Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Лицензия вне конкуренции

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


С начала нулевых на российский рынок детских товаров устремились международные лицензионные агентства. Следом за ними один за другим стали возникать и локальные игроки. Сегодня сегмент лицензионной одежды все еще оценивается участниками рынка как свежий, но быстрорастущий.

От Disney до «Смешариков»

kids.jpgПо данным компании Disney, рынок лицензионной одежды в среднем растет в нашей стране в два раза быстрее, чем рынок одежды в целом, и детский сегмент не является исключением. «Лицензионная одежда заняла прочное место в ассортименте детских магазинов, – подтверждает Олег Кимяшов, генеральный директор компании RIO Fashion. – Спрос на нее следует за развитием каналов коммуникации ребенка с мультфильмами: ему нравится не только играть с любимыми героями, но и носить одежду с их изображением. Тем более сейчас активно растет роль детей в принятии решения о покупке».

Устойчивый спрос наблюдается на вечнозеленые франшизы, такие как «Микки Маус», «Принцессы Disney», «Тачки». Они узнаваемы как среди взрослых, так и среди детей. Например, по данным исследования компании Synovate Comcon, «Тачки» занимают первое место в предпочтениях мальчиков 4–9 лет. Во всех возрастных категориях в первой пятерке любимых героев присутствуют «Трансформеры» и «Человек-Паук». По информации Disney, в последнее время наблюдается значительное увеличение спроса на продукты с изображениями героев MARVEL. Что касается мальчиков старшего возраста, 13–15 лет, они уделяют внимание более «взрослым» брендам, в их рейтингах первое место занимают «Симпсоны».

Лидер у девочек 4–9 лет – бренд WINX. Многие называют любимым персонажем Русалочку, несмотря на слабую представленность бренда в лицензионной продукции. Топовые позиции занимают также «Принцессы Disney», «Барби», «Рапунцель», «Маша и Медведь». Среди любимых персонажей девочек 10–15 лет – «Миньоны», «Гарри Поттер», «Рапунцель», «Даша-Путешественница», «Шрэк», а также «Губка Боб» и «Симпсоны». Один из самых успешных лицензионных брендов, привлекающих девочек всех возрастов, – Monster High.

Если раньше российские производители ориентировались в основном на зарубежные бренды, то в последние годы все чаще обращают внимание на отечественные лицензии. По опросам родителей, персонажи мультфильмов «Маша и Медведь», «Смешарики» и «Лунтик» наиболее привлекают детей до 4 лет, причем «Маша» уверенно лидирует – любимым героем ее назвали 49% опрошенных. Отечественным персонажам удалось потеснить такие сильные зарубежные франшизы как «Тачки» и «Принцессы Disney», занявшие 4-е и 5-е места соответственно.

_MG_3532 copy.jpgПерспективным направлением детской «лицензионки» может стать спортивное, хотя производители детской одежды пока не рассматривают его как приоритетное. «Сегодня популярность спортивных лицензий у компаний, специализирующихся непосредственно на детской одежде, достаточно низкая, – признает Илья Слуцкин, старший менеджер лицензионного агентства ELC. – Изделия для детей под брендами спортивных событий, лиг и команд обычно производит та же компания, которая владеет лицензией на взрослую линейку». Однако мировой опыт говорит о том, что детская одежда занимает все большую нишу в структуре продаж спортивной лицензионной продукции. Так, в ритейле бренда NBA, одного из лидеров в спортивном лицензировании, доля детской одежды составляет порядка 20%.

Вне конкуренции

Крупных компаний, занимающихся детской лицензионной одеждой, в России пока не так много. «Как таковой жесткой конкуренции на рынке нет, – считает Татьяна Затравина, владелец ООО «Эколайф». – Производителей, предлагающих хорошее качество изделий и при этом готовых работать цивилизованно, действительно очень мало».

Eldorado.jpgВ петербургской компании «Эколайф» представлен широкий ассортимент продукции – каталог насчитывает 17 наименований с полной размерной линейкой. «Мы пошли по сложному пути, – говорит Татьяна Затравина. – И выпускаем не только футболки, как это делает большинство компаний, но и толстовки, платья, топики, леггинсы – этого хотят наши заказчики». При этом производитель располагает довольно серьезным лицензионным портфелем, в который входит более 10 брендов, в том числе «Черепашки-ниндзя», Monster High и «Маша и Медведь».

Другая петербургская компания, ТД «Эльдорадо», имеет в своем ассортименте еще больше брендов. Из российских лицензий представлены «Смешарики» и «Лунтик». Линейка детской одежды также отличается разнообразием: производитель выпускает спортивные костюмы, брюки, платья, юбки, толстовки, нижнее белье и многое другое.

Широкую линейку по трем брендам – «Маша и Медведь», «Смурфики» и Monster High – представляет основанная еще в 1953 году «Смоленская чулочная фабрика». В ее ассортимент входят не только чулочно-носочные изделия, но и детское белье, пижамы и футболки.

Заинтересованы в производстве детской лицензионной одежды и «взрослые» ритейлеры, все чаще включающие в свои коллекции подобные линейки, как это сделала, например, российская сетевая компания «ТВОЕ», в портфеле которой сейчас несколько сильных брендов – Disney, «Союзмультфильм», Marvel, Looney Tunes и Hello Kitty. «Если же говорить о локальном рынке в целом, то ассортимент детской лицензионной одежды здесь пока «хромает», – считает Петя Тончева, старший менеджер по лицензированию Viacom International Media Networks в России. Так как рынок находится на начальном пути развития, выпускаются в основном базовые предметы одежды, преимущественно футболки.

Лицензиаты vs. лицензиары

Расширять ассортимент и портфель лицензий производители не готовы по нескольким причинам.

Rio_fashion_1.jpg В первую очередь, это требования лицензиаров к качеству. «Выпуск лицензионной одежды требует серьезной работы с принтами, – поясняет Татьяна Затравина. – Рисунок может включать в себя до 16–18 цветов, в то время как в случае с обычными изделиями мы работаем с 6–10 оттенками. Это определенная технология, и не все производители могут с ней справиться».

Во-вторых, на покупку лицензии нужны немалые средства. «Сильно отпугивает первый гарантийный взнос, – продолжает Татьяна Затравина. – Он достигает десятков тысяч евро. Однако ни один ритейлер не купит у меня продукцию, не увидев ее собственными глазами. А значит, я вынуждена потратить еще порядка 10 тысяч евро на пошив пробной партии – просто чтобы показать ее потенциальным клиентам. Это очень большие риски. К сожалению, лицензиары не хотят идти на уступки». Серьезной проблемой для неопытного производителя станет и сам контракт с лицензиаром. «Договор может действительно испугать, – говорит Татьяна Затравина. – В контракте оговариваются и сроки согласования, и маркетинговые бюджеты, и страховка. Также на производителя накладываются определенные обязательства. Если человек никогда не сталкивался с подобным в работе, ему будет сложно».

Курс на импортозамещение

И все же главной проблемой российских производителей лицензионной продукции для детей остается финансирование. Недавно Минпромторг объявил о проведении конкурса приоритетных инвестпроектов в рамках «Стратегии развития индустрии детских товаров». По результатам первых двух конкурсов, прошедших в 2014 году, в перечень вошли 29 компаний, в том числе производители детской одежды ОАО «Борисоглебский трикотаж» и ЗАО «МПШО Смена». Победители конкурса смогут рассчитывать на субсидии, предполагающие возмещение части затрат на кредиты и лизинговые платежи по договору финансовой аренды, а также на компенсацию части затрат на НИОКР.

Rio_fashion.jpgВ 2015 году в России взят курс на импортозамещение. Однако профессионалы рынка настроены не слишком оптимистично. «Импортозамещение – очень правильный и важный шаг, – полагает Татьяна Затравина. – И государство, и мы, предприниматели, должны его поддержать. Однако надо понимать, что полное замещение в условиях, когда основное сырье, все краски и оборудование – импортные, просто невозможно».

«В условиях кризиса российские компании, вероятно, начнут увеличивать долю на рынке детской лицензионной одежды, – считает Олег Кимяшов. – Но основными проблемами для них являются отсутствие необходимого опыта и риски инвестиций в покупку серьезного лицензионного портфеля брендов». Сомневается в благотворном влиянии экономических перемен и Петя Тончева: «Кризис, конечно, может повлиять на соотношение российских и зарубежных лицензиатов, но я не уверена, что отечественные производители останутся в плюсе. Из-за снижения потребительской способности упадут объемы продаж, и в этих условиях преимущество останется на стороне зарубежных компаний, ведь они охватывают не только Россию, но и другие рынки».

Впрочем, Петя Тончева считает, что, находясь на начальном этапе развития, сегмент детской лицензионной одежды имеет большой потенциал: «Понятно, что из-за кризиса результаты на лицензионном рынке будут ниже, чем планировалось изначально, однако он обязательно будет развиваться и дальше. Особенно это касается детского сегмента, поскольку именно малыши, привыкшие к своим любимым мультгероям, просят не только игрушки, но и одежду с их изображением». Согласны с этим и в Disney – по мнению экспертов компании, сегмент детской лицензионной одежды является одним из самых перспективных и в ближайшие пять лет способен даже обогнать категорию лицензионных игрушек.


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
3 328

На свободные места. Почему и зачем растут локальные сети магазинов одежды

Десятка крупнейших российских сетей одежды за последние полтора года открыла около 500 магазинов. PROfashion проанализировал статистику роста и попросил экспертов дать прогноз о дальнейшем развитии локальных игроков рынка.
9 октября 09:40
7 314

Как построить эффективную матрицу ассортимента?

Как построить эффективную матрицу ассортимента, рассказывает Надежда Черданцева, руководитель агентства Merch.pro.
13 декабря 09:24
11 287

Как реанимировать мертвый бизнес. Бизнес-консультант Виктор Варакин рассказывает, как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях

Как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин в новой рубрике #бизнес_ликбез.
10 сентября 17:52
24 932

В поисках себя. Молодые марки, идея которых базируется на изучении национальных костюмов

Молодые марки, идея которых базируется на изучении национальных костюмов.
23 февраля 20:15
30 716

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами

Российские марки дизайнерской обуви — о продажах и работе с клиентами.
9 февраля 16:15
32 176

Гид

Арно Бернар (Arnault Bernard)
Французский предприниматель, председатель и главный исполнительный директор группы Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH).
Blumarine
Итальянский премиальный бренд одежды со штаб-квартирой в Капри (Италия); принадлежит холдингу Eccellenze Italiane.
Jacquemus
Французский концептуальный бренд одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Париже.
Baldinini
Итальянский люксовый бренд обуви со штаб-квартирой в Сан-Мауро-Пасколи (Италия).
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю