Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Маркетинг

Творчество по расчету

Как построить эффективную матрицу ассортимента, рассказывает Надежда Черданцева, руководитель агентства Merch.pro.
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Скорость принятия решений

Мы живем в век скоростей и прогресса, порождающий не только новые профессии, технологии, но и определенный стиль жизни, в котором каждая минута буквально на вес золота. Мы уже не можем просто так ждать в пробках — проводим совещание в Zoom, заказываем доставку еды, пополняем счета, бронируем билеты на самолет, ставим лайки друзьям в соцсетях или серфим в океане маркетплейсов.

Как известно, цель любого действия — результат. Лучше — быстрый и качественный. Матрица сегодняшнего успеха основана на скорости принятия решений. За этот главный тренд современности люди голосуют рублем ежедневно. И зная это правило, его можно применять в любой отрасли. Важно лишь выбрать подходящую стратегию. Стоит ли плыть против течения, когда можно наращивать мощь в потоке?

Ассортиментная матрица — это оптимальная структура коллекции с правильным ранжированием товаров по цене, степени соответствия трендам, сложности кроя или отделки.

Основная польза для клиента — комплектность коллекции. Можно без услуг стилиста или консультанта разобраться, что с чем сочетать, если мы говорим о комби-коллекциях. Многие покупатели, экономя время, хотят получить как можно больше стилистических решений в одном магазине/бренде, а в идеале — еще и обувь с аксессуарами, которые тоже являются частью ассортиментной матрицы.

Для владельцев и руководителей магазинов главной задачей является закрытие от трех до пяти, а то и больше единиц в одном чеке. Абсолютная sold out капсульных коллекций — это модели, легко собирающиеся в комплекты по цвету, форме, фактуре на актуальный сезон. Да, они — гаранты готового решения для клиента, который так торопится по жизни. Это ли не гениальный инструмент для кейса «win-win» в свободных отношениях продавца и покупателя? Как же применять его грамотно?

matrix image 00.jpg

Оно того стоит

В структуру ассортиментной матрицы входят три категории товара: базовая, коллекционная и так называемая eye-catcher — вариант для имиджа, рекламы и PR.

Чтобы успешно реализовать новую коллекцию, необходимо не бояться, что она не найдет своего покупателя, и произвести/закупить модели, привлекающие внимание, цепляющие взгляд, отражающие смелые тренды и необычные решения — те самые eye-catcher. Но главное — не переборщить и соблюсти верный баланс в ассортиментной матрице.

Для лучшего понимания приведу пример, какие пропорции могут быть оптимальными. Опытные байеры составляют новые коллекции в соотношении 60/30/10. 60% — это базовые модели по форме, цвету, фактуре. 30% — сезонные коллекционные вещи в базовых оттенках, спокойных коммерческих фактурах. 10% — трендовые модели в ярких, экстравагантных цветах, новых сложных фактурах, цель которых — визуально привлечь покупателя в онлайн- или офлайн-магазин.

Например, если купить 20 единиц темно-синих джемперов и три красных этой же модели (один — для съемки, другой — в витрину, третий — для эпатажного покупателя), то красный свитер (eye-catcher) с вероятностью до 100% продаст своим цветом, привлекая клиента, все базовые синие джемперы. В то время как покупатель на сам eye-catcher найдется, возможно, только лишь на распродаже. В примере выше ставка в продажах делается на базу коллекции: джемпер темно-синего цвета, который точно продастся за сезон и принесет прибыль. Красный свитер — это пример ассортимента, цепляющего взгляд, но не предмета первой необходимости в повседневном гардеробе. Будет он продан или нет, еще неизвестно. И на этапе производства, и при закупках это всегда риск. Казалось бы, зачем рисковать? Давайте вкладываться только в коммерческие модели. Но тогда мы ступаем на ложный путь.

Во-первых, покупательная способность — постоянно изменяющийся живой организм, и нужно быть разным, чтобы тебя заметили на перенасыщенном рынке. Во-вторых, имидж и лицо бренда формируются зачастую как раз из таких рисковых, единичных моделей, которые запоминаются потребителю по лукбукам, рекламе, витринным образам. В-третьих, даже eсли вещь eye-catcher оказалась неликвидом, она все равно привлекла внимание и спровоцировала более консервативных клиентов на покупки другой одежды в этом магазине.

matrix image 002.jpg

Минимизировать риски при добавлении нового ассортимента в коллекцию поможет лишь выверенная формула процентного соотношения. Возможно, понадобится несколько лет, чтобы прийти к своей оптимальной формуле баланса ассортимента, каждый раз анализируя продажи по сезонам, но оно того стоит.

Этот принцип построения ассортиментной матрицы работает и в моноассортименте. Представим, что вы производитель купальников. Базовым компонентом будут ваш фирменный стиль и крой в коммерческом цвете, коллекционным — сезонные принты и трендовая отделка. А вот для рекламы и привлечения внимания выпустите что-то броское и сложное по крою, но в небольшом количестве, чтобы зацепить целевую аудиторию и призвать ее совершить покупку.

В мире готовых решений

С пониманием, как работает капсула сезонных коллекций, справляются многие компании и дизайнеры. Этому хорошо учат в специализированных вузах и онлайн-школах по созданию личных брендов.

Коллекции могут быть более или менее удачными, но в них самих по себе нет гарантии прибыли. В мире готовых решений нельзя останавливаться на одном варианте развития событий — нужно охватывать больше инструментов продаж в конкретной нише. Осваивая принципы построения ассортиментных матриц, вы учитесь анализировать ассортимент в цифрах, определять базу из всего многообразия товаров, сознательно внедрять имиджевые модели, которые могут и не принести сразу прибыли, но запустят ваш бизнес в рост.

Благодаря ассортиментным матрицам вы начинаете масштабировать бизнес, удачно выбирая каналы сбыта — это могут быть как офлайн-магазины, так и онлайн-площадки. С базовыми моделями легко выходить на оптового клиента, на маркетплейсы, кратно умножая прибыль. Капсульные коллекции хорошо вписываются в мультибрендовые магазины и дают хороший оборот, не конкурируя с соседями на полках, а дополняя их.

Ну, а если преобладает доля экстравагантного ассортимента, то таким коллекциям всегда рады шоурумы, рор-up-корнеры и бутики. Все варианты хороши. Главное, чтобы творчество в производстве или закупе коллекций основывалось на расчетах, а не на эмоциях.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
14 798

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
16 504

Перспективы локальных марок на рынке детской одежды

О перспективах локальных марок на рынке детской одежды рассказывает Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
24 октября 22:25
10 835

В формате сотворчества. Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности

Изменения потребительского контента и способы управления им в постпандемической реальности.
30 августа 23:58
26 131

С исторической точностью. Где в России производят жаккардовые ткани по технологиям XVIII-XIX веков

Российская фабрика Jacquard de Moscou выпускает жаккардовые ткани по технологиям XVIII-XIX веков. Как ей удается достичь аутентичности и найти заказчиков?
12 июля 23:20
32 592

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
20 565

Гид

Уильямс Фаррелл (Williams Pharrell )
Американский дизайнер одежды, автор песен, продюсер, вокалист.
Горпкор (gorpcore)
Стиль, центральным элементом которого является одежда для активного отдыха.
Уэст Канье (West Kanye)
Американский дизайнер, основатель бренда Yeezy, музыкант, продюсер, работает под псевдонимом Йе (Ye).
Рубан Алиса, Юлия
Дуэт российских дизайнеров, основательницы бренда Ruban.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю