Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Параллельный импорт

Ввоз в страну оригинального товара без согласия правообладателя
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Термином «параллельный импорт» обозначают ввоз в страну продукции без разрешения правообладателя товарного знака, который может происходить одновременно с поставками этого же товара от официальных дилеров.

Понятие получило в России юридическое распространение в 2002 году, к нарушителям прав на товарный знак применялись нормы гражданско-правовой и административно-правовой ответственности. В частности, согласно ст. 1487 Гражданского кодекса РФ продукция могла ввозиться в страну только непосредственно самим правообладателем или с его согласия, а «параллельный» импорт считался контрабандой.

После начала российско-украинского вооруженного конфликта в феврале 2022 года несколько сотен международных компаний заявили о приостановке деятельности в России. По информации агентства Knight Frank, только в сфере ритейла свою работу на российском рынке к апрелю 2022-го остановили около 160 зарубежных брендов, в том числе Nike, adidas, Chanel, H&M, Zara, Uniqlo. Кроме того, США, страны Евросоюза и другие государства запретили ввозить в Россию некоторые товарные категории.

В ответ на санкции правительство РФ 29 марта 2022 года приняло Постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения ГК РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности…», легализовав импорт востребованных продуктов иностранного производства без согласия правообладателей. Сформировать перечень товаров «параллельного импорта» было поручено министерству промышленности и торговли РФ (минпромторг), которое пояснило, что включит в него продукцию только тех брендов, которые прекратили или приостановили работу в России.

23 апреля 2022 года минпромторг утвердил список, в который попали производители пяти десятков категорий, в том числе одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии. В августе в перечень была включена косметическая продукция Lancôme, Redken, Yves Saint Laurent, Helena Rubinstein, Valentino, Giorgio Armani, Kerastase, в ноябре в список попал adidas, в августе 2023 года — очки Ray-Ban, HUGO и Calvin Klein.

Федеральная антимонопольная служба РФ заявила, что параллельный импорт «разовьет конкуренцию между брендами за счет увеличения числа предприятий, ввозящих товары в Россию, что приведет к снижению цены на эти товары». Против такой трактовки активно возражают некоторые российские производители и ритейлеры одежды и обуви. В частности, президент ГК ZENDEN Андрей Павлов в интервью PROfashion отметил, что выступает против легализации параллельного импорта, поскольку она открывает дорогу «серым» игрокам: «Сейчас на тысячу евро можно завозить любую обувь без таможенных пошлин и НДС. На тысячу пар оригинальных кроссовок мировых брендов завезут нелегально или произведут здесь 10 тысяч пар контрафакта. В итоге мы имеем большую дыру в федеральном бюджете».

Однако минпромторг и Федеральная таможенная служба РФ настаивали, что параллельный импорт не означает легализацию контрафактной продукции, но направлен на разрешение ввоза только оригинальной качественной продукции, а национальный оператор «Честный ЗНАК» напомнил, что постановление правительства РФ № 506 не отменяет необходимости нанесения цифровой маркировки на эти товары.

Практика параллельного импорта базируется на принципе исчерпания прав правообладателя после первой продажи товара — таким образом, приобретая его у дистрибьюторов в третьих странах (преимущественно Турции и государствах ЕАЭС), компании получают возможность его легальной реализации в России.

Легализацию параллельного импорта поддержали крупнейшие российские маркетплейсы. Так, пресс-служба Wildberries заявила, что эта инициатива поможет расширению ассортимента, разнообразию товаров, сдерживанию роста цен в России, а также созданию новых рабочих мест, а пресс-служба Ozon — что легализация параллельного импорта приведет к положительным эффектам как для потребителей, так и для конкуренции на рынке.

По данным ФТС, с 17 мая по август 2022 года по схеме параллельного импорта в Россию было ввезено товаров на сумму 9,4 млрд долларов. При этом объем ввезенного контрафакта, по информации ФТС, увеличился с 4,9 млн единиц за январь—сентябрь 2021 года до 7 млн в аналогичный период 2022-го.

В сентябре того же года глава минпромторга Денис Мантуров сообщил, что действие параллельного импорта будет продлено на 2023 год. В июле 2023-го минпромторг снизил количество позиций в перечне иностранных товаров, разрешенных к ввозу без согласования с правообладателем, с 1300 до 300. По словам главы Дениса Мантурова, список будет сокращаться по мере появления отечественных аналогов.


tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Эльбаз Альбер (Elbaz Alber)
Французский дизайнер израильского происхождения, бывший креативный директор Yves Saint Laurent, Lanvin и др., основатель бренда AZ Factory.
Choupette
Российский бренд детской одежды со штаб-квартирой  в Москве.
MY812
Российский бренд женской одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Lee
Американский бренд джинсовой одежды со штаб-квартирой в Гринсборо (Северная Каролина, США), принадлежит VF Corporation.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю