Смена (Smena)
История компании началась в 1936 году в Москве, когда существовавшая с
1920-х сеть надомных мастерских по пошиву детской одежды была реорганизована в Фабрику № 24 Щербаковского райпромтреста, расположенную на улице Суконной, 8.17 августа 1949 года директором предприятия стал Михаил Константинович Видгоф, под руководством которого коллектив из 180 сотрудников включился в стахановское движение. В том же
1949-м в СССР была введена школьная форма, и «Смена» начала выпуск узнаваемых коричневых платьев. В начале1950-х фабрика стала передовиком производства, при ней были созданы учебные центры, детские сады, пионерские лагеря и службы быта, а также началось строительство жилья для рабочих.С
1950-х по1990-е «Смена» была одним из ведущих предприятий легкой промышленности СССР. В1970-х детская одежда марки пользовалась популярностью в стране и экспортировалась за рубеж, в том числе во Францию и Японию. В год выпускалось 550–580 моделей для разных возрастных групп.К
1990-м компания управляла 11 филиалами, на которых работали более 7 тыс. человек. В год производилось более 12 млн готовых изделий.После отмены обязательной школьной формы в 1992 году предприятие столкнулось с резким падением продаж, но сумело частично сохранить производство благодаря сотрудничеству с рядом торговых сетей, в частности, «Детским миром».
В
2002-м компания преобразована в Акционерное общество «МПШО Смена», генеральным директором которого стала Галина Ивановна Иванова.В 2012 году был разработан вступивший в силу 1 сентября
2013-го закон «Об образовании», согласно которому учебные заведения получили возможность вводить обязательную школьную форму. В этот период «Смена» вновь вернулась к производству коллекций для школьников, провела модернизацию производства и ребрендинг. Основным каналом продаж оставалась оптовая торговля.В
2015-м компания вышла на маркетплейсы Wildberries, Lamoda, detmir.ru, Ozon и начала развивать собственныйинтернет-магазин . В том же году была выпущена адаптивная коллекция одежды длядетей-инвалидов , которая была презентована на Международной конференции «Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, взаимодействие». По итогам года Министерство промышленности и торговли РФ включилоАО «МПШО Смена» в список 20 лучших производителей детских товаров России.В 2016 году бренд представил 7 капсул школьной формы с разными стилистическими решениями: «Наследие», «Романтика», «Престиж», «Тренди», «Модерн»,
«Нео-классика» и «Эклектика». В2017-м запустил производство сезонных повседневных коллекций, а в2018-м презентовал линейку праздничной одежды.В марте
2023-го в «Центральном детском магазине» в Москве открылся первый флагман Smena. К концу года компания управляла уже 4 собственными магазинами в Москве и планировала дальнейшее расширение розничной сети.В 2024 году был представлен новый брендинг Smena, разработкой которого занималось креативное агентство Brand Hub. В названии появился дескриптор Follow Wear, который призывал «следовать за важным, формируя свой образ с помощью одежды». Изменению подвергся и логотип компании, который стал более основательным, но в то же время получил «дружелюбные черты», а именно, округлые формы букв. Фирменными цветами были выбраны оттенки бирюзового и бежевого в сочетании с классическим черным и белым. Также у марки появился свой паттерн. В концепции розничных точек особое внимание было уделено подбору экологичных материалов — в интерьере использовались фанера из переработанного сырья, а также гильзы от рулонов тканей и бумаги для лекал, которые стали столами и подиумами.
В 2024 году, согласно «РБК Компании»,
АО «МПШО Смена» зафиксировало выручку в размере 776,9 млн рублей и убыток — 27,65 млн рублей.В 2025 году компания являлась одним из ведущих отечественных производителей школьной формы, создавая ежегодно более 300 новых моделей, а также продолжала выпускать сезонные линейки и праздничные коллекции.






