Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Чатимся с ботом

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Традиционные каналы взаимодействия ритейла с клиентами постепенно вытесняются новыми, одним из которых стали популярные в последнее время мессенджеры. Живых сотрудников в них заменяют роботы – так называемые чатботы. Мы попросили основателя компаний Flexis (Россия) и DataMonsters (США), эксперта в сфере искусственного интеллекта и больших данных в маркетинге Артемия Малкова рассказать подробнее о том, зачем нужны чатботы модным брендам и как их создавать. 


Зачем нужен чатбот и с чего стоит начать его разработку?

Артемий Малков: Пока аудитория канала/общего чата не превышает 1000 пользователей, взаимодействие с ними могут вести один-три специалиста. Но по мере роста аудитории следует внедрять чатботов. Причем они должны работать в тесной связке с людьми, быстро реагировать на типовые обращения клиентов, давать рекомендации, отвечать на частые вопросы, развлекать пользователей. Живые специалисты оказываются «на второй линии поддержки» – присматривают за ботами и вступают в диалог с клиентом, если вопрос сложный. 

По сути, чатбот может выполнять три главные задачи: рассылка, обработка запросов, консультации и персонализированный совет. Чтобы сделать бота, нужно определиться, какой из этих уровней проработки интересен бренду. Чем сильнее чатбот должен выделяться на фоне остальных, тем более сложные технологии следует использовать. 

В мессенджерах чатбот может выступать рупором бренда, регулярно высылая подписавшимся клиентам сообщения, фото и видео. Если вы решили создать чатбот-рассылку, то работа не сильно отличается от традиционных ведения групп в соцсетях и email-маркетинга. Такой чатбот просто рассылает фото или текст через пуш-уведомления в канале чата. С помощью встроенных кнопок он позволяет настроить рассылку, выбрать интересные темы, немного ее персонализировать. На таких платформах, как ManyChat, Chatfuel, с помощью инструментов по работе с каналами Combot, как правило, создать чатбота можно бесплатно, настроив правила рассылки и несколько последовательностей диалогов.

mobile-7.jpg

Если вы хотите с помощью бота имитировать общение с оператором колл-центра, например, обрабатывать текстовые запросы на покупку или получение справки по одному из товаров, вам нужно использовать более сложные технологии. Для создания бота-автоответчика собираются самые частые запросы, которые приходят в колл-центр или на почту: о чем пишут пользователи, какие вопросы задают, на что жалуются. Здесь важно собрать дословные примеры. Например: «Как к вам проехать?», «Где купить пальто со скидкой?» 

Чтобы чатбот мог понять и правильно ответить на такие вопросы, его необходимо обучить. Здесь уже будет нужна помощь специалистов по лингвистике и распознаванию речи. Как правило, эти консультации предоставляют сами разработчики бот-платформ, например, api или Наносемантика.

Наиболее интеллектуальные боты общаются с пользователем так, как это делает консультант, который хорошо разбирается в продукте, помнит предпочтения клиента, задает уточняющие вопросы и дает хороший совет. Среди fashion-ботов можно упомянуть бота-консультанта EpytomBot. 

Бот может задать вопросы, пошутить, предложить идеи, проанализировать ответы пользователя. Для создания бота-консультанта нужны специалист-эксперт, который знает, на что обращать внимание при общении с клиентом, лингвисты и программисты, которые могут перенести эту экспертизу в базу знаний. Эту услугу обычно представляют сами разработчики чатбот-платформы. Еще нужна медийная фигура, от имени которой выступает чатбот. Например, Шерлок Холмс. В общении чатбота можно использовать характерные для этой персоны фразы и словечки. Такая комбинация позволяет быстро нарастить аудиторию чатбота и затем долго удерживать ее, предоставляя полезные советы и эксклюзивное экспертное знание консультанта. Для создания ботов-экспертов можно использовать платформу AdviceEngine компании DataMonsters и концепцию Advicetising.

Порог вхождения в рынок ботов все еще низкий. Создать интересного бота, даже сложного бота-консультанта, который привлечет внимание пользователей и СМИ, можно за два-три месяца.

Если у компании несколько мессенджеров, как в этом случае строить контент-стратегию и кто должен отвечать за работу с приложениями? 

mobile-8.jpgАртемий Малков: Если говорить про рассылки через мессенджеры, то с этим могут справляться классические SMM-специалисты. В случае, если через мессенджеры идут не только рассылки, но и прямая работа с клиентами, то правильнее делать ответственным старшего продавца смены. Наконец, если вы создаете чатбот-консультанта, то требуется слаженная работа трех специалистов. SMM-менеджер раскручивает чатбота, отвечает за рост трафика и уровень просмотров рассылок. Руководитель отдела продаж контролирует качественную обработку запросов клиентов, которые приходят через этот канал. Штатный эксперт-консультант отслеживает качество робота-консультанта: просматривает диалоги, проверяет, что бот дает действительно хороший совет, дополнительно обучает его, если тот не справляется.

Каким образом компании узнать, что клиент получает сообщения в мессенджерах?

Артемий Малков: Технически для установления контакта в мессенджере достаточно номера телефона. Однако если бренд начинает без спроса ломиться в приложение, это не только нарушает законодательство в сфере рассылок, но и значительно портит репутацию компании. Традиционная практика включает в себя подтверждение из анкет, при выдаче карты лояльности, при регистрации на сайте, либо добавление в каналы/чаты/боты по инициативе пользователя. 

Добавление ботов – дело добровольное, и потому нужно на деле доказать их полезность. Кроме того, некоторые платформы, например, Facebook, позволяют пользователю блокировать наиболее надоедливых ботов, что может привести к полному бану бренда. Facebook также запрещает рекламу в ботах. Ссылки, которые чатбот передает клиенту, должны быть непосредственно связаны с предыдущей перепиской. Именно поэтому на смену традиционной рекламе в чатботах приходит advicetising – рекомендации на основе предыдущего общения робота и человека.

mobile-9.jpgМессенджерами уже активно пользуются международные модные бренды. Есть ли у российских fashion-компаний аналогичный опыт?

Артемий Малков: В России эта модель тоже набирает популярность. В качестве примера можно привести Maison de Marie. Этот российский бренд женской одежды использует социальные сети и мессенджеры как основной канал продаж. Компания ведет популярное сообщество в Instagram, а связь с клиентами держит через WhatsApp. Именно в WhatsApp покупатели оставляют заказы, получают консультации, договариваются с курьерами. Средний чек – более 10 тыс. рублей, более 60% покупок – повторные. Прямое общение с клиентом дает возможность быстро получать обратную связь, улучшать качество обслуживания и влиять на ассортимент. 

Пока большинство fashion-брендов еще только присматриваются к мессенджерам. Используются старые подходы в стиле «sms-рассылки на новый лад». Однако уже в ближайшее время на рынке появятся кейсы, которые используют канал личной коммуникации в полную силу – с персонализацией, доверительным дружеским общением, адаптированным для мессенджеров контентом.



Беседовала Галина Кузнецова


О том, какие еще горизонты для fashion-брендов открывает мобильная реальность, читайте в статье «Мобильная версия»


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
3 652

На размер больше: готовы ли бренды одежды предложить plus size для детей

Современные дети и подростки увеличиваются в размерах — как реагируют на эту тенденцию производители одежды?
25 августа 16:10
17 924

Инвалидность vs. работа: есть ли место в индустрии моды для «особых» сотрудников?

Что теряет модный бизнес, избегая работников с инвалидностью, и как устранить барьеры.
30 июля 21:13
7 606

Где искать работу начинающему дизайнеру в модной индустрии? Рассказывают финалисты PROfashion Masters

Финалисты разных сезонов Всероссийского конкурса дизайнеров одежды PROfashion Masters поделились опытом, как найти себя в профессии.
23 декабря 16:43
10 031

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства, и как это соотносится с реальным гардеробом молодых мам.
16 сентября 22:33
12 539

С чужого плеча. Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?

Могут ли дети рекламировать fashion-товары, не предназначенные для детей?
13 сентября 18:05
15 056

Гид

Off-price
Формат торговли товарами известных брендов по сниженным ценам.
Зандер Жиль (Sander Jil)
Немецкий дизайнер, основатель модного дома Jil Sander, «королева минимализма».
Поп-ап-магазин (pop-up store)
Формат ритейла, предполагающий работу торговой точки в течение непродолжительного времени.
Пин-ап (pin-up)
Подчеркнуто женственный стиль, основой которого является мода 1950-х, в особенности силуэт «песочные часы».
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю