Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Следуя за нитью

Мастера кружева о современном развитии традиционного ремесла и его целевой аудитории
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
«Мадам Круже»

Немного нежности

Анна Цыганок (Россия)

Цыганок.jpg

Я плету вологодское кружево. Оно создается при помощи коклюшек — деревянных палочек. Мне нравится слышать их мелодичный перестук, наблюдать, как под моими руками рождаются самые разные образы и рисунки: птицы, цветы, морозные узоры, — которые потом украсят мои воротники и галстуки

Плести кружево я начала после посещения вологодского Музея кружева, где была очарована чистотой линий, богатством и разнообразием узоров, их изяществом и ажурностью, высоким мастерством исполнения.

1_с.jpg

Я стала изучать не только технику и секреты кружевоплетения, но и историю возникновения кружева. Этим промыслом на Руси издавна увлекались женщины разных сословий. Только наряды для знати украшались кружевами из золотых и серебряных нитей, а для деревенской и народной одежды использовался лен.

Как приверженец традиций вологодского кружева, я плету кружево изо льна, хлопка или шелка, люблю натуральные нити. Они долговечнее в использовании изделий и выглядят более благородно.

На мои орнаменты влияют традиции, которые складывались годами — главная линия вьется непрерывно, идет разделение на узор и фон, преобладают цветочные, геометрические или фантазийные мотивы.

2_с.jpg

Мои источники вдохновения — природа, зимний лес, морские волны. Везде можно найти мотивы для творчества.

Плету кружево для тех, кто, как и я, любит и ценит красоту. Многим девушкам приходится одеваться на работу по определенному дресс-коду, часто это офисный стиль, рубашки или строгие блузки. К этому образу можно добавить немного женственности и нежности за счет кружевного воротника или галстука, которые сейчас очень популярны.

Современная старина

Елена Любушкина (Россия)

libush1.jpg

Специального «кружевного» образования у меня нет. Считаю это плюсом, так как нет и шаблонов, рамок, ограничивающих меня в этой технике. Мне повезло повстречать мастерицу, которая научила меня основам искусства кружевоплетения.

Плету я в вологодской технике, сочетаю ее с цветом и фактурой ниток, не свойственным для привычного всем кружева. Принято считать, что русское кружево — белое, сплетенное хлопком или льном. Но в моем арсенале рабочего материала много ярких цветных ниток, шелк, шерсть. Люблю экспериментировать с фактурами, добавлять бусины, металлизированную нить.

libush2.jpg

Думаю, такое нестандартное видение побуждает молодых, стильных девушек приобретать мое кружево, которое с легкостью вписывается в современную жизнь. Именно такую цель я себе и поставила — вписать старину в современность.

Вдохновение может прийти совсем неожиданно и из разных источников — от модного показа до древних изразцов. Совсем недавно тарелка с хохломской росписью вдохновила меня на плетение сумки.

Особая симпатия у меня к сотрудничеству с дизайнерами одежды. Задачи от них всегда интересны и необычны. И мне самой любопытно, какой же получится конечный результат нашей совместной работы.

Фантазия и ловкость рук

Виктория Гуль (Украина)

Гуль.jpg

Я экономист по образованию и дизайнер изделий, вязанных крючком.

Шесть лет назад увидела потрясающие салфетки Патриции Кристофферсен. Ее невероятные дизайны так тронули мою душу, что я начала вязать.

Я изучала, искала информацию и разбиралась во всем сама. Фото первых изделий привлекли в мой блог не только подписчиков, но и дизайнеров, с которыми я плодотворно сотрудничаю до сих пор, например, Грейс Ферон, Зоя Матюшенко, Татьяна Рязанова.

gul1.jpg

Набравшись опыта, я придумала свою первую салфетку, и к моему удивлению, она получила огромный отклик в соцсетях. Меня просили не останавливаться и продолжать. Что я и делаю.

Мой самый знаменитый дизайн, которым можно гордиться — салфетка «Тесла». Ее описание скачано более 12 000 раз. Как раз благодаря популярности «Тесла» Татьяна Рязанова пригласила меня в соавторы необычного ковра, который состоит из разных по размеру кругов. Его форма, размер и конфигурация зависят от вашего желания, можно связать миллион вариантов и легко вписать в любой интерьер. Ковер «LaceCoins» стал бестселлером на интернет-площадке Etcy.

Отпечаток в моих дизайнах оставляют путешествия, море и природа. Также вдохновение приходит от подписчиков, от их реакции и отдачи. Сегодня их у меня почти 40 тысяч, и я чувствую ответственность перед ними. Когда тебе пишут, что это здорово и прекрасно, ты и сам начинаешь в это верить.

gul2.jpg

Как я создаю дизайны? Берусь за крючок, нитки и без каких-либо зарисовок начинаю творить, совершенно не представляя, что получится в итоге. В прошлом году я создала 10 дизайнов снежинок, которые разлетелись по всему миру, унося с собой частичку моей души. Одно время я даже вела учет стран, где вяжут по моим дизайнам: Россия, Украина, Турция, Польша, Германия, Чехия, Канада, США, Бразилия, Португалия, Япония и Китай, Иран и Тегеран, государства Африки…

Моя аудитория — добрые и отзывчивые люди, которые ценят чужой труд, вяжут для души и на продажу. В этом году меня просили о новых снежинках, и я принялась за работу. Стараюсь не повторяться в своих дизайнах. И это единственное, что могу контролировать. Все остальное — полет фантазии и ловкость рук.

Ажурное кино

Юлия Королева (Россия)

Королева (2).jpg

Я окончила в Московский педагогический государственный университет, и мое образование не связано с искусством, но я посвятила рукоделию всю свою жизнь.

С 5 лет вязала одежду куклам по книге, подаренной мамой. Следующие 20 лет отдала шитью и вышивке, и не думала возвращаться к вязанию, пока не увидела ажурные ковры. Они потрясли меня до глубины души. Это была какая-то параллельная сторона рукодельного мира, которую я не замечала раньше.

Кружевоплетение — это ведь нечто большее, чем просто механический процесс вывязывания тройных столбиков и рельефных кластеров. Каждый ряд для меня — как захватывающий эпизод многосерийного ажурного кино.

Мой сериал начинается тогда, когда я беру крючок в руки.

korol2.jpg

Мне тесно в каком-то одном направлении, потому одинаково нравится создавать разные работы. Дизайны Виктории Гуль открыли мне мир сложного ажурного вязания, по ее замечательным описаниям я связала море снежинок! А любовь к коврам мне подарила дизайнер Татьяна Рязанова.

Размах связанных ковров ощущается в фотостудиях, где нужно показать, как цвет и фактура изделия взаимодействуют с интерьером, цветом дивана, оттенками штор и диванными подушками. Порой рассматривая готовые фотографии, я думаю: как же удачно и гармонично все сложилось!

Для своих работ я выбираю классический цветовой стиль, который подчеркивает их благородную изысканность и простоту, сдержанность и утонченность. Как элегантная отделка на одежде, такие кружева деликатны и в то же время роскошны благодаря своей фактуре. Так, ажурная салфетка на дамской сумке станет интересным акцентом, а белые снежинки украсят потолочные люстры.

korol1.jpg

Вопреки сложившемуся убеждению, я рекомендую подбирать ковры в тон полов. Поверьте, белые ковры не сольются с белым полом, а темные — с темным. Кружевному ковру достаточно фактуры, чтобы подчеркнуть свою красоту, а вместе с тем создать ощущение уюта и завершенность интерьера.

Мобильное творчество

Анна Лаврентьева (Россия)

Лаврентьева.JPG

Я победитель российского конкурса «Бриллиантовый челнок» 2021 года, один из создателей коллекции «Ювелирное кружево» из металлизированных нитей с серебряными элементами. Работаю для хэндмейд-магазина в Люксембурге, активно веду продажи на площадке Etsy. С 2014 года плету кружево фриволите.

Когда я впервые увидела невесомый кружевной воротничок, я никак не могла понять: как и чем это сделано? До этого я увлекалась вышивкой, вязанием, бисероплетением. И когда начала самостоятельно изучать технику фриволите, оказалось, что этот вид творчества сочетает в себе все мои прошлые увлечения. Но постепенно кружево их вытеснило.

lavr1.jpg

Это очень фантазийная техника, которая дает мысли большой простор. Есть основные элементы: узел, дуга, кольцо, пико, без которых фриволите невозможно. Но все остальное это ваше творчество. К тончайшему переплетению узелков можно добавить бисер или натуральные камни, можно плести плоское и очень ажурное кружево или, наоборот, плотное многослойное.

Редко кто знаком с этой техникой, мне интересно наблюдать за реакцией людей, когда я плету кружево на публике. При мне всегда челноки и крючок, которые можно в любой момент отложить, а потом быстро продолжить плетение. Очень мобильный вид творчества.

Украшения фриволите имеют свой характер и подчеркнут красоту как хрупкой девушки в легком платье, так и дополнят совершенно брутальный образ. Все зависит от выбранных материалов, толщины нити. В повседневной жизни даже к деловому костюму можно подобрать кружевные аксессуары, например, миниатюрные черные или серебристые серьги, тонкий браслет.

Очень часто за серьгами и браслетами ко мне обращаются невесты. Интересно работать с заказами, когда нужно придумать украшение для определенного праздника и наряда. Самый необычный заказ — очелье, к которому крепится фата.

lavr2.jpg

На данный момент у меня пять мастер-классов, и в каждом прослеживается тема природы: серьги «Ирисы», «Одуванчики», колье «Морская нимфа»…

Цветовая палитра моих работ часто отражает текущее время года. Вдохновение находится вокруг нас, я люблю путешествовать, рассматривать архитектуру, кованые элементы, старинные наряды, изразцы. Все это потом отражается в моих коллекциях. Мне нравится работать с лучшими материалами, порой удается подобрать действительно редкие. А некоторые украшения становятся бестселлерами.

