Эконика (Ekonika)

Компания ведет свою историю с 1989 года, когда студенты Государственного университета управления в Москве Андрей Илиопуло, Сергей Саркисов, Вадим Кириллов и Алексей Костюшин сделали первую оптовую закупку импортной обуви на 250 тыс. долларов.
В 1992 году открылись первые магазины под названием
«Эконика-Рублево» в Москве и Кемерово. В 1994 году появился первый бутик компании в ГУМе.«Эконика» одной из первых российских
компаний-импортеров европейской обуви переориентировалась на развитие собственной розничной сети. С 1996 года компания быстро осваивала региональный ритейл в формате франчайзинга, предоставляя право пользования маркой бесплатно и выдвигая единственное условие для партнеров — закупать обувь через «Эконику» и соблюдать фирменный стиль. В 1998 году сеть насчитывала из 14 собственных салонов в Москве иСанкт-Петербурге , а также 13 партнерских магазинов в регионах.Одной из первых на российском рынке «Эконика» занялась активным продвижением марки розничной сети. Так, в 1994 году компания стала спонсором музыкального телеконкурса «Утренняя звезда».
В 1997 году совместно с Аллой Пугачевой компания запустила премиальный бренд обуви Alla Pugachova. Дизайн обуви разрабатывали специалисты «Эконики» по согласованию с певицей, заказы на производство размещались на итальянских фабриках.
В 1997 году первая коллекция была представлена в новом магазине
«Эконика-стиль» на Новом Арбате в Москве. По словам Сергея Саркисова, продажи обуви Alla Pugachova росли в среднем на 10 — 15% в год. Изначально основными потребителями бренда обуви были женщины зрелого возраста, поклонницы певицы, однако со временем марка стала пользоваться успехом и у более молодой аудитории.К
2000-му «Эконика» развивала также собственные марки Parmen в высоком ценовом сегменте, Aragona, Wind в среднем, иEconika-Collection (впоследствииE-Collection ) в нижнем.В 1998 году корпорация «Эконика» купила 49% акций «Обувной фабрики «Савва» в Москве, где начала собственное производство обуви. Однако к
2004-му долю местного производства удалось довести лишь до 5%. В 2003 году контрольный пакет был консолидирован новым владельцем, весной 2004 года «Эконика» свернула производство и продала свою долю.В тот же период «Эконика» пересмотрела портфель своих брендов. Из ассортимента была исключена марка
E-collection , снижена верхняя ценовая граница в ассортименте Alla Pugachova и Parmen. Компания сконцентрировалась на продукции в среднем ценовом диапазоне. В ассортимент Aragona были введены линейкиAragona-Comfort , обувь повышенной комфортности из натуральной кожи и меха, иAragona-line , трендовой обуви из более дешевых искусственных материалов.В 2004 году доля, которую «Эконика» занимала на российском рынке обуви, оценивалась в 2 — 3%, уровень узнаваемости компании, согласно исследованию «КОМКОН», составлял 7% в России, 12,9% в Москве.
В 2005 году компания открыла
100-й фирменный салон.В
2009-м «Эконика» стала призером конкурса «Золотойсайт-2008 » в номинациях «Легкая промышленность. Предметы потребления» и «Торговая марка». В 2012 году компания открыла собственныйинтернет-магазин с доставкой по всей России.В ноябре 2010 года компания объявила об отказе от мужской коллекции и переходе к специализации на женской обуви и аксессуарах.
В 2011 году корпорация «Эконика» провела реструктуризацию и была переименована в группу компаний «Новард», куда кроме обувной сети вошел также ряд других компаний.
В 2016 году «Эконика» запустила производство обуви с «умной» стелькой, предназначенной для обогрева обуви и управляемой с мобильного телефона.
В том же году компания открыла обувную сеть Portal, в которой предлагала женскую обувь в средней ценовой категории для молодежной аудитории.
В продвижении компания сделала акцент на коллаборациях. В
2015-м вышла лимитированная коллекция обуви и аксессуаров из кожи и замши, созданная совместно с Аленой Ахмадуллиной. В2016-м «Эконика» представила капсульную коллекцию обуви и аксессуаров «Мама & дочка» выпущенную в сотрудничестве с брендом Barbie. В2018-м вышла капсульная коллекция обуви, созданная совместно с маркой Ruban по мотивам произведений Амедео Модильяни. В2022-м появилась совместная коллекция обуви и аксессуаров с «Яндекс Маркет» под названием «#вневремени», в производстве которой использовались переработанные материалы.Среди других заметных коллабораций: экокапсула Ekonika x Chilichoice, новогодняя косметическая линейка Ekonika х KRYGINA Сosmetics, а также EKONIKA x YULIAWAVE, EKONIKA X USHATÁVA, Ekonika by Julia Vysotskaya.
В 2021 году «Эконика» обновила премиальную линию Alla Pugachova, сменив название на Ekonika Premium и сократив привычный логотип до аббревиатуры AP.
В 2023 году «Эконика» провела ребрендинг, в рамках которого был создан новый логотип, а название марки стало писаться на латинице: Ekonika. Также была обновлена концепция торгового пространства.
Осенью
2022-го «Эконика» в лице операционной компании OOO «Эсперанс» приобрела 5% одежного ритейлера 2Mood, в июне 2024 года довела свою долю в бренде до 45%. В октябре 2023 года владельцы «Эконика» и 2Mood основали предприятиеООО «Глоу Бьюти» для производства косметики и парфюмерии.В 2024 году «Эконика» вошла в
топ-10 перспективных и развивающихся российских брендов, по версии Nikoliers, по совокупности критериев динамики денежного оборота (2023 год к2022-му ), средней выручки бренда на один магазин, общего количества магазинов сети и представленности в ключевых ТЦ Москвы. К 2024 году сеть насчитывала более 130 фирменных салонов в России и странах СНГ.