Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Секонд-хенд

Сегмент ритейла, который предлагает подержанные одежду, обувь и аксессуары по доступным ценам
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Торговля подержанными товарами существовала на протяжении веков, но структурированная форма секонд-хенда (англ. «second hand» — «вторые руки»), начала формироваться только в середине XIX столетия. Первоначально формат был связан с благотворительными организациями, которые собирали одежду для нуждающихся, однако в XX веке начал приобретать более коммерческий характер — стали появляться специализированные магазины. Товары предоставляли как частные лица, так и компании: Goodwill Industries и Salvation Army в Америке, Oxfam и другие благотворительные организации в Европе. Доходы таких магазинов, как правило, шли на поддержку бедных слоев населения.

В США во время Великой депрессии 1930-х из-за экономических трудностей спрос на подержанные товары резко возрос. Секонд-хенд стал неотъемлемой частью жизни многих американцев, которые не могли позволить себе новые вещи. Во время и после Второй мировой войны магазины бывших в употреблении вещей также стали важным источником доступных покупок, развитию этого рынка способствовал дефицит сырья и товаров первой необходимости.

В Европе после Второй мировой войны, особенно в 1950-х-1960-х, рынок секонд-хенда также начал расширяться — ощущалась сильная потребность в экономии и доступных товарах.

В России официальный рынок секонд-хенда начал складываться во времена «новой экономической политики» (НЭП) в 1920-х: тогда появились первые лицензированные комиссионные магазины, торговля в которых регулировалась государством. После сворачивания программы НЭП их количество резко сократилось, продажа подержанных вещей вновь приняла стихийный, спекулятивный характер.

После окончания Великой Отечественной войны вновь стало больше «комиссионок», в них продавались военные трофеи из Германии. Когда они закончились, магазины перешли на отечественный ассортимент. Государство поощряло комиссионную торговлю, однако все процессы были жестко зарегулированы: к примеру, не разрешалось ставить цены выше, чем в государственных торговых точках. С учетом комиссии за услуги и уценки за износ, продажа вещей становилась невыгодной для собственника. Такое положение дел сохранялось вплоть до середины 1980-х, когда в перестройку стали появляться торговые кооперативы, и комиссионки утратили монополию. Бывший в употреблении товар стали сдавать кооператорам, которые сразу платили деньги без ожидания реализации.

Последняя треть XX века стала периодом значительных изменений для рынка подержанных вещей в США и в Европе. Секонд-хенд начал восприниматься не только как доступный способ покупки одежды, но и как возможность самовыражения через моду. Винтажная одежда стала символом контркультурных движений, таких как хиппи и панк, представители которых искали уникальные предметы гардероба, выделяющиеся на фоне массовой моды.

В 1980-х-1990-х этот сегмент рынка продолжил расти в связи с экономическими переменами и ростом потребления. Глобализация и рост сетей массового ритейла привели к увеличению объемов производства одежды, также увеличились объемы не распроданных товаров, которые часто поступали на рынок секонд-хенда. В то же время появилось множество специализированных магазинов, в том числе концепт-сторов, ориентированных на винтажную и подержанную одежду, что привлекло новую аудиторию, заинтересованную в эклектичном и ретро-стиле.

В 1990-х — начале 2000-х, с появлением и распространением доступного интернета, открылись новые возможности для покупки и продажи подержанных товаров более широкой аудитории, что способствовало существенному увеличению объемов рынка секонд-хенда. К примеру, первая интернет-площадка для торговли подержанными вещами eBay за короткое время стала одной из самых популярных платформ в мире. Вслед за ней появились и другие крупные игроки в области электронной продажи бывших в употреблении вещей: ThredUp, Poshmark, The RealReal в США, Depop в Италии, Vinted в Литве, Vestiaire Collective во Франции и др.

Рынок секонд-хенда продолжает привлекать новых участников, включая крупных ритейлеров H&M, Levi’s, Patagonia и др., которые запускают собственные программы по перепродаже одежды.

По некоторым оценкам, мировой рынок секонд-хенда в начале 2020-х составлял 3% до 5% общего объема продаж одежды, обуви и аксессуаров. Аналитики прогнозируют, что этот сегмент ритейла будет продолжать расти, что обусловлено борьбой с перепроизводством одежды, увеличением спроса на устойчивое потребление, развитием онлайн-платформ и повышением интереса к уникальной винтажной одежде.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Баленсиага Кристобаль (Balenciaga Cristóbal)
Испанский дизайнер, основатель одноименного модного дома.
Зандер Жиль (Sander Jil)
Немецкий дизайнер, основатель модного дома Jil Sander, «королева минимализма».
KazanExpress
Российский маркетплейс с головным офисом в Зеленодольске (Республика Татарстан).
Арутюнов Александр
Российский дизайнер, основатель одноименного бренда одежды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю