О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Персона

Шанель Габриэль (Коко) (Chanel Gabrielle «Coco»)

Французский дизайнер, основатель модного дома Chanel, один из самых влиятельных модельеров XX века; произвела революцию в моде, введя принцип «роскошной простоты»
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Полное имя — Габриэль Бонёр Шанель (Gabrielle «Coco» Bonheur Chanel). Родилась 19 августа 1883 года в Сомюре (Франция), умерла 10 января 1971 года в Париже (Франция).

Шанель родилась в бедной семье в глухой французской провинции. После смерти матери отец отправил двенадцатилетнюю Габриэль и ее сестер в приют при Обазинском монастыре, где девочка получила навыки портновского ремесла, а монастырский быт впоследствии вдохновил ее на создание «рубищ для миллиардерш», как язвительно назвал одежду Шанель французский кутюрье Поль Пуаре (Paul Poiret).

В восемнадцать лет Габриэль покинула приют и переехала в городок Мулен, где жила в пансионе для католических девушек, работала в магазине для невест Maison Grampayre, подгоняла готовую одежду и брала заказы на дом, а в свободное время пела в кафешантанах. Особой популярностью в ее исполнении пользовались песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco» («Кто видел Коко?»), благодаря чему Габриэль стали называть «Коко» (намек на фр. «cocotte» — «кокотка», «содержанка»); по другой версии, как утверждала сама Шанель, это прозвище дал ей отец.

В 1906 году Коко познакомилась в Мулене с Этьеном Бальсаном (Étienne Balsan), конезаводчиком, наследником крупной текстильной компании, и стала его содержанкой. Живя в поместье Бальсана, в замке Руайо, она открыла в себе талант модистки. Ее лаконичные и дерзкие шляпки разительно отличались от общепринятых и пользовались успехом у приятельниц Этьена.

В 1909 году Бальсан предоставил Шанель свой дом в Париже, на бульваре Малешерб, 160, на первом этаже которого она открыла бутик, где продавала созданные ею шляпы. Квартира Бальсана служила также салоном для французской охотничьей и спортивной элиты, там Габриэль познакомилась с приятелем Этьена, Артуром Кэйпелом, английским игроком в поло по прозвищу «Бой» (Arthur «Boy» Capel), который стал ее любовником и профинансировал запуск бизнеса.

В 1910 году Коко стала лицензированной модисткой и при помощи Кейпела открыла свой первый бутик шляп Chanel Modes на улице Камбон, 21 во французской столице. В 1913 году Шанель запустила бутик в Довиле, где впервые представила повседневную одежду, подходящую для отдыха и спорта, изготовленную из грубого джерси и трикотажа. Впоследствии Коко говорила: «Прежде джерси шло только на мужское нижнее белье. Я оказала ему честь, сшив из него платья и костюмы!»

Стиль одежды Кэйпела, в первую очередь его блейзеры, вдохновил Шанель на создание нового модного образа. Она предложила женщинам свою интерпретацию с элементами мужского гардероба, комфортные силуэты с простыми, чистыми линиями, которые резко контрастировали с популярными тогда стандартами — корсетом, длинными волочащимися юбками и огромными шляпами с обилием декора.

В 1915 году Шанель, решив закрепить успех, которого она добилась в Довиле, открыла магазин на вилле напротив казино в курортном городе Биаррице, где представила свою новую коллекцию одежды. Дизайнер привнесла в женский гардероб спортивные силуэты, эстетику элегантной и неброской одежды: платья, обнажающие лодыжку, струящиеся модели с отсутствием подчеркнутой талии, с шарфом вместо пояса, укороченные юбки — и полное отсутствие корсета. На смену пышным нарядам дизайнер предложила образ женщин нового времени: спортсменок, автомобилисток, руководительниц компаний, работниц и сестер милосердия.

Шанель произвела революцию в индустрии моды, введя принцип «роскошной простоты» (фр. «le luxe de la simplicité»). Среди внедренных ею новшеств, которые впоследствии стали классикой: твидовый костюм-двойка, стеганая сумочка с ремешком через плечо (предтеча современной кросс-боди), бижутерия, двухцветные туфли-лодочки с контрастным мысом, которые удлиняют ногу, а стопу делают более изящной и, конечно, маленькое черное платье.

За год работы бутика в Биаррице бизнес оказался настолько прибыльным, что в 1916-м Шанель смогла возместить инвестиции Кэйпелу. В 1918 году она купила здание на улице Камбон, 31 в Париже, где открыла свой дом моды. К 1927 году Шанель владела пятью объектами недвижимости на Камбон.

В 1919 году Артур Кэйпел погиб в автокатастрофе. По легенде, именно тогда Шанель придумала маленькое черное платье для выхода в свет, поскольку не имела права носить траур по своему возлюбленному. Выйти из депрессии Шанель помог русский князь Дмитрий Романов, роман с которым вдохновил дизайнера на коллекции со славянскими мотивами, пестревшие цветами и обильной вышивкой.

В 1922 году Шанель и парфюмер Эрнест Бо (Ernest Beaux) создали духи Chanel № 5, которые стали пользоваться высоким спросом. Бизнесмен Пьер Вертхаймер (Pierre Wertheimer) предложил Габриэль заняться производством аромата на его фабрике Bourjois. В 1923 году они заключили контракт, согласно которому 70% выручки образованной для выпуска духов компании Les Parfums Chanel получал Вертхаймер, 20% Теофиль Бадер (Théophile Bader; он познакомил бизнесмена и дизайнера) и лишь 10% сама Шанель. Поскольку духи быстро стали бестселлером, Коко попыталась отсудить себе более значительную долю, однако ей это не удалось.

В 1925 году Шанель познакомилась в Монте-Карло с Хью Гровенором (Hugh Grosvenor), герцогом Вестминстерским. Их связь продолжалась десять лет и положила начало британскому периоду в творчестве дизайнера — она разработала спортивные куртки и плащи, удобные брюки с завышенной талией, дамские костюмы мужского кроя из твида.

В 1920-х годах Шанель занялась созданием украшений, которые называла «фантазийной бижутерией»: это были эмалевые браслеты, мальтийские кресты, крупные серьги и бусы из цветного стекла и жемчуга в несколько рядов.

К концу 1920-х годов предприятия Шанель, дом высокой моды, парфюмерная фабрика, текстильная фабрика, ювелирная мастерская, магазины и ателье, приносили огромную прибыль. Дизайнер также сотрудничала с «Русским балетом Дягилева», разработав костюмы для балетов «Голубой экспресс» Дариуса Мийо (1924) и «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского (1928), создавала костюмы для Голливуда («Сегодня вечером или никогда» режиссера Мервина Лероя (1931), «У греков было для них слово» Лоуэлла Шермана (1932)), французского кино («Правило игры» Жана Ренуара (1939)). Ее клиентками стали актрисы Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

После начала Второй мировой войны, в 1939 году, Шанель закрыла все свои магазины и уволила более 4000 сотрудников.

Во время нацистской оккупации Франции она состояла в отношениях с атташе немецкого посольства, бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге (Hans Günther von Dincklage). Шанель пыталась использовать свои связи с оккупационными властями, чтобы отобрать контроль над Les Parfums Chanel у Пьера Вертхаймера, покинувшего Европу, однако тот предварительно переписал часть доли на оставшегося во Франции Феликса Амио (Félix Amiot), который поставлял оружие нацистской армии (а также тайно финансировал сеть французского сопротивления).

После освобождения Франции Габриэль была обвинена в коллаборационизме и арестована. Однако при посредничестве премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (Winston Churchill) в 1944 году Шанель была освобождена с обязательством покинуть Францию — она уехала в Швейцарию.

В мае 1954 года Коко продала свой модный дом и все компании со своим участием, а также согласилась передать свою долю в Les Parfums Chanel Пьеру Вертхаймеру и его наследникам — при условии, что они оплатят все ее долги и возьмут на себя финансирование выпуска коллекций, а также все ее счета вплоть до смерти дизайнера.

71-летняя Шанель вернулась во Францию и выпустила первую коллекцию, которая потерпела фиаско: дизайнер не осознала, что за более чем десятилетие ее отсутствия в индустрии моды та в корне изменилась. Второй показ тоже не вызвал энтузиазма аудитории. И только третья коллекция, для которой Шанель придумала твидовый костюм из узкой юбки и обшитого тесьмой жакета без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами, взорвала мир моды. Коллекцию Chanel закупили престижные американские универмаги, журнал Life посвятил четыре страницы триумфальному возвращению Коко.

В 1950-х-1960-х Шанель снова сотрудничала с различными голливудскими студиями, среди ее клиенток были актрисы Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, она оказывала финансовую поддержку Сальвадору Дали и Пабло Пикассо.

В 1960-х Габриэль не приняла популярность мини-юбок, из-за чего продажи модного дома сильно упали.

В 1971 году Коко умерла, не оставив наследников, владельцем бизнеса Chanel стала семья Вертхаймеров.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний