Ямамото Йоджи (Yamamoto Yohji)
Йоджи (другой вариант транслитерации — Ёдзи) Ямамото (山本 耀司, Yamamoto Yōji) родился 3 октября 1943 года в Токио.
В 1966 году окончил Университет Кэйо (Keio University, Токио) по специальности «правоведение». Вместо того, чтобы строить юридическую карьеру, стал помогать матери в ее бизнесе по пошиву одежды. В 1969 году окончил Bunka Fashion College (Токио) по специальности «дизайн одежды».
В 1972 году Ямамото основал в японской столице компанию Y’s. В
1977-м представил в Токио свою первую коллекцию prêt-à-porter, в которую вошла женская одежда, скроенная по принципу мужской, с лаконичными формами, негабаритными силуэтами, асимметрией и в монохромной палитре.В 1981 году состоялось первое дефиле Y’s в Париже (в
1982-м — вНью-Йорке ). Модели без макияжа ходили по подиуму под звук сердцебиения. В коллекции преобладали вещи черного цвета, «разломанные» силуэты и нетипичная для западной моды восьмидесятых асексуальность. Модные критики назвали дизайнерский подход Ямамото «стилем беженцев», «постъядерной модой» и«Хиросима-шик» .В середине
1980-х американский исследователь моды Гарольд Кода (Harold Koda) охарактеризовал деконструктивизм Ямамото и Рэй Кавакубо (Rei Kawakubo), дебютировавшей в Париже в то же время, как постмодернистскую интерпретацию эстетики бедности в частности и моды в целом.В 1984 году Ямамото представил в Париже свою первую коллекцию мужской одежды, в которую вошли черные пиджаки и рубашки без воротников с ассиметричными рукавами и необработанными швами. Тогда же, во избежание путаницы с названием YSL (Yves Saint Laurent) на французском рынке, дизайнер создал лейбл Yohji Yamamoto.
К концу
1990-х деконструктивизм стал мейнстримом на подиумах, и в поисках новых идей Йоджи обратился к свадебному платью, которое впервые показал в коллекции prêt-à-porter сезонаосень-зима 1998/99 в Париже. В финале дефиле на подиум вышла невеста в кремовой юбке, такой огромной, что журналистам в первых рядах пришлось нырнуть под нее, чтобы дать модели пройти. Над свадебным нарядом, созданным с преувеличенными пропорциями в стиле XIX века, четверо мужчин держали на бамбуковых палках гигантскую белую шляпу, которая, по выражению The Guardian, «парила над моделью, как сугроб». В сезоне весна 1999 Ямамото устроил на подиуме в парижском кабаре Moulin Rouge публичный демонтаж свадебного платья.Как пояснил дизайнер, он играл с представлением массового рынка о том, что мода «экстравагантна и глупа».
В 2002 году Ямамото представил свою первую линию haute couture, отказавшись от ее демонстрации в рамках Недели высокой моды в Париже и устроив прямо накануне ее открытия отдельное шоу. Свое решение дизайнер объяснил тем, что обычно на показах Недели присутствует до 1500 человек, а ему хотелось бы видеть на своем дефиле не более 300–350.
В 2003 году Йоджи Ямамото и adidas запустили совместную линию спортивной обуви и одежды
Y-3 , в создании которой дизайнер применил принципы авангардной высокой моды.В 2008 году был создан Фонд мира Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto Fund for Peace), целью которого стали содействие развитию индустрии моды в Китае и преодоление давней вражды между Китаем и Японией. По программе фонда каждый год начинающий китайский дизайнер получал двухлетнюю стипендию для обучения в Японии или Европе, а модель китайского происхождения выходила на подиум в течение сезона prêt-à-porter в Париже.
В 2008 году Ямамото запустил демократичную линейку молодежной одежды Coming Soon, вещи которой производились без названия бренда.
С 2008 года выходят коллаборации Yohji Yamamoto x Dr. Martens, включающие в себя совместно разработанные модели обуви. В сезоне
осень-зима 2020/21 вышла коллаборация Ямамото и Supreme. А осенью 2020 года Ямамото объявил о сотрудничестве с итальянским производителем автомобилей Lamborghini — партнеры представили совместную модель Aventador S.Влияние творчества Ямамото выходит за рамки его дизайнерской работы. Его философия, основанная на вызове условностям и приятии несовершенства, вдохновляет многих художников. В 1989 году режиссер Вим Вендерс (Wim Wenders) выпустил документальный фильм «Записки об одежде и городах», в котором размышлял об общности визуальной коммуникации в коллекциях Ямамото и кино. В нулевых Ямамото сотрудничал с Такеши Китано (Kitano Takeshi), создав костюмы для его фильмов «Брат» (2000) и «Куклы» (2002).
За свой вклад в индустрию моды дизайнер награжден французским Орденом искусств и литературы (шевалье, 1994; офицер, 2005; командор, 2011), Медалью с пурпурной лентой (Япония, 2004), Премией METI «За развитие японского бренда (вклад корпорации)» (2005) и др.