О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Финансы

Способ предсказать будущее

Основы построения финансовой модели бизнеса и ее ключевые показатели
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как смоделировать сценарий развития с помощью финансовой модели бизнеса, рассказывает Виктор Варакин, бизнес-консультант.

Система данных и прогнозов

Основной инструмент планирования показателей — финансовая модель, представляющая собой систему взаимосвязанных данных и прогнозов.

Финансовая модель позволяет предпринимателю: увидеть настоящее и заглянуть в будущее; определить сильные и слабые стороны бизнеса; понять, что надо сделать, чтобы получить целевой результат; смоделировать возможные сценарии развития; оценить риски и успешность нового бизнеса или проекта.

Для построения финансовой модели не нужно иметь финансовое образование или быть семи пядей во лбу — сделать это может каждый, кто способен сложить 2 + 2.

Предположим, у вас есть 4 млн. рублей, и вы хотите грамотно инвестировать их, то есть воздержаться от потребления сейчас, чтобы иметь в будущем возможность получить больше.

У вас есть выбор: положить эти деньги на банковский депозит под 5% годовых и получать ежемесячно около 16 тыс. рублей; купить небольшую квартиру под сдачу в аренду и получать ежемесячно около 26 тыс. рублей; стать индивидуальным предпринимателем и получать ежемесячно 80 тыс. рублей и более.

varakin2.jpg

Чтобы не тратить время и энергию, при этом не рисковать собственными деньгами, доходность бизнеса должна быть в три раза больше. В нашем случае не 8% годовых, а 24%. В денежном выражении — 960 тыс. рублей в год. Эта сумма и есть целевая прибыль, которая в финансовой модели фигурирует как «прибыль собственника». Ваш оклад наемного сотрудника в размере 40 тыс. рублей в финансовой модели сохранен.                             

                               varakiт7.jpg

Ключевые параметры

Рассмотрим основные показатели финансовой модели.

Выручка — объем исполненных обязательств, выраженных в деньгах. Выручка признается при соблюдении всех следующих условий: компания исполнила все свои обязательства перед приобретателем / покупателем товара или оказанных услуг; компания понесла все затраты или значительную их часть на исполнение своих обязательств; компания получила от приобретателя денежные средства или какой-либо другой актив, например, дебиторскую задолженность.

Полученная предоплата от приобретателя товара или оказанных услуг — это еще не выручка. Вы отгрузили товар по этой предоплате, получили остальную часть денег, подписали накладную или акты — теперь это выручка.

Выручка не зависит от того, сколько денег пришло или ушло из кассы / расчетного счета. Это виртуальный показатель, который говорит, на какую сумму компания выполнила свои обязательства перед приобретателем, то есть на сколько оказала услуг или продала / отгрузила товара.

Чтобы знать на какую сумму вашей компании надо продать товара или услуг и получить целевую прибыль, следует воспользоваться формулой.

varakin3.jpg

Например, постоянные расходы за отчетный период составят 1 013 118 рублей, целевая «прибыль собственника» 988 903 рублей и величина маржинальной прибыли — 60%.

varakin4.jpg

Теперь мы знаем; чтобы компенсировать операционные расходы компании за отчетный период и получить целевую прибыль собственника в 988 903 рублей, менеджерам центра выручки необходимо продать товара на сумму 3 345 304 рублей.

В нашем случае отчетный период составляет 12 месяцев, следовательно, усредненный объем продаж в месяц составит 278 775 рублей. Если компания занимается продажей, например, попугаев по цене 55 755 рублей за каждого, то достаточно ежемесячно продавать по пять попугаев, чтобы покрывать все расходы и выйти на целевую прибыль собственника.

Операционные расходы — это совокупность переменных затрат, которые напрямую зависят от объема продаж, и постоянных расходов, которые не зависят от продаж. Для простоты понимания: все, что компания тратит, когда нет продаж — постоянные расходы.

Рекламу часто ошибочно относят к переменным затратам. Мол, чем больше потратили на рекламу, тем больше заработали. На самом деле, прямая за зависимость встречается редко. Рекламу следует относить к постоянным расходам.

varakiт8.jpg

Нет гарантии, что, потратив 50 тыс. рублей на рекламу, компании удастся увеличить объем продаж как минимум на 125 тыс. рублей, или на 12,5%. И это только, чтобы компенсировать расходы.

Маржинальная прибыль — это разница между выручкой и переменными затратами. С экономической точки зрения это «резерв» покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

Маржинальность, или величина маржинальной прибыли в процентах, указывает на то, сколько процентов объема продаж остается после удержания переменных затрат. Это показатель рентабельности бизнеса по маржинальной прибыли. В отличие от наценки, маржинальность не может быть больше 100%.

Точка безубыточности (ТБУ), или Точка нулевой прибыли, указывает на минимально допустимый объем продаж, который покроет все операционные расходы за отчетный период и выведет компанию на нулевую прибыль. В ТБУ маржинальная прибыль равна постоянным расходам.

varakiт9.jpg

Теперь мы знаем: чтобы компенсировать операционные расходы за отчетный период и вывести компанию из зоны убытков на нулевую прибыль, менеджерам центра выручки необходимо сбыть товара на сумму 1 688 530 рублей. Все, что компания продаст выше этой суммы, является прибылью.

В нашем случае отчетный период 12 месяцев, следовательно, усредненный объем продаж в месяц составит 140 711 рублей.

EBITDA — это прибыль до вычета расходов по выплате процентов по кредиту, удержания налогов, переоценки активов и начисления амортизации. При отсутствии начисления амортизации, EBITDA равна величине операционной прибыли. Если EBITDA < 0, то компания работает в зоне убытков, если EBITDA > 0, то в зоне прибыли, если EBITDA = 0, то в точке нулевой прибыли (ТБУ).

Амортизация — это отчисления, которые возникают у компании после оплаты оборудования или коммерческой недвижимости. Это виртуальные расходы, снижающие операционную прибыль. Амортизация позволяет «размазать» сумму возврата стоимости основных средств (ОС) на весь срок их службы. При покупке оборудования на сумму свыше 40 тыс. рублей, записать всю стоимость в расходы нельзя. Причина — государство не любит заниженную налогооблагаемую прибыль. Поэтому стоимость приобретенного актива делят на срок его службы и равномерно списывают ее каждый месяц. Этот метод называется «линейным». Например, купили оборудование за 600 тыс. рублей, по паспорту срок службы 10 лет, иначе говоря, 120 месяцев. 600 тыс. рублей делим на 120 и получаем 5 тыс. рублей. Вот эти 5 тыс. рублей и начисляем каждый месяц. Начисляем, но не списываем физически в деньгах. Просто уменьшаем прибыль на эту сумму.

varakiт10.jpg

Кредиты — это все, что вы берете извне на развитие бизнеса: займы в банках или привлеченные деньги инвесторов. В финансовой модели учитываем только процент (!), который компания должна выплатить. Основная часть кредита («тело кредита») сюда не входит. Например, взяли на год в кредит 100 000 руб. под 18% годовых. 100 000 — «тело кредита»; все, что сверх — проценты за его использование. За весь срок компания выплатит банку 118 000 руб., из которых 18 000 руб. — проценты. Эти проценты делим на 12 месяцев и записываем каждый месяц 1 500 руб. в строку «проценты по кредиту / займу».

Налоги — это все, что компания платит государству, в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения, например, УСНО 6% с дохода или УСНО 15% с налогооблагаемой прибыли (доходы минус расходы). Налоги принято начислять каждый месяц, даже если они погашаются раз в квартал.

Финальный расчет

Выручка − операционные расходы − амортизация — проценты по кредиту − налоги = чистая прибыль, или убыток.

Деньги и прибыль — это две абсолютно разные вещи, и считаются они по-разному. Деньги — по остатку на счетах, а прибыль — по объему исполненных обязательств. Когда вы посчитаете оба показателя, может оказаться, что деньги есть, а прибыли нет, или наоборот.

Для расчета прибыли используется «Отчет о прибылях и убытках» (P&L).

varakin11.jpg

varakiт12.jpg

Из таблицы 2 видно, что стоило менеджерам центра выручки отгрузить товар клиенту со скидкой 10%, а менеджерам центра затрат договориться о скидке 20% на оборудование на склад, и ситуация поменялась — компания получила нулевую прибыль и остаток 50 тыс. рублей на счете.

Большинство предпринимателей не умеют вычислить прибыль, поскольку считают по деньгам в кассе: сколько пришло минус сколько ушло. Но это подсчет не прибыли, а остатка денег.

Главный показатель эффективности компании — не сколько у нее денег на счетах, а сколько она заработала чистой прибыли.

Константа бизнеса

Рассмотрим финансовую модель в упрощенном варианте на примере анализа продаж на площадке WildBerries. Расчет ведется без учета НДС, так как НДС — это деньги не компании, а государства, проходящие транзитом.

Стандартный горизонт планирования в малом и среднем бизнесе — от 12 до 36 месяцев. Полгода — оптимальный вариант.

Рентабельность капитала считается по чистой прибыли (Net Income), которая является основным источником формирования бюджета и накоплений компании.

Функции прибыли — показать результат работы бизнеса в конкретный период, спонсировать развитие и защитить от банкротства.

Например, если прибыль положительная за вычетом всех расходов, налогов и амортизации — все хорошо. Если она больше, чем в предыдущий отчетный период, — бизнес растет. Если же прибыль упала, — это повод насторожиться и проанализировать ситуацию.

Чтобы бизнес рос, в него надо вкладываться. Чтобы не обанкротиться, часть прибыли компания откладывает на «черный день». Ведь основная константа бизнеса — это риск потерять деньги.

Чистая прибыль может распределяться по фондам.

       varakiт13.jpg

Прибыль собственника — это чистая прибыль плюс амортизация минус капитальные затраты.

Дивиденды — это та часть от прибыли, которая остается после того, как из нее вычли деньги на развитие, на будущие расходы, на оборотные средства, на пополнение резервных фондов.

Итак, для того, чтобы заработать 960 тыс. рублей, достаточно вложить в предпринимательскую деятельность 1,5 млн рублей, а остальные 2,5 млн рублей из 4 млн положить на банковский депозит. Позже можно масштабировать удачный бизнес и тем самым увеличить целевую прибыль в несколько раз.

После того, как вы построили финансовую модель и убедились, что ваш бизнес жизнеспособен, готов выполнить намеченную программу, то, как сказал Авраам Линкольн, «лучший способ предсказать будущее — начать его создавать».

Варакин-3(1).jpg



Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний