Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Универмаг

Крупный розничный торговый объект, предлагающий универсальный ассортимент товаров, продающихся в разных отделах
Универмаг Le Bon Marché в Париже
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Ассортимент универмага (сокр. от «универсальный магазин») может включать одежду, обувь, косметику, детские товары, электронику и многое другое. Такие торговые пространства обычно расположены в центрах городов или крупных торговых центрах, позволяя клиентам с удобством совершать покупки разнообразных товаров в одном месте.

Существуют разные версии о времени и месте появления первых универмагов, но большинство задокументированных фактов относятся к торговле в Европе XVIII века.

Так, в 1734 году появился магазин скобяных товаров Bennett’s в Дерби (графство Дербишир, Англия), который существует и сегодня, торгуя в том же здании. В 1796-м на Пэлл-Мэлл-стрит в Лондоне открылся Harding, Howell & Co. Одним из старейших сетевых универмагов считается британский Debenhams, который открылся в 1778-м и просуществовал до 2021 года. 

Во Франции первый универмаг Tapis Rouge («Магазин новинок») появился в 1784 году, а в 1838-м в Париже открылся Le Bon Marché, в котором была воплощена концепция универмага в современном ее понимании. Магазин, история которого началась с нескольких прилавков в четырех отделах (зонты, матрацы, ткани и галантерея), со временем стал предлагать широкий ассортимент товаров по фиксированным ценам, ввел сезонные распродажи и возможность обмена товаров.

В ХХ веке универмаги прошли через множество трансформаций, адаптируясь к экономическим, социальным и технологическим изменениям. Так, в начале столетия они стали символом модернизации и потребительской культуры. В этот период начался быстрый рост числа таких магазинов в крупных городах — Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Берлине. Здания, в которых они располагались, зачастую имели уникальную архитектуру, например Galeries Lafayette в Париже (основан в 1912-м) и Harrods в Лондоне (основан в 1849-м) отличались роскошным дизайном, широкими витринами и элегантными интерьерами. Также универмаги стали социальными центрами, они предлагали не только товары, но и различные услуги — в них были рестораны, кафе, концертные залы и детские площадки, что превращало посещение универмага в событие для всей семьи. Кроме того, в этот период товарная линейка универмагов значительно расширилась, и это привлекало большую аудиторию.

В середине ХХ века Вторая мировая война существенно повлияла на развитие универмагов, так как многие магазины столкнулись с трудностями из-за разрушений и дефицита товаров. Однако в послевоенный период произошел значительный экономический подъем, что способствовало росту потребительского спроса.

Так, после войны в США и странах Европы начался стремительное развитие пригородов, что привело к появлению новых торговых центров и универмагов, которые стали ключевыми элементами пригородной жизни. У населения появились дополнительные средства, что привело к увеличению потребления. Универмаги активно этим пользовались, предлагая разнообразные товары и услуги — от модной одежды до бытовой техники.

В это же время универмаги начали проводить масштабные рекламные кампании и использовать маркетинговые стратегии, а также телевизионную рекламу для привлечения покупателей.

В конце XX века серьезную конкуренцию традиционным универмагам стали создавать появившиеся в 1960-х-1970-х торговые центры (моллы), которые также предлагали широкий ассортимент товаров и услуг в одном месте. Кроме того, рынок начали осваивать специализированные магазины (электроники, товаров для дома и сада, спортивных товаров и др.), которые предлагали более узконаправленный ассортимент и экспертное обслуживание.

Повышению эффективности работы, автоматизации процессов, снижению издержек и улучшению обслуживания клиентов в универмагах способствовало внедрение компьютерных систем управления запасами и продажами. Расширить географию присутствия и увеличить доходы позволило развитие франчайзинга.

В 1990-х интернет и электронная коммерция начали оказывать значительное влияние на розничную торговлю — появились интернет-магазины. Такие компании как Amazon и eBay стали предлагать широкий ассортимент товаров онлайн, что создало новую форму конкуренции для традиционных универмагов.

Как и другие физические ритейлеры, универмаги начали интегрировать онлайн- и офлайн-каналы продаж, создавая взаимопроникающие стратегии для улучшения клиентского опыта. Это включало такие нововведения, как онлайн-заказы с возможностью самовывоза из магазина, онлайн-консультации и использование социальных сетей для продвижения товаров.

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на универмаги, вызвав временное закрытие многих магазинов и резкий рост онлайн-продаж. В условиях коронавирусных ограничений универмаги активизировали интернет-присутствие, предлагая клиентам удобные способы заказа и доставки товаров, а также начали внедрять новые меры безопасности, такие как социальное дистанцирование, дезинфекция и бесконтактные способы оплаты.


tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

TO BE BLOSSOM
Российский бренд женской одежды, обуви и аксессуаров со штаб-квартирой в Москве.
Berluti
Французский люксовый бренд мужской кожаной обуви, одежды и аксессуаров со штаб-квартирой в Париже; принадлежит LVMH.
Цифровая мода (digital fashion)
Виртуальные предметы одежды и аксессуары, созданные с помощью компьютерных технологий для использования в цифровом пространстве.
ван Херпен Айрис (van Herpen Iris)
Нидерландский дизайнер одежды, основатель бренда Iris van Herpen, представитель футуристического направления моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю