Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Финансы

Как реанимировать мертвый бизнес

Как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин в новой рубрике #бизнес_ликбез
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

PROfashion открывает новую рубрику — #бизнес_ликбез, — в которой будут рассматриваться ключевые понятия и аспекты грамотного ведения бизнеса в любых предлагаемых обстоятельствах. Автором первого теста стал Виктор Варакин, предприниматель в модном бизнесе с 30-летним опытом, основатель «Школы нелинейного бизнеса» и «Инвестиционного клуба знаний», бизнес-консультант тех, кто принимает решения, руководитель группы экспертов-результаторов, ведущий авторских курсов «Основы финансовой грамотности для предпринимателей», «Построение финансовой модели бизнеса», «Ценообразование и каскад фактической цены».

Если у вас возникли вопросы к автору, вы можете оставить их в наших соцсетях и Telegram, поставив хэштег #бизнес_ликбез, или прислать по адресу editor@profashion.ru , указав в теме письма: #бизнес_ликбез.

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

PROfashion в соцсетях: Instagram, Facebook, канал в Telegram, бизнес-чат в Telegram

varakin-2.jpg

Виктор Варакин

Медицинская карта

Когда человек умер, он об этом не знает. То же самое происходит, когда умирает бизнес, — его владелец об этом не знает. Причина — в отсутствии осознания происходящего в собственной компании. Мы можем контролировать только то, что понимаем. Отсутствие финансовой грамотности не позволяет предпринимателю читать и понимать финансовые отчеты, а значит, определять слабые и сильные стороны своего бизнеса.

Финансовый отчет — «медицинская карта» компании. Это документ, в котором отражено состояние здоровья бизнеса. Как показывает мой опыт, компании, которые используют финансовые отчеты для принятия бизнес-решений, зарабатывают на 60% больше прибыли, чем те, которые этого не делают. Более того, если компания не отслеживает свои ключевые показатели, то существенно увеличивает риск пропустить ранние признаки надвигающихся проблем.

Понимание того, что происходит в собственном бизнесе, — весьма прибыльная привычка. Деньги — общее достояние. Каждому позволено зарабатывать столько, сколько может. Вопреки законам физики, идти по жизни с саквояжем с деньгами легче, чем без него. Единственное, что можно делать без денег, — долги.

Клиническая картина

Каждый, кто начинает собственный бизнес, воплощает в себе три личности: Предпринимателя, Специалиста и Менеджера.

В индустрии моды владельцем бизнеса в 95% случаях является Специалист — и он самое слабое звено в цепочке. Специалист — профессионал только в своей области, больше он ничего не умеет. Талант к рукоделию и талант к предпринимательству крайне редко уживаются в одном человеке. Для Специалиста предпринимательство — обратная сторона Луны. А его основной ресурс самообразования — грабли, на которые он постоянно наступает. Разочарование Специалиста — это запоздалое понимание того, как обстоят дела на самом деле.

Все, что человек не понимает, он отрицает, поэтому концентрирует свое внимание на каких-то выдуманных причинах. Он не осознает, что происходит с компанией и куда она движется. Такой предприниматель напоминает мне «ежика в тумане». Он принимает управленческие решения интуитивно, а следовательно, неэффективно. Он видит на счету компании деньги и успокаивается. А зря. Ситуация, когда «деньги есть, а прибыли нет», — весьма распространена среди компаний малого и среднего бизнеса. И заканчивается она обычно так: как бы вдруг, после серии «кассовых разрывов» и выплат по обязательствам, компания впадает в «финансовую кому». А главный бухгалтер, директор отдела продаж и ряд представителей «команды талантов» покидают кают-компанию работодателя вместе с корпоративной информацией коммерческого характера. Сарафанное радио все громче и громче транслирует отраслевому сообществу подробности истории еще одной затонувшей компании. Крысы страшно злятся, если корабль, с которого они сбежали, не тонет.

