Гринвошинг (greenwashing)
Термин «гринвошинг» введен в обиход американским экоактивистом Джеем Вестервельдом (Jay Westerveld), опубликовавшим в 1986 году эссе о практике введения клиентов в заблуждение в Beachcomber Resort на островах Фиджи. Администрация отеля предлагала использовать полотенца несколько раз, чтобы сохранить водные ресурсы и снизить вред, наносимый коралловым рифам. В действительности, как считал автор эссе, менеджмент хотел снизить расходы на стирку.
В 2012 году журнал Natural Science выпустил отчет о том, что окрашивание тканей — второй после сельского хозяйства источник загрязнения пресной воды. Публикация вызвала широкий резонанс: покупатели стали активнее интересоваться темой ответственного потребления и экологичности приобретаемых товаров. Чтобы удовлетворить этот общественный запрос, многие компании стали прибегать к гринвошингу. Самой известной манипуляцией стало использование маркировок «органически чистый», «не тестируется на животных», «биоразлагаемый», «веганский» без веских на то оснований. Также бренды стали заявлять о выпуске линеек из переработанных материалов, о сортировке отходов и переходе на экологичную упаковку, что не соответствовало действительности.
В июне 2022 года французская природоохранительная организация Zero Waste France подала иски против производителей спортивной одежды adidas и New Balance. Компании заявляли, что стремятся «сохранить планету» и «экологически чистые источники». Однако Zero Waste France обнаружила, что кроссовки adidas произведены из полиэстера, наносящего ущерб экологии, а подметка на обуви New Balance лишь на 5% состоит из переработанных материалов.
Другой скандал связан со шведским ритейлером H&M: в августе 2022 года американка Челси Коммодоре (Chelsea Commodore) подала коллективный иск, обвинив компанию в гринвошинге. На одной из учетных карточек экологичности было прописано, что на производство платья ушло на 20% меньше воды. Этот показатель был основан на данных Higg MSI (индекс устойчивости материалов). Американское издание Quartz провело независимое расследование, в ходе которого выявило, что на изготовление платья ушло на 20% больше воды. При этом вещи с маркировкой «сознательный выбор» оказались на порядок дороже аналогичных товаров H&M. После публикации отчета Quartz компания H&M удалила свои профили устойчивого развития Higg.