На свободные места
Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
Горизонтальная экспансия
Согласно данным PROfashion, рейтинг крупных российских одежных сетей по числу магазинов, открытых к 1 июля 2023 года, возглавили Gloria Jeans, O’STIN, «Спортмастер», Familia, «ТВОЕ», бренды Concept Group (Acoola, Concept Club, Infinity Lingerie), Melon Fashion Group (ZARINA, Befree, sela, LOVE REPUBLIC), а также Elis + Lalis.
Если сравнить текущие показатели с данными Fashion Consulting Group за допандемийный 2019 год, можно увидеть, что ряд сетей существенно нарастил число точек продаж: например, Gloria Jeans (с 584 до 704), Familia (с 269 до 420), «ТВОЕ» (с 272 до 340), ZARINA (с 173 до 297). В то же время другие игроки либо остались на уровне
«Федеральные и локальные сети, которые задумывались о стратегическом развитии, просчитывали риски и угрозы ближайших лет, имели инсайдеров в правительстве, думали об устойчивом развитии бренда, аккумулировали финансовые ресурсы для развития
По числу открытий за последние полтора года среди крупных российских сетей лидируют Gloria Jeans (99), ZARINA (91) Befree (84), sela (54), LOVE REPUBLIC (41), Familia (27). При этом некоторые лидеры запускают новые магазины опережающими темпами. Так, Befree открыла в
Аналогичную ситуацию можно наблюдать среди быстро растущих сетей, насчитывающих до 100 торговых точек: SAVAGE (4 магазина в 2022 году и 12 в первом полугодии
«С уходом из России иностранных брендов появился шанс занять освободившиеся ниши на рынке, и многие локальные розничные сети не упустили данной возможности», — считает Елена Письменская, генеральный директор Fashion Force.
Дания Ткачева уточняет: «Интенсивность экспансии сетей и расширения торговой площади объясняется, в первую очередь, имеющимися ресурсами бренда на их развитие: наличием собственных или инвестиционных средств, гибкостью команды, наличием штата для расширения, производственных мощностей для заполнения расширяющихся торговых зон. Так, в сезонах
Расширение пространства
Сравнение показателей средней площади магазинов до марта 2022 года и в первой половине
«В первом полугодии мы как открывали новые магазины, так и переезжали в рамках одного ТЦ на большие площади», — уточнили в компании Gloria Jeans. По этому же пути пошла Melon Fashion Group, миксуя открытие точек с релокацией. Так, в первом полугодии
«Когда действующая сеть хочет расширяться, то, если она довольна операционной эффективностью магазина и его локацией, компания выберет или увеличение площади в действующей торговой точке за счет реконструкции соседних помещений или изменение местоположения магазина в этом же торговом центре, — объясняет Дания Ткачева. —
Елена Письменская уточняет: «Количество успешных торговых центров ограничено, и открытие новой точки это всегда больший риск, а также необходимость развития магазина. В то время как расширение площади в существующем ТРЦ означает, что будет представлен больший ассортимент для уже лояльных клиентов. Еще год назад, когда наше агентство занималось поиском и подбором торговых площадей для открытия розничных магазинов женской одежды, мы столкнулись с тем, что несмотря на закрытые магазины и пустующие на тот момент площади, сотрудники торговых центров отмечали: практически каждая российская сеть, у которой точки определенной площади, обращалась с просьбой перевести ее на больший метраж в тех же ТЦ, а кроме того, активно вели переговоры об открытии новых магазинов. Спустя год мы наблюдаем, что этот процесс активно происходит».
В поисках устойчивости
Ключевыми внешними рынками для российских сетей стали Казахстан, Беларусь и другие страны постсоветского пространства, на которых они присутствуют уже несколько лет. «Все эти годы российские сети активно занимали новые площади не только внутри РФ, но и в странах ЕАЭС, в том числе Казахстане и Беларуси. Это вполне оправданно: территориальная близость, знание локального потребителя, общий язык коммуникации и пр.», — комментирует Дания Ткачева.
Среди новых для локальных сетей рынков, активно осваиваемых в последние полтора года, — Армения, куда недавно вышли HENDERSON и LIMÉ, а также ОАЭ, где свои магазины открыли Lichi, 12 STOREEZ и belle you.
Елена Письменская отмечает: «Российские сети воспользовались ситуацией и развиваются, выходя на рынки стран ЕАЭС, СНГ и Эмиратов. Это перспективно, поскольку уже есть положительные примеры: Choupette, Bibiona, Valentin Yudashkin, представленные в этом регионе. Сейчас закрылись возможности развития экспорта на Запад, зато увеличился интерес к Востоку. Конечно, там не все так просто, но у нас с этим регионом есть схожесть в любви к роскоши и декору».
«Выход в ОАЭ является здравым шагом на пути к дифференциации бизнеса и получения выручки в более устойчивой валюте, — считает Дания Ткачева. — Сеть может расти в рублях, но в долларах или другой валюте она падает от года к году. А поскольку для успешного функционирования розничного бизнеса приходится покупать сырье, ткани или другие биржевые товары и расплачиваться валютой, то логичным кажется выход сети в те регионы, где локальная валюта не девальвируется так быстро, как рубль».
Что дальше?
На форуме коммерческой недвижимости Mallpic в Сочи в мае
До конца 2024 года сеть универмагов российских дизайнеров Slava планирует открыть порядка 20 магазинов, NOUN — более 100 собственных и свыше 50 партнерских точек.
«Спортмастер» объявил об открытии в воронежском ТРЦ
«Российские операторы не только расширили площади и открыли новые магазины, но и разработали новые форматы, — отмечает Елена Письменская. — Gloria Jeans представила современный формат магазина в московском ТРЦ „Европейский“: 4000 кв м с интерактивными витринами. Там же LIMÉ запустил концепцию с удобными примерочными и детской коллекцией. Lady&Gentlеman City представила Just Clothes, в котором явно читается формат ушедшего Uniqlo. Приятно, что не просто открываются новые магазины, но операторы отмечают рост продаж. Уверена, что по итогам 2023 года активно развивающиеся российские компании также расскажут нам об увеличении их оборотов».
По данным FCG, в 2022 году продажи российских лидеров
«Важно отметить, что сам факт открытия магазина или темп открытия новых точек сети не являются показателями успешности бизнеса, — уточняет Дания Ткачева. — Магазины как открываются, так и — при неэффективной