О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Финансы

За чертой бедности

Как самостоятельно найти Точку безубыточности, рассчитать наценку, маржинальность бизнеса и определить устойчивость компании, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Виктор Варакин – предприниматель с 30-летним опытом в модном бизнесе, основатель «Школы нелинейного бизнеса» и «Инвестиционного клуба знаний», бизнес-консультант тех, кто принимает решения, руководитель группы экспертов-результаторов, ведущий авторских курсов «Основы финансовой грамотности для предпринимателей», «Построение финансовой модели бизнеса», «Ценообразование и каскад фактической цены».

Если у вас возникли вопросы к автору, вы можете прислать их по адресу editor@profashion.ru , указав в теме письма: #бизнес-ликбез

Читайте в рубрике #бизнес_ликбез:

Как реанимировать мертвый бизнес
Денежный вопрос. Инструменты управления компанией в кризис: финансы

Граница перехода

В Японии бизнес — это религия. Во всем мире бизнес — это ценность. В России предпринимательство — математическая погрешность. Российская система образования сознательно не готовит бизнесменов. В результате, многим предпринимателям легче найти точку «G», чем Точку безубыточности (ТБУ).

ТБУ позволяет оценить перспективы бизнеса и понять уровень финансовой устойчивости компании, определить, при каком объеме продаж бизнес становится прибыльным, начислить «гонорары успеха» менеджерам центра выручки — в интересах бизнеса.

Предприниматель, который не знает ключевые финансовые показатели собственного бизнеса, забивает гвозди в темноте.

После прочтения этой статьи вы сможете самостоятельно найти ТБУ, рассчитать наценку и маржинальность бизнеса, определить устойчивость вашей компании, а также узнаете, что такое EBITDA.

Не открою Америки, если скажу, что все компании находятся за чертой бедности, с одной лишь разницей: одни в зоне убытков, другие в зоне прибыли. Граница перехода из зоны убытков в зону прибыли и есть ТБУ. В этой точке результатом операционной деятельности компании является нулевая прибыль. Отсюда и второе название ТБУ — Точка нулевой прибыли. В ТБУ объем продаж генерирует маржинальную прибыль, которая компенсирует постоянные расходы компании и выводит бизнес на нулевую прибыль. Речь идет об операционной прибыли. Для простоты понимания в приведенных ниже примерах операционная прибыль равна показателю EBITDA.

EBITDA — это прибыль компании до вычета налогов, амортизации и выплат по кредиту. Если значение выше нуля, то компания работает в зоне прибыли, если ниже нуля, то в зоне убытков. В ТБУ EBITDA равна нулю.

Собственнику, инвестору или кредитору важно знать, как быстро бизнес проходит ТБУ. Чем быстрее это происходит, тем больше времени компания работает на прибыль, тем надежнее бизнес, тем выше финансовая устойчивость. А вот когда на преодоление ТБУ компания тратит все свое время, то это повод принимать решения — и чем быстрее, тем лучше. Ведь правильное решение, принятое с опозданием, становится ошибкой. Лечить свои болезни надо при жизни — потом будет поздно.

Как путешествие без денег переходит в бродяжничество, так и бизнес без денег переходит в банкротство. Чтобы этого не произошло, надо:

  • увеличить объем продаж в денежном выражении, например, за счет эластичности цены;
  • пересмотреть политику ценообразования и систему скидок;
  • оптимизировать бизнес-процессы и затраты на их обслуживание;
  • часть постоянных расходов перевести в переменные и так далее.

Точка опоры

ТБУ может рассчитываться, как в денежном выражении, так и в натуральном. Например, в попугаях, — если компания торгует попугаями.

Чтобы найти ТБУ в денежном выражении, надо величину постоянных расходов разделить на маржинальность бизнеса.

Пример. Постоянные расходы за отчетный период составляют 600 тыс. руб., а удельная маржинальность бизнеса — 60%. Разделим 600 тыс. руб. на 60% и получим величину ТБУ — 1 млн руб. Это означает, что при минимально допустимом объеме продаж товара или услуг на 1 млн руб. бизнес покроет все расходы компании и выйдет на нулевую прибыль.

В ТБУ формула прибыли равна нулю, то есть: прибыль = доходы — расходы = 0.

Переносим расходы за знак равенства и получаем: доходы = расходы, где доходы это маржинальная прибыль, а расходы это постоянные затраты. Следовательно, в ТБУ работает равенство: маржинальная прибыль = постоянные расходы. Напоминаю, маржинальная прибыль — это разница между объемом продаж и переменными затратами. Объем продаж в денежном выражении и выручка — это одно и то же.

Расходы делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от продаж. Обычно это расходы на аренду офиса, фиксированную заработную плату сотрудников (ФОТ) и рекламу. Переменные затраты напрямую зависят от объема продаж. Это затраты на производство или закупку товара, транспортную логистику и мотивационную часть заработной платы менеджеров центра выручки. На практике переменные затраты — это удельная себестоимость. Чтобы отделить постоянные расходы от переменных, представьте, что все плохо — вообще нет продаж. Расходы, которые при этом пропадут — переменные; те, что останутся — постоянные. Иными словами, все, что компания тратит, когда нет продаж, и есть постоянные расходы.

Если, по каким-либо причинам предприниматель не знает маржинальность собственного бизнеса, то, чтобы ее вычислить, надо разделить маржинальную прибыль на объем продаж и ответ умножить на сто.

Маржинальность исчисляется в процентах, и указывает на то, сколько процентов от объема продаж остается после удержания переменных затрат. Таким образом, маржинальность это показатель рентабельности бизнеса по маржинальной прибыли, иными словами, показатель рентабельности продаж.

Маржинальная прибыль это разница между объемом продаж и переменными затратами.

Внимание! Маржинальность (маржа), в отличие от наценки, не может быть больше 100%. Чтобы знать наценку, достаточно маржинальную прибыль разделить на переменные затраты и ответ умножить на сто.

Проверим. Объем продаж центра выручки за отчетный период составил 1 млн руб.
Совокупные переменные затраты — 400 тыс. руб.
Считаем значение наценки и маржинальности при одних и тех же условиях:
Наценка, % = (1 000 000 — 400 000) / 400 000×100 = 600 000 / 400 000×100 = 150%
Маржинальность, % = (1 000 000 — 400 000) / 1 000 000×100 = 600 000 / 1 000 000×100 = 60%
Коэффициент наценки = 1 000 000 / 400 000 = 2,50

Перед тем, как вложить деньги в бизнес или новый проект, целесообразно рассчитать и устойчивость бизнеса. В самом устойчивом бизнесе все затраты зависят от продаж. Достигается это за счет перевода постоянных затрат в переменные. Зная операционные расходы, легко оценить устойчивость бизнеса.

Чтобы найти долю постоянных расходов, надо их значение разделить на операционные расходы и ответ умножить на сто. Доля постоянных расходов измеряется в процентах. Если она меньше 30%, компания быстро достигает ТБУ. И это устойчивый бизнес.

Оценим устойчивость бизнеса при величине постоянных расходов 600 тыс. руб. и переменных затратах 400 тыс. руб. Получим: доля постоянных расходов равна 60%. Проверяем: (600 000 / 1 000 000) х 100 = 60. Показатель значительно выше 30%. Бизнес имеет низкую устойчивость.

Для увеличения устойчивости бизнеса, часть постоянных расходов переводим в переменные затраты. Например, 350 тыс. руб. из постоянных расходов переводим в переменные. Получаем величину постоянных расходов 250 тыс. руб., а переменных 750 тыс. руб. Доля постоянных расходов составит 25%. Это меньше 30%. Следовательно, бизнес имеет высокую устойчивость. Однако перевод части постоянных расходов в переменные затраты увеличивает стоимость товара или услуг. И это вопрос сбалансированной ценовой политики.

В приведенных примерах амортизационные расходы равны нулю.

Финансовая модель

Чтобы подтвердить все вышесказанное, рассмотрим два варианта примеров, представленных в параметрической таблице Excel.

Таблица № 1. Компания работает в сегменте в2в. Продажа оптом.

При маржинальности 60% и величине постоянных расходов 600 тыс. руб., значение ТБУ 1 млн руб.

Пройдя ТБУ в четвертом месяце, с пятого месяца компания перейдет в зону прибыли, где прибыль составит 150 тыс. рублей. Через 11 месяцев операционная прибыль компании составит 3 млн 300 тыс. руб. Однако, чтобы пережить убытки первых трех месяцев, следует иметь в запасе 900 тыс. руб.

tbu-1.png

Таблица № 2. Компания работает в сегменте в2с. Розничная продажа в собственном магазине.

За счет перехода в сегмент в2с компания увеличила маржинальность до 80%. Постоянные расходы выросли до 1 млн 600 тыс. рублей — за счет затрат на аренду магазина и фонда оплаты труда продавцам и управляющему магазина. Пройдя ТБУ в четвертом месяце, с пятого месяца бизнес войдет в зону прибыли, где прибыль составит 400 тыс. руб. Через одиннадцать месяцев операционная прибыль компании достигнет 8 млн 800 тыс. руб. В этом случае, чтобы пережить убытки первых трех месяцев, потребуется 2 млн 400 тыс. руб.

tbu-2.png

Вывод: при переходе из сегмента в2в в в2с постоянные расходы увеличились на 1 млн руб., а первоначальный резервный капитал на 1 млн 500 тыс. руб. Однако за счет увеличения маржинальности с 60% до 80% компания за один и тот же период заработала на 5 млн 500 тыс. руб. больше. А это согласитесь, большая разница.

Представленные таблицы — только фрагмент финансовой модели бизнеса, или проекта.

Ваш хрустальный шар

То, что в бизнесе называется «риском», — всегда просчитанная история. Спрогнозировать и оценить возможные риски позволяет финансовая модель. Помните, как говорил Карл фон Клаузевиц, «стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами».

Финансовая модель — это мощный инструмент стратегического планирования и прогнозирования ключевых показателей работы компании. Это понимание того, как изменение одного показателя влияет на результаты всего бизнеса. Финансовая модель — это навигатор вашего бизнеса, ваш консильери, ваша дорожная карта, ваш хрустальный шар, позволяющий заглянуть в будущее.

Самостоятельно построить финансовую модель собственного бизнеса быстро, легко и красиво вы сможете после прочтения следующих моих статей.

Помните: никогда не поздно поумнеть! Ваш финансовый IQ — это ваша финансовая свобода. И не только финансовая.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний