Haute couture (высокая мода)
Официально эпоха haute couture (дословно в переводе с фр. «высокое шитье») как индустрии началась во второй половине XIX века во Франции. «Отцом» высокой моды стал англичанин Чарльз Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth), сделавший себе имя и карьеру в Париже. Благодаря Ворту появились такие явления как дом моды, лейбл с именем этого дома, манекены, показ моделей одежды на живых манекенщицах и Синдикат высокой моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), созданный им в 1868 году.
Синдикат объединил парижские модные салоны и дома, одевавшие высший свет общества, в организацию наподобие профсоюза,
во-первых , для контроля качества и защиты авторских прав кутюрье, аво-вторых , с целью подчеркнуть элитарность предоставляемых услуг, недоступных среднему классу. Эту роль синдикат выполняет до сих пор.С 1973 года парижский синдикат входит в состав Французской федерации высокой моды,
прет-а-порте и модных дизайнеров (Fédération française de la couture).Сегодня в синдикат входят до двух десятков модных домов. Чтобы стать его членом, помимо крупного денежного взноса, необходимо соответствовать ряду требований. Главный офис дома, его ателье, бутик должны находиться в Париже (столице haute couture) с постоянным штатом сотрудников не менее 30 человек, в их числе — высококлассные специалисты, выполняющие каждый свою функцию (раскрой, вышивку, обметку петель, работу с шелком
и т. д. ). Дом моды должен иметь стабильный оборот продаж, сеть бутиков как в Париже, так и в мире, иметь свои уникальные технологии, при пошиве использовать не более 30% машинных строчек, то есть на 2/3 изделие изготавливается вручную и др. Модель должна существовать в единственном экземпляре. По запросу можно выполнить от одной до пяти копий по индивидуальным меркам заказчика. На пошив одной вещи может уходить от 100 до 6000 часов, а ее стоимость варьируется от 25 тысяч до 1 млн евро. По разным оценкам, количество покупателей haute couture в мире не превышает 4000 человек.В июле 2025 года Федерация высокой моды (FHCM) и французское правительство впервые за 20 лет обновили правила производства изделий формата haute couture. Ключевые поправки коснулись обязательного количества показов: если раньше члены синдиката должны были дважды в год участвовать в Неделе высокой моды, то теперь такие бренды, как Balenciaga и Valentino, традиционно представляющие лишь одну кутюрную коллекцию в год, были освобождены от этого требования.
Параллельно с этим были введены новые механизмы контроля качества. В составе комиссии Министерства промышленности по вопросам моды появились
эксперты-ревизоры , задача которых — проверять модные дома на соответствие базовым стандартам индустрии. В числе обязательных критериев — привлечение не менее 20 сотрудников для работы над коллекцией и демонстрация минимум 25 образов за сезон.