Вне стереотипов

Вероника Казанцева (Россия)

Казанцева.jpg

Я предприниматель, основатель артели «Мадам Круже», вдохновитель идей и дизайнер.

Моя страсть к вологодскому кружеву началась с отделки моего свадебного платья. Поскольку с детства я постоянно что-то придумывала, шила и вязала наряды для кукол, то попыталась связать кружево крючком, в брюггском стиле. Мне не понравилось. Наше вологодское намного изящнее и красивее. Но что с этим восхищением делать? Создать свой бизнес!

Чтобы понимать процесс работы, я обучилась кружевоплетению — сплела пару салфеточек, освоила азы, но профессиональной кружевницей не стала, так как мастерство оттачивается годами, а у меня другие цели. Мне больше нравится придумывать, каким будет изделие, подбирать рисунок, нити, строить выкройку, но не сидеть за коклюшками. Поэтому я пригласила мастериц, рассказала им о своих идеях и образах. Мы начали с кружевного галстука на пуговичке, в двух стилях — Гжели и Хохломы.

kruzhe1.jpg

Объем был небольшой, чтобы не сильно вкладываться, — я ведь заходила на рынок всего со 100 тысячами рублей. Как раз на оплату работы мастеров и материала для 10 галстуков и хватило.

Несколько лет мне понадобилось, чтобы сформировать ассортимент, создать сколки, собрать команду, чтобы люди поверили в меня, — я же была совсем молодой девчонкой. В стол мы никогда не работали. Старались придумывать такие модели, которые покупатели захотели бы надеть немедленно.

Слушать и слышать людей меня научила первая ярмарка на дизайн-заводе «Флакон». Я ушла оттуда, продав одну-единственную салфеточку. Можно было расстроиться, согласиться, что кружевами интересуются лишь те, кому за 50, что молодежь в нашем продукте себя не видит. Но нет! У меня появился стимул сломать этот стереотип и создать такие аксессуары, в которых молодое поколение находило бы свое отражение.

Чтобы разогреть интерес у клиентов, а заодно повысить оборачиваемость и понизить трудозатратность, мы решили создавать маленькие вещи. Лучшими вариантами оказались сережки, брошки, небольшие колье и воротнички, которые не нужно пришивать. Они очень удобны и просты в использовании. Человек увидел, примерил, сказал «вау» — и тут же купил.

Когда наш доход увеличился, мы стали выполнять более крупные изделия: воротники, пелерины, палантины. Нам хотелось показать все величие и красоту вологодского кружева, вдохнув новые веяния и разработки в традиционное коклюшечное кружевоплетение. Если молодежь будет принимать, покупать и носить кружево, тогда и промысел будет жить. А нам будет чем гордиться.

kruzhe2.jpg

На данный момент «Мадам Круже» это небольшая артель, в ней состоят 20 мастериц, у многих стаж кружевоплетения более 15 лет. Каждая работает у себя дома, и пока это самый оптимальный вариант. В этом году мы планируем открыть собственную фабрику, потому что спрос постоянно растет.

Мы не смотрим на тренды, за ними не угнаться, как за поездом. Ведь создание чего-то нового это очень долгий процесс, нужно придумать, отрисовать, сплести. Идеи возникают отовсюду. Порой смотрю старый фильм, вижу кружево и начинаю фантазировать: а если здесь доработать, а эту линии дополнить вот так. И пришло вдохновение!

Кстати, я единственный человек в коллективе без профессионального образования и без стажа в кружевоплетении, я инженер. В процессе обучения мне никто не говорил, что можно, а что нельзя. Как показывает практика, в этом как раз и есть изюминка, ведь мои фантазии ничто не ограничивает. А в этой сфере можно столько еще интересного придумать! Мы ведь даже десятую часть не сделали от того, что можно сплести. О другом виде творчества я даже не мыслю, меня полностью захватили коклюшки и кружево.

                                                                                                      Материал подготовлен Светланой Каммингс

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
8 345

Уроки для начинающих: гайд по применению нейросетей

Какую пользу может принести искусственный интеллект fashion-бизнесу?
29 января 10:04
9 617

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
12 026

Как спланировать маркетинговый бюджет

Как спланировать маркетинговый бюджет? Многие руководители компаний все еще не готовы ответить на этот вопрос. Пора расставить точки над «i».
3 мая 22:14
26 075

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
28 467

Контент как двигатель продаж

Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа.  Эмилия Манвельян, основатель проекта ART FLASH, рассказывает, как контент влияет на узнаваемость марки и продажи новых коллекций.
17 сентября 19:09
31 600

Гид

Престон Херон (Preston Heron)
Американский дизайнер стритвир-одежды, основатель одноименного бренда.
Aquazzura
Итальянский люксовый бренд обуви и аксессуаров со штаб-квартирой во Флоренции (Италия).
Baby Go
Российский бренд товаров для детей, принадлежит ГК «Детский мир».
Michael Kors
Американский премиальный модный бренд со штаб-квартирой в Нью-Йорке; входит в Capri Holding.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю