Выход из карантина: Франция
Представители французских fashion-компаний рассказали, как модная индустрия страны возвращается к полноценной работе.
В режиме самоизоляции
С 17 марта во Франции был введен режим самоизоляции, предусматривающий закрытие физических магазинов, не торгующих товарами первой необходимости, в числе которых оказались одежда, обувь и аксессуары. «Почти два месяца — с 17 марта по 11 мая — во Франции был полный локдаун; кроме продуктовых магазинов и аптек все коммерческие точки были закрыты, — рассказывает Анастасия Виар, основатель Les filles fidèles (бренд свадебной и вечерней моды). — Нам пришлось перенести запланированное открытие шоурумов в Бордо и Париже».
«Многие сотрудники магазинов и универмагов остались частично без дела, другие перешли на удаленную работу из дома, — делится Софи Мешали, креативный директор премиального бренда женской моды PAUL & JOE. — Офисы были открыты два дня в неделю для обслуживания
«Если описать одним словом, то ситуация была банально плохой, — уточняет Алексис Ледерер, гендиректор MAX&MOI (премиальный бренд женской одежды, который в России развивает ATVS Fashion Group). — Как и по всей стране, сотрудники нашей
Единственным каналом сбыта стала электронная коммерция, но французские потребители моды не спешили им воспользоваться. По данным агентства Statista, в период 16–22 марта трафик
Анастасия Виар, опираясь на опыт продаж в сегменте свадебной моды, поясняет: «Есть гипотеза, что в марте и апреле люди все еще планировали проведение свадеб в этом году и полагали: ситуация не затянется надолго, — поэтому
Впрочем, те компании, у которых уже была налажена работа с
«Поскольку Les filles fidèles это, в первую очередь,
Читайте также:
Выход из карантина: Германия. Компании немецкой модной индустрии — о том, как они жили до снятия ограничений, и об итогах первого месяца после карантина
Основатель Les filles fidèles отмечает также, что в марте—апреле у потребителей возник интерес к новой категории товаров: «Появился спрос на пошив платьев для беременных девушек — ранее мы этим даже не занимались. Как прогнозируют многие эксперты, вероятно, к концу этого года — началу следующего действительно стоит ожидать нового
Еще одно важное, но уже типичное, новшество в продуктовом портфеле брендов — введение в ассортимент немедицинских масок. «У нас была возможность изготавливать во Франции маски с принтами новой коллекции, и они имели настоящий успех», — сообщает Софи Мешали.
Компания Saint James экстренно наладила производство защитных масок. «Как только возникла опасность заражения, мы после согласования с Госпитальным Центром
В духе времени
Остановка деятельности производственных площадок в локациях, охваченных пандемией, стала серьезным испытанием для некоторых брендов. «Большинство фабрик, с которыми мы работаем, были закрыты, но я постоянно общалась со всеми нашими партнерами, чтобы узнать об их здоровье и возможности возобновления деятельности, — вспоминает креативный директор PAUL & JOE. — Поскольку эпидемия носит глобальный характер, нам оставалось только ждать».
Французским
Компании Les filles fidèles тоже удалось наладить работу цепочки поставок. «Работа с нашими партнерами не прекращалась, у нас даже появился новый поставщик, — сообщает Анастасия Виар. — Ни в одной из стран, с которыми мы работаем (в Литве, Белоруссии, Германии), не было закрытия производственных предприятий. Один из наших поставщиков находится в России, и в самом начале российского карантина была подвешенная ситуация — производство было принудительно закрыто на несколько дней в апреле. Но вскоре местные власти выдали разрешение на продолжение работы. В апреле возникли также сложности с доставкой из России через оператора EMS — груз стоял на таможне в Шереметьево несколько недель. Стали работать с DHL Express — и решили проблему».
Компания Saint James исторически локализовала свое производство, поэтому смогла работать практически без остановок. «80% нашей коллекции производится в собственных ателье Saint James, поэтому у нас не было особых проблем с производством, — говорит Люк Лесанкаль. — В течение всего периода карантина наши
Радость встречи
С 11 мая власти Франции стали постепенно снимать карантинные ограничения, вызванные пандемией
По свидетельствам очевидцев, накануне открытия практически любого магазина моды — от масс—маркета до люкса — перед входом выстраивалась очередь желающих совершить шопинг. По информации газеты Le Figaro, некоторые ритейлеры встречали долгожданных посетителей праздничной музыкой, а в торговых центрах висели плакаты: «Мы рады видеть вас снова».
Как сообщили опрошенные нами французские компании, всем им удалось возобновить работу в физической рознице. Les filles fidèles открыла шоурум в Бордо, PAUL & JOE — 300 розничных точек продаж, Saint James — 26 собственных магазинов, MAX&MOI — все
Во всех открывшихся торговых точках должны соблюдаться меры
Кроме упомянутых мер, работники торговых залов, контактирующие с клиентами, также используют защитные экраны из плексигласа, кассы снабжены перегородками из оргстекла, те, кто занимается упаковкой товара, носят одноразовые перчатки.
В первые дни после открытия примерочные в большинстве магазинов были закрыты, а между скамьями для примерки обуви соблюдалась нужная дистанция, таким образом количество посадочных мест сократилось в два раза. Затем примерочные открыли, но к вещам, которые покупатели возвращают после примерки, предъявляются особые требования. «После каждой примерки одежда обрабатывается горячим паром, — сообщает Алексис Ледерер. — После возвратов все вещи обрабатываются отпаривателем и отвешиваются на 24 часа. Только после всех манипуляций товары возвращаются в продажу». «Мы должны в обязательном порядке изолировать вещь на 48 часов, что и делаем после каждого возврата и примерки», — говорит Люк Лесанкаль. Софи Мешали дополняет: «Мы дезинфицируем и переупаковываем всю одежду».
Особое внимание уделяется социальному дистанцированию. В разных регионах Франции норма на человека составляет от 10 до 15 кв. м. Чтобы ограничить количество посетителей, некоторые компании просят их заранее выбрать время визита. «С самого начала мы принимали посетительниц только по предварительной записи, продолжаем это делать и сейчас, — поясняет Анастасия Виар. — Информация о том, когда собирается прийти человек, какие модели/размеры его интересуют, сейчас особенно ценна: она позволяет лучше планировать и выдерживать таймаут в 48 часов между примерками одного и того же образца платья (отпаривание одежды, даже тщательное, увы, не выход из ситуации). К этому добавилось ограничение сопровождающих двумя гостями — мы понимаем, что мнение лучших подруг или родителей может быть очень важно при выборе свадебного платья, но безопасность на первом месте».
Как сообщила Le Figaro, в первые дни после снятия карантина посетителей магазинов масс—маркета в первую очередь интересовали товары для детей, женское нижнее белье и одежда для будущих мам и новорожденных. В премиальных магазинах женской одежды наблюдался спрос на актуальную продукцию. «В силу сезонности особым спросом пользуются легкие летние вещи, а также модели в ярких трендовых цветах, — говорит гендиректор MAX&MOI. — Конечно, мы констатируем уменьшение суммы чека. Мы ожидали сокращения, но отрадно признать, что оно было не таким значительным, как мы думали».
Компания Saint James смогла вернуться к регулярному ассортименту. «Мы возобновили производство тельняшек, моряцких джемперов и коллекции одежды в морском стиле. После карантина наши знаменитые тельняшки продолжают продаваться лучше всего, для людей они стали своеобразным символом безопасности и стабильности, — рассказывает Люк Лесанкаль. — И мы приняли решение ввести маски в нашу коллекцию сезона
Изменения произошли и в поведении потребителей свадебной моды. «В мае наши клиенты стали смотреть в сторону более недорогих моделей. — рассказывает основатель Les filles fidèles. —
Гендиректор Saint James сообщает, что в каждом магазине сети бренда свои показатели, в зависимости от локации: «Продажи совершаются по приглашению, магазины живут за счет местных клиентов. Торговые точки, расположенные в традиционно туристических городах, в Париже или на побережье, чувствуют себя предсказуемо хуже… Туристов сейчас нет».
Чтобы удержать клиентов, многие французские ритейлеры предоставляют скидки до 40–60%, а также цифровые сервисы, такие как мобильная оплата, click and collect, предзаказ через интернет. Между тем официальный старт распродаж французские власти перенесли с 21 июня на 15 июля, чтобы дать небольшим брендам возможность заработать на продаже товаров по полной цене.
Возвращение к сути
Говоря об уроках, которые удалось извлечь из ситуации, сложившейся во время пандемии, Софи Мешали признается: «Эти два месяца помогли мне
«Мы думаем, что этот абсолютно беспрецедентный санитарный кризис подтолкнет людей к потреблению „со смыслом“, — говорит Люк Лесанкаль. — Конечный клиент, покупатель, должен понять необходимость такого потребления. Приобретать меньше, но лучше, подходить более ответственно к покупкам, выбирать товары, производимые в родном регионе или „Made in France“, высокое качество и способность служить долго. Именно это сподвигло нас на следующие шаги: пересмотреть нашу коллекцию
Анастасия Виар отмечает: «Как и многие компании, мы осознали важность мультиканальности. Безусловно, нам помогло то, что изначально ориентированы на онлайн и у нас всё — от моделей, упаковки, доставки до маркетинговой стратегии и системы учета — направлено на этот формат. Конечно,
Чего же ожидают участники модной индустрии Франции после карантина? «Мы полагаем, что ближайшие несколько месяцев будет идти спад
«Посещаемость магазинов в последующие месяцы сложно спрогнозировать, — отмечает Люк Лесанкаль. — Дата начала распродаж послужит спусковым крючком для всплеска покупательской активности. В противовес многим маркам (в частности, масс—маркету), мы ратуем за отложенное начало распродаж, чтобы позволить нашим розничным партнерам наверстать сезон и продавать товар по полной стоимости. Как вы понимаете, его немало осталось с момента начала карантина. Безусловно, спад продаж будет наблюдаться, но оценить его мы сможем не ранее сентября текущего года».