Компании необходимо вести управленческий учет — честный. Бухгалтерский учет таковым не является. Управленческий учет для предпринимателя — индикатор для отслеживания происходящих в бизнесе изменений. Основные составляющие управленческого учета — отчет о движении денежных средств, отчет о доходах и расходах, баланс. Риск любого бизнеса можно предотвратить, если заранее отследить падающую маржинальность или бесконтрольно растущие долги.

Профилактика страха

Предприниматель — всегда одиночка. Когда в компании возникают серьезные проблемы, он остается с ними один на один. Ответственность за все несет только владелец бизнеса, и расплачиваться по долгам компании будет тоже он. Часто владелец и не догадывается, что основной источник проблем — он сам.

И вот, в момент, когда вам нужна поддержка, вы оказываетесь никому не нужны. Но это неправда! На самом деле вы постоянно никому не нужны. Просто замечаете это только тогда, когда требуется поддержка. Чтобы вернуть ветер в паруса своего бизнеса, ищите способы становиться умнее. Учитесь «шевелить» мозгами: займитесь развитием своего финансового интеллекта. Прибыль течет туда, где есть мозги. Неудача — это возможность начать снова, но уже более мудро. Сойти с накатанной колеи — задача не из легких. Но надо. Через год вы будете жалеть, что не начали сегодня.

Страх потерять себя сильнее страха потерять бизнес. Все, чего хочет человек, находится на обратной стороне страха. Этот страх не позволяет предпринимателю посмотреть правде в глаза. Сотрудников, которые обладают смелостью доводить до такого руководителя правдивую релевантную информацию, выводят за рамки общения. Остальные изворачиваются и дают подборку финансовых показателей, которые не отражают действительности. Эти сотрудники работают для удовлетворения собственных потребностей, а не для того, чтобы работодатель стал богаче. Таким образом, на основании неполной информации предприниматель принимает неверные управленческие решения со всеми вытекающими последствиями для бизнеса и себя.

Эффективный предприниматель никогда не станет отгораживаться от действительности, какой бы она ни была. Он готов дать своим сотрудникам право на ошибку, но не право ее утаивать. Он готов знать не только плюсы, но и минусы, чтобы лучше разобраться в ситуации и принять правильные управленческие решения, которые позволят вывести бизнес из зоны убытков в зону целевой прибыли. Для этого предприниматель должен устранить все, что сделало бизнес больным.

Первое, что нужно сделать на пути к финансовому успеху, — определить текущее положение дел. Предприниматель должен понять, какой сценарий жизни проживает его бизнес сегодня, и понять, к какому результату он должен прийти. Результат должен быть конкретным, измеримым, амбициозным, реалистичным и ограниченным по времени.

Курс лечения

Напоминаю: предпринимательская деятельность — это деятельность по извлечению прибыли на свой страх и риск. Для предпринимателя нет ничего более рискованного, чем не рисковать. Бизнес — это умение управлять рисками, а не исключать их. Рискуя, можно проиграть, но не рискуя, нельзя выиграть.

В бизнесе нет тех, кто не совершал ошибок. Даже правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой. Хорошее решение — результат опыта. А опыт — результат плохих решений. Самое главное — не делать то же самое и надеяться на другой результат. Ошибка, повторенная дважды, — уже не ошибка, а выбор.

Итак. У финансово грамотного предпринимателя риск — хорошо просчитанная история. Это навыки построения финансовой модели собственного бизнеса в параметрической таблице Excel. А финансовая модель — мощный инструмент планирования, прогнозирования и сценирования бизнеса.

Чтобы понять, насколько бизнес здоров, нужно посчитать то, что касается ежедневной работы компании. Это показатель EBITDA — прибыль до вычета процентов по кредиту, налогов, износа и амортизации. Что нам говорит EBITDA? Если показатель больше нуля, то это значит, что бизнес умеет зарабатывать, что он работает в «зоне прибыли». Если равен нулю, то бизнес работает в «зоне нулевой прибыли». Если меньше нуля, то бизнес работает в «зоне убытков». При этом неважно, сколько у компании денег на счете.

