О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Kids

Маркировка детских товаров. Инструкция для предпринимателей

Эксперт Елена Письменская, основатель консалтингового агентcтва Kids Fashion Retail, рассказывает, как действовать предпринимателям – производителям и продавцам – в новых реалиях
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Gulliver
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Одна из самых горячо обсуждаемых тем сегодня — маркировка товаров легкой промышленности. Началась она с шуб, потом взялись за обувь, далее за некоторые категории одежды — с перспективой полной системы контроля отрасли к 2024 году.

Такое внимание российского правительства к нашей индустрии объясняется высокой долей импорта (примерно 80%), часто нелегального — в некоторых категориях доля контрафакта, по оценкам специалистов, достигает 30–40%.

Что касается детских товаров, то в данном случае речь идет о детской обуви, верхней одежде, блузках для девочек, а также постельном белье.

Давайте рассмотрим, как же действовать предпринимателям — производителям и продавцам — в новых реалиях.

На мой взгляд, система учета маркировки и подключение к ней сделаны достаточно простыми. «Честный ЗНАК», оператор проекта, постарался учесть интересы и возможности каждого участника процесса — от крупного производителя и импортера до небольшого розничного магазина. Например, для создания кодов маркировки производителям и импортерам бесплатно предоставляются программно-аппаратные комплексы, а для оптовых и розничных компаний предусмотрена удаленная генерация кодов — компании получают уже готовые этикетки или коды, которые надо встроить в свою этикетку.

Хотя, безусловно, процесс общей регистрации и учета не может быть комфортным: все новое вызывает много вопросов, да и в ходе внедрения неизбежно будут возникать разные накладки. Давайте разберем нововведения, которые нас уже коснулись.

markirovka-1.jpg

Схема отслеживания движения товара

6 шагов для того, чтобы стать участником оборота маркированных товаров

1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на сайте crpt.ru.

2. Зарегистрироваться в личном кабинете и заполнить профиль на сайте честныйзнак.рф.

3. Описать товары в личном кабинете на сайте честныйзнак.рф.

4. Получить доступ к программно-аппаратному комплексу (ПАК). Производителю или импортеру оборудование предоставляется бесплатно, оптовому или розничному продавцу оборудование не нужно — он получает доступ к созданию кодов маркировки.

5. Заказать коды маркировки и нанести их на товар.

6. Оптовому оператору при помощи электронного документооборота нужно оформить универсальный передаточный документ (УПД), т. е. накладную о перемещении товара от продавца к покупателю. Розничному оператору — оформить выбытие товара через онлайн-кассу.

markirovka-2.jpg

Подготовка собственных учетных систем

4 действия, чтобы встроиться в систему маркировки

1. Перейти на электронный документооборот (ЭДО). Те, кто работает с крупными маркетплейсами, например Wildberries или Ozon, уже хорошо знакомы с ЭДО. Владельцам маленьких магазинов предстоит освоить данный несложный процесс.

2. Приобрести или обновить программное обеспечение, для того чтобы система могла считывать и работать с кодами Data Matrix. В оптовой торговле информация передается с помощью накладных в ЭДО, в розничном магазине — через кассу.

3. Приобрести или обновить прошивку онлайн-касс. Больше всего изменений ляжет на плечи небольших региональных магазинов, которые применяли упрощенную налоговую систему ЕНВД. Теперь им необходимо подключить онлайн-кассу и перейти на другую систему. Что же касается остальных участников, то пока, возможно, их оборудования будет достаточно: остатки, которые необходимо ввести в систему учета «Честный ЗНАК», вводятся по схеме «Сокращенное описание товара», и вместо того чтобы заполнять 12 пунктов, достаточно описать только 4 (см. таблицу).

4. Ввести у себя на складе WMS-хранение. Здесь главным является не заведующий складом, который много лет работает, поэтому только он знает, где что лежит, а отлаженная система ячеечного хранения товара, которая позволяет увидеть, где находится каждый конкретный артикул.

Учет теперь станет поартикульным, недостачи и пересортировки будут тормозить, усложнять процесс перемещения товара на любом участке данной цепи. Среди ключевых преимуществ новой системы хочется отметить, что теперь производитель или импортер, который создал код продукции, может посмотреть в системе, у какого клиента и сколько товара «зависло». Раньше о такой информации можно было только мечтать, долго договариваясь с клиентами о предоставлении отчетов.

markirovka-3.jpg

Схема выбытия товара (в розничном магазине)

Выстроить процесс

Описанные выше изменения говорят не столько о дополнительных затратах, сколько о том, что необходимо изменить бизнес-процессы, а в некоторых компаниях — и внедрить их с нуля.

В своей практике я нередко сталкиваюсь с собственниками розничных магазинов детской одежды и обуви, которые вспоминают былые годы высоких продаж и сетуют на нынешний упадок. Однако, когда мы начинаем говорить о конкретных данных, чтобы понять, где и какими способами можно повысить эффективность, они не могут привести никакой статистики. Собственники не отслеживают важные показатели бизнеса. Например, часто пренебрегают измерением трафика входящих посетителей. Не знают емкость своего чека. Про остатки говорят: «Они есть в системе…» А проанализировать, рассортировать по ликвидности и продумать способы реализации — руки не доходят.

Мир изменился, и работать так, как в девяностых или нулевых, уже не получится. Нас ждут новые технологии и новые этапы развития.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний