Бизнес в Германии
Открыть свое дело в Германии – так ли просто это сделать? Чем иностранные инвесторы могут быть интересны для экономики этой страны и насколько велики их шансы на немецком рынке?
Быть другими
Среднестатистическая немецкая семья тратит на покупки одежды около 10% дохода ежемесячно. По данным института экономических исследований DIW Berlin, основную группу потребителей в Германии составляет средний класс, со средним уровнем дохода 1890 евро за вычетом всех налогов. Как считает руководитель департамента цифровых технологий и сервиса Germany Trade & Invest Надин Личфилд, немецкий рынок интересен и перспективен для выхода новичков, но в то же время его очень тяжело завоевать. «Для достижения успеха в Германии
Найти регион
Как считают опрошенные мной эксперты, наиболее привлекательным для иностранного инвестора регионом может стать Северный
Разработать бизнес-план
Предпринимательская деятельность может осуществляться как управляющим лицом, так и законным представителем фирмы. § 21 «Закона о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев в ФРГ» (нем. Aufenthaltsgesetz) определяет следующие основные условия для запуска бизнеса: существует потребность или экономическая заинтересованность в данной деятельности в регионе ее осуществления; ожидается положительное влияние данной деятельности на экономику; финансирование деятельности осуществляется за счет собственных средств предпринимателя или кредитования.
Для осуществления оценки бизнеса и возможности получить разрешение необходимо предоставить в
Для наиболее детального изучения рынка и оценки конкуренции можно запросить в
Выбрать правовую форму
Законодательство Германии предлагает на выбор более десяти
За более подробной информацией о выборе правовой формы можно обратиться в российское представительство Germany Trade & Invest. Это агентство оказывает поддержку международным компаниям, которые хотели бы открыть филиал в Германии, предоставляет им соответствующие рыночные данные, а также информацию о юридических и налоговых аспектах.
Зарегистрировать компанию
Регистрация компании всегда происходит у нотариуса. Пошлина за регистрацию фирмы в Германии составляет около 600 евро, пошлина в муниципалитет и за внесение в Торговый реестр — около 300 евро. Для открытия бизнеса необходимы следующие данные учредителей и генерального директора: имя, адрес прописки, дата рождения, семейное положение. В случае нескольких учредителей при регистрации компании достаточно присутствие только одного из них. Остальные могут сделать это по доверенности.
Необходимо также указать размер долей учредителей, предоставить устав и описание деятельности компании.
Гражданство и место проживания учредителей, а также генерального директора не имеют значения. Но юридический адрес компании должен обязательно находиться в Германии. На первые 6 месяцев допустимо указывать адрес агентства, которое помогает регистрировать компанию в стране. Нотариальное заверение регистрации компании происходит следующим образом: нотариус читает вслух устав будущей компании, а также все остальные документы. Переводчик переводит все, что произносит нотариус, на русский язык. Только после того как прочитаны и переведены все документы, их подписывают учредители, гендиректор, переводчик и нотариус. В среднем процедура занимает один час.
В случае, если осуществлять регистрацию компании планируется своими силами, без участия консалтингового агентства, то нотариуса можно выбирать самостоятельно, в том числе русскоязычного. Но может возникнуть проблема: таких в Германии не слишком много, и в большинстве случаев они находятся в небольших городах, поэтому оформление с переводчиком чаще всего самый оптимальный вариант.
Открыть счет
После получения нотариально заверенной копии о регистрации компании в Германии необходимо открыть счет в банке на юридическое лицо. Выбирая банк, желательно учитывать, много ли у него филиалов в том городе, где будет работать фирма. Крупнейшие банки Германии: Deutsche Bank, Commerzbank, Postbank, Sparkasse, Dresdner Bank.
После открытия счета необходимо внести на него уставный капитал и предоставить соответствующую квитанцию нотариусу, который, получив ее, подаст документы в муниципалитет.
Теоретически фирма уже дееспособна, но практически осуществлять деятельность можно будет только после получения выписки из Торгового реестра, а также налогового номера из финансового управления (нем. Finanzamt) и регистрации в ведомстве по предпринимательству (нем. Gewerbeanmeldung).
Регистрация в финансовом ведомстве осуществляется бесплатно, а в организации по предпринимательству нужно заплатить от 15 до 65 евро, в зависимости от города. По информации Germany Trade & Invest, взносы в уставный капитал могут осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме (например, недвижимостью или патентами). Уплата взносов в натуральной форме должна быть оговорена в уставе предприятия, с обязательным предоставлением отчета об оценке и внесением имущественного взноса в полном объеме.
Арендовать помещение
На стоимость арендной платы влияют: индивидуальные требования компании, площадь магазина и местоположение внутри города. Выделяют несколько типов локаций: 1А — торговые площади в центре города, с высокой проходимостью; 2А — близкие к центру города, также с высокой проходимостью; 1B и 2B — в окрестностях центральных торговых улиц вблизи границ 1А и 2А. По данным
Стоимость аренды в таких крупных городах, как Бонн, Кельн, Дортмунд, Мюнстер, Дуйсбург и Аахен, значительно разнится. Например, торговые помещения в центре площадью 100 кв. м могут обойтись от 60 до 300 евро за кв. м. В отдаленных районах — от 10,96 до 27,50 евро/кв. м. Более детальную информацию о стоимости аренды можно запросить в
«При выборе месторасположения нужно спросить себя: „Где находятся мои клиенты? Как я буду взаимодействовать с ними: онлайн или офлайн?“ — уточняет Надин Личфилд. — Эти вопросы наряду со многими другими в конечном итоге определяют стоимость аренды. Мы можем индивидуально обсудить это с компанией, а также оказать содействие в поиске недвижимости через нашу партнерскую сеть».
Петра Бляйбом, референт международного направления German Fashion Association, уверена: «У каждого новичка есть шанс, особенно если он профессионал. Российская мода пока плохо известна на германском рынке, и она может удивить и заинтересовать наших потребителей, если предпримет соответствующие усилия».
О том, какие ниши могли бы занять российские марки в Германии, читайте в статье «Чего не хватает германским клиентам»