Если вы на дне, то у вас на самом деле хорошее положение: идти дальше некуда, кроме как наверх. Дно — это опора, от которой можно оттолкнуться. Главное — поверить в себя. Самое сложное — научиться верить в себя, когда в тебя не верит никто. Менять себя сложнее, чем менять мир. Начинайте, делайте что-нибудь, сдвигайтесь с мертвой точки. Чтобы достичь того, чего очень хочется, не ленитесь делать то, чего очень не хочется.

Ваши цели не существуют вне вас. Создать цель можете только вы сами. Не ждите особого случая. Время никогда не будет подходящим. Помните, что самолет взлетает против ветра. Единственный тормоз на пути к вашим завтрашним достижениям — это ваши сегодняшние сомнения.

Мечтайте! Работайте над своими мечтами или кто-то другой наймет вас для работы над чужими. Через много лет вы будете больше сожалеть о том, чего не сделали, чем вспоминать о том, что сделали.

Есть только один способ сделать мечту реальностью — перевести ее в статус цели. Нет цели — нет результата. Нельзя попасть в цель, если ее нет. Цель должна быть «оцифрована». Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Нужно четко осознать, что именно нужно преодолеть ради достижения результата. Человек, имеющий цель и план ее достижения, всегда находит возможности для ее реализации.

Планирование переносит будущее в настоящее. Когда ситуация не прогнозируема, бизнес не отличается от казино. Одним из эффективных методов постановки цели является метод SMART-планирования. Цель, согласно этому методу, должна быть:

  • Specific / Конкретной
  • Measurable / Измеримой
  • Attainable / Амбициозной
  • Relevant / Реалистичной
  • Time limited / Ограниченной по времени

Например, «увеличить продажи» — цель абстрактная. По SMART-методу цель будет звучать так: «привлечь 100 новых целевых клиентов через социальные сети за три месяца».

Бизнес — это постоянный «круг» действий, направленных на решение проблем целевой аудитории, но с выгодой для себя. «Круг» действий — это алгоритм выполнения задач SMART-планирования.

  • Plan / Планируй
  • Do / Делай
  • Check / Проверяй
  • Act / Корректируй

Сначала ставите цель в цифрах (Plan), потом совершаете действия (Do), которые приведут к этой цели. Затем проверяете результаты (Check) и вносите изменения (Act). И так по кругу до тех пор, пока не придете к тем цифрам, которые запланировали. Значение имеют лишь реальные цифры. Любой бизнес измеряется в деньгах. Когда вам кажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте план действий.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Инновационный крой без бумаги и отходов

Как с помощью ИИ создавать лекала с максимальной точностью и минимальным ущербом для экологии.
18 марта 09:53
5 312

Перспективы локальных марок на рынке детской одежды

О перспективах локальных марок на рынке детской одежды рассказывает Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
24 октября 22:25
9 652

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства, и как это соотносится с реальным гардеробом молодых мам.
16 сентября 22:33
12 506

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
26 732

Контент как двигатель продаж. Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа

Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа.  Эмилия Манвельян, основатель проекта ART FLASH, рассказывает, как контент влияет на узнаваемость марки и продажи новых коллекций.
17 сентября 19:09
29 715

В поисках себя. Молодые марки, идея которых базируется на изучении национальных костюмов

Молодые марки, идея которых базируется на изучении национальных костюмов.
23 февраля 20:15
30 839

Гид

Lee
Американский бренд джинсовой одежды со штаб-квартирой в Гринсборо (Северная Каролина, США), принадлежит VF Corporation.
Снежная королева
Российская сеть мультибрендовых магазинов верхней одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Bulgari (Bvlgari)
Итальянская люксовая компания, производящая ювелирные украшения, часы, парфюмерию, одежду, аксессуары со штаб-квартирой в Риме; входит в группу LVMH.
Loom Knits
Российский бренд детской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю