О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Устойчивая мода (sustainable fashion)

Создание fashion-продукции, которая производится, продается, используется и утилизируется экологически и социально ответственным образом, не оказывая вредного воздействия на окружающую среду.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Понятие «устойчивая мода» связано с термином «устойчивое развитие» (англ. sustainable development; sustainability — «устойчивость»), который впервые был употреблен в докладе «Наше общее будущее» («Our Common Future») Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году. В нем описывалась модель развития человечества, в которой удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений достигается без лишения таковой возможности для будущих поколений.

В 2004 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) в докладе «Неравнодушный побеждает» («Who Cares Wins») сформулировал ESG-принципы устойчивого бизнеса: E (анг. environment — «окружающая среда») — ответственное отношение к окружающей среде; S (анг. social — общественный) — высокая социальная ответственность; G (англ. governance — управление) — качественное корпоративное управление.

Устойчивая мода предполагает: безопасные и этичные условия труда работников, ответственное потребление природных ресурсов, минимизацию или исключение отходов, поддержку экономики региона производства, прозрачность информации о производстве. Компании, развивающие устойчивый бизнес, стремятся снизить углеродный след (совокупность выбросов парниковых газов) от своей деятельности, выступают против жестокого обращения с животными, отказываются от использования натуральных меха, кожи и перьев, применяют техники ресайклинга и апсайклинга, переходят на экологичную упаковку товаров.

Сегодня действует ряд международных сертификаций, а том числе B Corp, Bluesign, Fair Trade USA, позволяющих потребителю оценить устойчивость модного бренда и не стать жертвой гринвошинга.

В России рэнкингом устойчивых брендов занимается организация «Лига зеленых брендов». Национальный «зеленый» стандарт «Устойчивое развитие бренда (компании)» разрабатывается с 2021 года совместно с «Роскачеством» и предполагает подготовку «зеленого» сертификата государственного образца.

Одним из первых брендов устойчивой моды стал Stella McCartney. В 2002 году в своей дебютной коллекции креативный директор Стелла Маккартни отказалась от использования натуральных кожи, меха и перьев. В рамках сотрудничества с биотехнологической компанией Bolt Threads (Сан-Франциско) она перешла на экологичные материалы и стала создавать коллекции из регенерированного кашемира, экоустойчивой шерсти, высококачественного шелка из дрожжей и кожи мицелия. В партнерстве с некоммерческой организацией Parley for the Oceans (Нью-Йорк) Стелла Маккартни выпустила одежду и обувь из океанического пластика. В 2018 году дизайнер анонсировала совместную с ООН инициативу по борьбе с негативным влиянием fashion-индустрии на экологию.

В 2019 году модный конгломерат Kering (владеет брендами Gucci, Alexander McQueen, Bottega Veneta, Saint Laurent, Brioni и др.) объявил, что достигнет полной углеродной нейтральности к 2025-му. Корпорация использует методику «Environmental Profit and Loss» (EP&L), в рамках которой подсчитывается общий ущерб, наносимый окружающей среде. Выбросы парниковых газов компания компенсирует посредством инвестиций в природоохранительную организацию REDD+, которая сохраняет критически важные леса и биоразнообразие, а также поддерживает средства к существованию живущих в лесах сообществ.

Пионером в области ресайклинга стал лондонский бренд Patagonia, который первым выпустил коллекцию из переработанных бутылок в 1993 году. В 2011-м компания запустила программу «Common Threads» по починке одежды и экипировки. В 2021 году в рамках сотрудничества с организацией Graviky Labs (Индия) бренд создал коллекцию с помощью технологии AIR-INK — инновационная методика позволила вычленить из воздуха грязные частицы, очистить их и превратить в пигмент. В 2023 году компания представила джинсовую рубашку, полностью выполненную из восстановленных материалов без примесей и первичных волокон.

Лидером рейтингов условий труда на предприятиях индустрии моды несколько раз становился немецкий спортивный бренд Puma. В 1993 году компания опубликовала кодекс поведения, в котором были утверждены главные принципы работы по улучшению социальных, экологических и технических условий труда на фабриках. В 2004 году ритейлер стал членом Ассоциации справедливого труда. Puma готовит инструкторов по охране труда в учебном центре Международной организации труда, а также выступает против критически низкой оплаты, гендерной дискриминации и эксплуатации детского и рабского труда. Отдельное направление внутренней политики компании — защита прав женщин посредством сотрудничества с некоммерческими организациями и образовательных инициатив. В 2023 году бренд получил награду лучшего работодателя (Top Employer) в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Северной и Латинской Америке от Института лучших работодателей.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний