Ресейл
В модной индустрии ресейл (англ. «resale» — «перепродажа») — это розничная торговля бывшими в употреблении одеждой, обувью и аксессуарами.
Из-за развития интереса к устойчивой моде и циркулярной экономике в это понятие также стали включать перепродажу стоков и архивных коллекций.Начиная примерно с середины ХХ века на перепродажу отправлялась недорогая одежда, которая реализовывалась через комиссионные магазины и
секонд-хенды (в англоязычном мире «thift stores», «благотворительные магазины»).Существовали также торговые точки, где продавалась винтажная дизайнерская или сшитая на заказ одежда и антиквариат. Долгое время покупка подержанных вещей считалась маргинальной практикой
из-за ассоциаций с бедностью — аудиториейсеконд-хендов часто были контркультурные группы, хиппи и панки, протестовавшие, в числе прочего, против потребления капитализма.К
2020-м , благодаря экологической повестке, с одной стороны, и развитиюонлайн-торговли , с другой, ресейл стал популярной практикой и одной из самых быстрорастущих категорий рынка моды (объем оценивается в 25–30 млрд долларов). Пионерами в этом сегменте былионлайн-платформы перепродажи модных товаров Thred Up, The RealReal, Poshmark, основанные в2010-х . Крупныеинтернет-магазины , такие, как eBay и Etsy, также стали площадками ресейла. У Farfetch есть собственная платформа Second Life для подержанных товаров категорий премиум и люкс.Ряд крупных модных брендов также продает свои подержанные товары. Oscar de la Renta отбирает архивную одежду для ресейла в рамках своей инициативы Encore. В 2021 году запущен проект Isabel Marant Vintage. В
2022-м Gucci начал перепродажу тщательно подобранных винтажных вещей в рамках Gucci Vault, а холдинг Kering приобрел 5% акций платформы подержанных предметов роскоши Vestiaire Collective. Бренды Balenciaga и Alexander McQueen протестировали сотрудничество с площадками перепродажи White Label Reflaunt и Vestiaire Collective соответственно.
Для рынка люкса ресейл стал способом привлечь новых, зачастую более молодых и восприимчивых к тренду устойчивой моды покупателей, а также решить проблему остатков без репутационных издержек.
В России в сфере премиальных и люксовых товаров работают такие
ресейл-проекты как The Cultt, Oskelly и Tsum Collect.
Бизнес-модели перепродаж варьируются. Например, платформа Reflaunt сотрудничает с крупными брендами, такими как Balenciaga, ионлайн-платформами вродеNet-a-Porter , чтобы стимулировать компании участвовать в циркулярной экономике. Reflaunt предоставляет клиентам брендовконсьерж-сервис и проверку вещей на подлинность, а также размещает объявления на внешнихресейл-платформах . Датский бренд доступной роскоши Ganni использует смешанный формат перепродажи, аренды и аутлета. В торговом пространстве Postmodern Store в Копенгагене клиенты могут обменять бывшие в употреблении товары на кредит винтернет-магазине бренда и приобрести вещи других потребителей, а также взять напрокат и купить стоки прошлых коллекций. Платформа H&M Re:wear позволяет клиентам покупать и продавать товары любой компании.Особое место ресейл занимает в
сникерхед-культуре (от англ. «sneakerhead» — коллекционер кроссовок). В данном случае под ресейлом подразумевается перепродажа моделей из лимитированных коллекций. При этом цена товаров, ставших предметами коллекционирования, может отличаться от первоначальной в 2 — 1000 раз.По некоторым оценкам, к 2029 году рынок ресейла может практически сравняться по объемам с fast fashion.