum-2.jpg

Первый день работы ЦУМа после снятия ограничений

«За аренду в хороших торговых центрах в Москве мы платим порядка 1,5 млн рублей. Нам разрешили оплатить половину, но где взять даже эти 750 тысяч, если апрель и май магазины простаивали? Это предложение может показаться щедрым, но оно совершенно некоммерческое», — говорит Владимир Шеховцов.

«Базовую часть снизили на 45%, маркетинг и эксплуатацию оставили полностью. С трудом разрешили забрать вещи из магазина», — рассказывает предприниматель Ольга Тихонова (Волгоград).

«Дали скидку 50%, доступа в ТЦ у нас нет, все обесточено. Говорят, что поставщики коммунальных услуг не дают отсрочки платежей», — добавляет генеральный директор ООО «Меркурий Д» Жанна Стрельникова (Серпухов).

Как будет развиваться ситуация в российском модном ритейле в постпандемичный период? Отработав первую неделю после карантина, продавцы сходятся в одном — будет тяжело. Кто-то считает, что на восстановление докризисного уровня уйдет даже не один год, а кто-то все еще верит, что последствия будут не столь катастрофичными.

Исследование. Компания «Магазин магазинов» провела опрос среди ритейлеров, большая часть из которых (65%) заявила об оптимизации сети в сложившейся ситуации с ограничениями работы ритейла. Из них — более 30% — это представители fashion-ритейла. 18% опрошенных не планирует закрытие магазинов во втором квартале, однако те ритейлеры, которые уже приняли решение о сокращении сети, планируют закрыть в среднем около 15 точек. В то же время в сегменте fashion компании будут готовы открывать десятки новых магазинов до конца второго полугодия после снятия ограничений. Большая часть компаний сегмента одежды и обуви ожидает восстановления во втором полугодии 2021 года.

Узнавать главные новости, обсуждать с коллегами актуальные вопросы аренды, уплаты налогов, заработной платы и др., а также получать информацию от ассоциации РАФИ и издания PROfashion о мерах господдержки вы можете в профессиональной группе PROfashion. Business в Telegram, насчитывающей уже свыше 1200 участников.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Статьи по теме
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний