О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Право

Легально нелегальный импорт

Кто несет ответственность за товары, ввозимые в Россию без согласия правообладателя?
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Оксана Курочкина, почетный адвокат, член Общественного совета при «Роспатент», эксперт ТПП РФ, АСИ, РЭЦ, рассказывает о юридических нюансах по схеме параллельного импорта.

Курочкина1.jpg

Оксана Курочкина

Что значит «параллельный импорт»? В чем особенность такого вида торговли в России?

Параллельный импорт — это ввоз оригинального товара из третьих стран без согласия правообладателя. В ГК РФ установлена гражданско-правовая ответственность импортера товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, перед правообладателем, если последний не давал разрешение на ввоз своей продукции в ЕАЭС. Суд может признать такие товары контрафактными и назначить наказание в виде денежных компенсаций правообладателю от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Таможенные органы не борются с ввозом оригинальных товаров без согласия правообладателя — они противодействуют только ввозу подделок. Помимо регистрации товарных знаков в Роспатенте или международной регистрации существует еще и Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), предназначенный для защиты правообладателей товарных знаков от ввоза контрафакта на территорию России. Еще в начале этого года для подачи таможенной декларации на продукцию с товарным знаком, который включен в ТРОИС, необходимо было предоставить письменное согласие правообладателя или лицензионный договор.

Теперь параллельный импорт частично легализован. На товарные знаки, которые указаны в ТРОИС и одновременно содержатся в перечне Минпромторга РФ (Приказ Минпромторга от 19.04.2022), не распространяется требование о предоставлении согласия или лицензионного договора при подаче таможенной декларации. Для остальных объектов интеллектуальной собственности параллельный импорт по-прежнему наказуем, и при ввозе таких товаров в РФ необходимо предоставить согласие правообладателя или лицензионный договор.

Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532
«Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия»

Использовался ли данный вид импорта до введения санкционных ограничений?

Обычно известные торговые марки имеют закрытый список официальных дистрибьюторов, которые вправе поставлять продукцию в РФ. Все остальные импортеры, заинтересованные в поставках товаров таких брендов, действовали на свой страх и риск и раньше часто использовали закупки у иностранных дилеров через третьи страны, либо ввозили товары через другие государства ЕАЭС.

Можно ли считать продукцию, поставляемую таким путем, контрафактной?

Как я уже упомянула, с точки зрения гражданского законодательства такая продукция может быть признана контрафактной, но только судом, после иска правообладателя.

Как иностранные модные производители относятся к такого рода поставкам? Сказывается это как-либо на их имидже, прибыли и прочем?

Здесь важно понимать, какую политику ведет производитель. Если товар на рынке новый и необходимо его максимальное продвижение, обычно правообладатели не возражают против продаж на территории РФ помимо официальных дилеров. Если же бренд на рынке давно и хорошо известен, здесь разгорается борьба за покупателя, и становится важно ограничить количество каналов для ввоза товаров.

Где, как правило, реализуется ввезенный товар по схеме параллельного импорта?

Оригинальные товары, ввезенные без согласия правообладателя, обычно реализуются в небольших торговых точках и на «Авито», поскольку крупные ТЦ и маркетплейсы достаточно строго подходят к продаже товаров с товарными знаками. Ведь с точки зрения гражданского законодательства реклама, продажа и даже хранение товаров с товарным знаком, ввоз которых был осуществлен без согласия правообладателя, является нарушением!

Если в товаре, доставленным параллельным импортом, после приобретения его покупателем обнаруживается брак, то какие риски и ответственность несет продавец?

Согласно закону «О защите прав потребителей» продавец несет такую же ответственность перед покупателем за продажу некачественного товара, как и производитель товара. Потребитель сам вправе выбрать, к кому обратиться с претензией, или же может привлечь к ответственности обоих. Закон «О защите прав потребителей» действует на все товары — неважно каким путем они ввезены.

Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. При этом клиент вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Продавец обязан принять такой товар и в случае необходимости провести проверку его качества.

Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Моральный вред, причиненный покупателю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Подлежат ли товары параллельного импорта маркировке и возникают ли с ней какие-то проблемы?

Товары параллельного импорта подлежат маркировке, если это предусмотрено действующим законодательством в отношении указанной группы товаров. Как мне известно, в настоящее время проблем с маркировкой товаров параллельного импорта не возникает.

Национальная система маркировки товаров «Честный ЗНАК»:

«Продукция, ввозимая в страну, должна отвечать всем требованиям к качеству, соответствовать всем нормативам, обладать необходимой разрешительной документацией. Постановление Правительства РФ № 506 от 29.03.2022 о разрешении параллельного импорта — ввоза в страну товаров без разрешения правообладателя — не отменяет необходимости нанесения цифровой маркировки на эти товары.

В настоящее время в России создана вся инфраструктура для оперативного нанесения такой маркировки в ходе таможенного оформления товаров. На сайте оператора системы маркировки честныйзнак.рф опубликован полный перечень таможенных складов, готовых обеспечить маркировку ввозимых в Россию товаров. Стоимость кода маркировки составляет 50 копеек и не влечет за собой удорожания стоимости товаров для конечного потребителя.

Кроме того, в полном объеме сохраняется возможность покупателя с помощью мобильного приложения „Честный знак“ отсканировать код, нанесенный на товар, который еще находится на полке магазина, проверить его легальность, а также получить исчерпывающую информацию о нем еще до совершения покупки».

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний