Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Унисекс (unisex)

Стиль одежды, обуви, аксессуаров, подходящих мужчинам и женщинам
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Унисекс (англ. «unisex», от лат. «unitas», «единство», и «sexus», «пол») акцентирует внимание на универсальности и комфорте, исключая ярко выраженные гендерные характеристики. Понятие возникло в результате социальных изменений и потребности общества в более инклюзивной и равноправной моде.

К разновидностям стиля относят классический, уличный, протестный, глобалистский, милитари и др. Первым массовым примером универсальной для мужчин и женщин одежды стали джинсы.

Хотя термин вошел в обиход в 1960-х, история явления берет начало в викторианской Англии середины XIX века, где в то время развивалось движение за реформу одежды, активисты которого выступали за рациональность в гардеробе и призывали вместо жестко регламентированной модных вещей (прежде всего корсетов) использовать более практичные и удобные. В числе достижений движения — появление первых женских брюк, блумеров, которые представляли собой укороченные шаровары, присобранные под коленями.

На протяжении дальнейшей истории гендерные трансформации костюма происходили за счет взаимопроникновения мужского в женский гардероб и наоборот.

В начале XX века Коко Шанель (Coco Chanel) ввела в женскую моду элементы мужской одежды, джерси и трикотаж, спортивные куртки и плащи, удобные брюки с завышенной талией, дамские костюмы мужского кроя из твида, тельняшки и др.

Также женская одежда претерпела стремительную трансформацию во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины, заменившие в различных сферах ушедших на фронт мужчин, носили функциональные, простые и комфортные вещи.

В конце 1950-х, по мере развития субкультур, мужской гардероб начал феминизироваться.

В 1960-х в моде стали определять бэби-бумеры — свободолюбивое и инновационное поколение, которое отвергало стереотипы родителей, в том числе гендерные. Новый образ мышления требовал иной визуальной интерпретации: ранние черты моды унисекс включали простые, практичные и функциональные элементы, которые могли подойти как мужчинам, так и женщинам. Это были вещи без ярко выраженных гендерных характеристик: свободные футболки, джинсы, рубашки и куртки, ключевыми характеристиками которых стали удобство, простота и минимализм.

В 1960-х дизайнеры начали внедрять гендерно-нейтральные элементы, разрушая традиционные стереотипы о мужской и женской одежде. Например, работы Пьера Кардена (Pierre Cardin) отличались футуристическим дизайном и использованием новых материалов, таких как пластик и металл, некоторые из них могли одинаково подходить как мужчинам, так и женщинам. Одним из ярких примеров его унисекс-дизайна были «космические» костюмы и платье-баллон.

Подобные элементы появлялись и в коллекциях Андре Куррежа (André Courrèges), вдохновленных началом космической эры.

Новатором в области унисекс-моды также стал Руди Гернрайх (Rudi Gernreich), создававший футуристический и андрогинный дизайн и активно продвигавший идеи гендерного равенства и сексуальной свободы.

Феноменом 1960-х стала «павлинья революция», которая ввела моду на подчеркивающие фигуру мужские костюмы, яркие принты, оборки и др. К началу 1970-х в моду вошла одежда в стиле хиппи, которая размывала гендерные границы.

К концу XX века мода унисекс эволюционировала, охватывая все больше аспектов повседневной жизни. Общество стало воспринимать одежду как выражение личного стиля, а не атрибут гендерных отличий.

Значительный вклад в развитие унисекс-моды, в том числе через джинсовые линии и линии нижнего белья, внес Кельвин Кляйн (Calvin Klein), чей простой и минималистичный дизайн подходил как мужчинам, так и женщинам. В 1980-х рекламные кампании Calvin Klein с участием Брук Шилдс (Brooke Shields) и андрогинных моделей стали культовыми, укрепив позицию бренда как пионера в области гендерно-нейтральной моды.

Элементы унисекс входили в коллекции бренда DKNY, который в конце 1980-х основала Донна Каран (Donna Karan), чей дизайн отличали простые линии, нейтральные цвета и удобные фасоны. В коллекцию «Seven Easy Pieces» вошли базовые вещи, которые легко комбинировались и подходили мужчинам и женщинам.

В 1980-х-1990-х элементы унисекс в коллекции внедрял известный своим провокационным подходом к моде и разрушением стереотипов Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier). В частности, в историю моды вошли его изделия из кожи и сетки, мужские юбки и андрогинные модели, которые подчеркивали флюидность гендера.

В 1990-х модели в стиле унисекс появлялись в коллекциях Хельмута Ланга (Helmut Lang), который использовал нетрадиционные материалы, такие как резину и металл, создавая андрогинные образы со строгими линиями, нейтральными цветами и универсальными силуэтами.

В XXI веке запросы общества на инклюзивную и равноправную моду усилились в связи со стремлением к свободе выражения и индивидуальности, что отражалось и на выборе одежды. Многие современные дизайнеры и бренды разрабатывают унисекс-образы.

Так, Balenciaga под руководством Демны Гвасалия часто предлагает одежду оверсайз в стиле конструктивизма, которая подходит мужчинам и женщинам.

Унисекс-одежду в свои коллекции также включает американский дизайнер Рик Оуэнс (Rick Owens), известный своим авангардным подходом к моде.

Асимметричные и свободные силуэты, подходящие для обоих полов, характерны для японского дизайнера Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto).

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

TO BE BLOSSOM
Российский бренд женской одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Шалуны
Российский бренд одежды для детей со штаб-квартирой в Москве.
MEASURE
Российский бренд modest fashion со штаб-квартирой в Махачкале (Республика Дагестан)
Première Vision Paris
Международная выставка тканей и фурнитуры.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю