Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Дизайн

В поисках себя

Молодые марки, идея которых базируется на изучении национальных костюмов
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Фото: Королевская академия изящных искусств в Антверпене (@antwerpfashionofficial в Instagram)

Растет число молодых марок, идея которых базируется на исследовании национальных костюмов и давних швейных традиций. Но обновленное вдохновение этникой — это уже не примитивный копипаст узнаваемых ярких орнаментов, как это было совсем недавно, а поиски смысла, вложенного в одежду много веков назад.

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Сегодня дизайнеры отправляются в прошлое, чтобы вернуть саму суть дизайна. Изучая костюм, они понимают, что этническая одежда целесообразна, каждая ее деталь оправданна и продиктована особенностями материала, климата, образа жизни, социального статуса. А все «украшательства», рисунки, орнаменты — это коды, язык, на котором «разговаривал» костюм. Такие вещи заставляют задуматься: неужели мы утеряли одну из важных способностей — производить полностью осмысленную одежду? Поэтому роль дизайнеров, которые обращаются к этнике, может быть весьма значительной — эту самую способность вернуть.

Сегодняшние fashion-экспериментаторы не воспринимают традиционный костюм как что-то священное и незыблемое, как то, что уже не может быть подвергнуто эволюции. В международных школах дизайна есть специальные занятия, посвященные воссозданию исторических и этнических костюмов. Например, в Королевской академии изящных искусств преподаватели следят, чтобы реконструкция была максимально достоверной, а упор делается на конструктивных линиях, пропорциях и силуэте: студенты изготавливают «реплики» из однотонного материала, чтобы лучше понять и прочувствовать форму одежды, логику ее происхождения. Принты и рисунки изучаются тоже, но уже отдельно. Студентам подсказывают, что не обязательно вдохновляться историей своей родной страны. Напротив, умение увидеть что-то знакомое в чужой культуре, бережно и чутко ее интерпретировать — важное качество для дизайнера.

Но реальность сейчас слегка абсурдна. С одной стороны, пропагандируется и поощряется культурное разнообразие, с другой — существует опасность нарваться на обвинения в экспроприации, «позаимствовав» визуальные коды национальных меньшинств. При этом появляется все больше дизайнеров-космополитов, которые родились в одной стране, учились в другой, а бренд развивают в третьей — как они могут отделить «свое» от «чужого»? Визуальная сеть Pinterest, проанализировав интересы и запросы пользователей, выделила internationally inspired как один из сильных трендов 2020 года. «Ремесленники со всего мира используют цифровые медиа, — говорится в прогнозе. — Их рассказы о наследии и традициях распространяются повсюду, вдохновляя других попробовать что-то новое». Во время путешествий, отмечают аналитики, тоже повысился спрос на знакомство с локальными культурами, с ремесленными традициями в рамках получения нового опыта, который сейчас ценится больше привезенных из-за границы сувениров.

Маруся Казакова, которая училась в fashion-школах Москвы, Лондона и Нью-Йорка, была очарована поэтичностью африканских и североамериканских нарядов, которые ей удалось объединить с русским костюмом. Оказалось, можно найти много общего в ритмах орнаментов, в красках, в простых по крою вещах, расшитых бусинами и тесьмой. Леонид Батехин, как и Казакова, учился в Нью-Йоркском институте Parsons, а после запустил лейбл Occhii и теперь изготавливает одежду из павловопосадских шалей. По словам дизайнера, он не покупает платки специально, а «спасает» текстиль, отбракованный на российских фабриках.

Маша Андрианова провела детство в Бельгии и Франции, училась в парижской школе Atelier Chardon Savard. Еще во время учебы почувствовала интерес к корням и, переехав в Россию, углубилась сначала в историю семьи, а затем — в историю костюма. Сегодня Маша делает спокойные, минималистичные платья и блузы, в основе которых — форма старинной русской северной одежды, намеренно очищенной от декоративности. Тем, кто вырос в стране на обломках Союза — или в бывших союзных республиках, — приходится буквально по крупицам восстанавливать приметы собственной идентичности: в эпоху перемен многое было утеряно и забыто. Москвичка Женя Ким помещает в ДНК своего бренда и национальный корейский костюм, и воспоминания о детстве, проведенном в Узбекистане. Автор марки Azi Азиза Азим вдохновляется культурой Шелкового пути, рукотоворные материалы покупает в Индии, а лукбуки снимает в Узбекистане, где жили ее родители.

Но если погружаться в историю национального быта несерьезно, без особой любви к предмету, можно скатиться в лубочность и формализм. Авторы онлайн-проекта Ornamika проделали грандиозную работу по оцифровке и помещению в единый архив нескольких тысяч орнаментов, но уже получили порцию критики от специалистов — реконструированные орнаменты, а также их интерпретации должны отрисовываться не механически, а с пониманием того, что означает каждая «буква» узора, как ее читать. В умении объединять современное и историческое особенно показательны марки, работающие с мусульманской эстетикой, они демонстрируют, как можно сохранять каноны и в то же время предлагать актуальную и даже порой авангардную одежду: в формате modest fashion работают дизайнер-минималист Каролина Павловская, запустившая марку Annur Clothes, и талантливая художница Асия Бареева.

Дизайн развивается, как правило, вопреки устойчивым мнениям и трендам, потому что сам их задает. И возможно, инспирация национальной эстетикой как общекультурными корнями в условиях, когда в любой момент можешь быть подвергнут обвинениям, что не имеешь права вдохновляться не «своим», это и есть как раз путь рождения настоящего дизайна, который не идет на поводу у стереотипов и клише.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Статьи по теме
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Правила честной игры: инструкция для брендов, которые хотят стать осознанными

Как модному бренду прийти к осознанности, рассказывает Екатерина Насурдинова, основатель DADAknit.
5 февраля 20:34
11 369

Как выделить свой товар на Wildberries

Как выделить свой товар на маркетплейсе Wildberries в условиях «бесконечной полки» в разогретых нишах fashion-розницы?
6 декабря 10:03
12 646

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства, и как это соотносится с реальным гардеробом молодых мам.
16 сентября 22:33
13 068

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
25 055

В формате сотворчества. Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности

Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности.
30 августа 23:58
26 097

Мойдодыр для сникерхедов. Как зародился рынок химчисток для кроссовок

Как зародился рынок химчисток для кроссовок и кто приложил к этому руку.
5 июля 17:08
26 915

Гид

Смит Пол (Smith Paul)
Британский дизайнер, основатель одноименного бренда.
Российская текстильная неделя
Крупнейшее в России конгрессно-выставочное мероприятие, посвященное текстильной и легкой промышленности.
Ralf Ringer
Российский производитель и ритейлер обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Agent Provocateur
Британский премиальный бренд нижнего белья со штаб-квартирой в Лондоне; принадлежит Frasers Group PLC.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю