Секонд-хенд

Торговля подержанными товарами существовала на протяжении веков, но структурированная форма
секонд-хенда (англ. «second hand» — «вторые руки»), начала формироваться только в середине XIX столетия. Первоначально формат был связан с благотворительными организациями, которые собирали одежду для нуждающихся, однако в XX веке начал приобретать более коммерческий характер — стали появляться специализированные магазины. Товары предоставляли как частные лица, так и компании: Goodwill Industries и Salvation Army в Америке, Oxfam и другие благотворительные организации в Европе. Доходы таких магазинов, как правило, шли на поддержку бедных слоев населения.В США во время Великой депрессии
1930-х из-за экономических трудностей спрос на подержанные товары резко возрос.Секонд-хенд стал неотъемлемой частью жизни многих американцев, которые не могли позволить себе новые вещи. Во время и после Второй мировой войны магазины бывших в употреблении вещей также стали важным источником доступных покупок, развитию этого рынка способствовал дефицит сырья и товаров первой необходимости.В Европе после Второй мировой войны, особенно в 1950-
х-1960-х , рыноксеконд-хенда также начал расширяться — ощущалась сильная потребность в экономии и доступных товарах.В России официальный рынок
секонд-хенда начал складываться во времена «новой экономической политики» (НЭП) в1920-х : тогда появились первые лицензированные комиссионные магазины, торговля в которых регулировалась государством. После сворачивания программы НЭП их количество резко сократилось, продажа подержанных вещей вновь приняла стихийный, спекулятивный характер.После окончания Великой Отечественной войны вновь стало больше «комиссионок», в них продавались военные трофеи из Германии. Когда они закончились, магазины перешли на отечественный ассортимент. Государство поощряло комиссионную торговлю, однако все процессы были жестко зарегулированы: к примеру, не разрешалось ставить цены выше, чем в государственных торговых точках. С учетом комиссии за услуги и уценки за износ, продажа вещей становилась невыгодной для собственника. Такое положение дел сохранялось вплоть до середины
1980-х , когда в перестройку стали появляться торговые кооперативы, и комиссионки утратили монополию. Бывший в употреблении товар стали сдавать кооператорам, которые сразу платили деньги без ожидания реализации.Последняя треть XX века стала периодом значительных изменений для рынка подержанных вещей в США и в Европе.
Секонд-хенд начал восприниматься не только как доступный способ покупки одежды, но и как возможность самовыражения через моду. Винтажная одежда стала символом контркультурных движений, таких как хиппи и панк, представители которых искали уникальные предметы гардероба, выделяющиеся на фоне массовой моды.В 1980-
х-1990-х этот сегмент рынка продолжил расти в связи с экономическими переменами и ростом потребления. Глобализация и рост сетей массового ритейла привели к увеличению объемов производства одежды, также увеличились объемы не распроданных товаров, которые часто поступали на рыноксеконд-хенда . В то же время появилось множество специализированных магазинов, в том числеконцепт-сторов , ориентированных на винтажную и подержанную одежду, что привлекло новую аудиторию, заинтересованную в эклектичном иретро-стиле .В
1990-х — начале2000-х , с появлением и распространением доступного интернета, открылись новые возможности для покупки и продажи подержанных товаров более широкой аудитории, что способствовало существенному увеличению объемов рынкасеконд-хенда . К примеру, перваяинтернет-площадка для торговли подержанными вещами eBay за короткое время стала одной из самых популярных платформ в мире. Вслед за ней появились и другие крупные игроки в области электронной продажи бывших в употреблении вещей: ThredUp, Poshmark, The RealReal в США, Depop в Италии, Vinted в Литве, Vestiaire Collective во Франции и др.Рынок
секонд-хенда продолжает привлекать новых участников, включая крупных ритейлеров H&M, Levi’s, Patagonia и др., которые запускают собственные программы по перепродаже одежды.По некоторым оценкам, мировой рынок
секонд-хенда в начале2020-х составлял 3% до 5% общего объема продаж одежды, обуви и аксессуаров. Аналитики прогнозируют, что этот сегмент ритейла будет продолжать расти, что обусловлено борьбой с перепроизводством одежды, увеличением спроса на устойчивое потребление, развитиемонлайн-платформ и повышением интереса к уникальной винтажной одежде.