Ресайклинг (recycling)

Технология ресайклинга (англ. «recycling» — «рециркуляция», «повторение цикла») подразумевает переработку непригодных для употребления товаров в сырье, из которого изготавливают новые вещи. Чаще всего это самые распространенные отходы: бутылки, целлофановые пакеты, старые ткани, стекло и бумага. Вместе с тем, понятие «ресайклинг» в моде периодически используется в значении повторного использования одежды в том виде, в котором она есть, что с точки зрения экологии более приоритетно, поскольку позволяет избежать воздействия на окружающую среду процессов, связанных с извлечением волокон для производства новой продукции.
Впервые новую одежду из бывших в употреблении материалов начали производить в 1813 году. В начале XIX века шерстяная ткань пользовалась большим спросом, но немногочисленные прядильные фабрики не могли его удовлетворить. Английский бизнесмен Бенджамен Лоу (Benjamin Law) разработал технологию, благодаря которой старую одежду, полотенца и тряпки измельчали до волокнистого состояния и производили из них новую пряжу. В результате получалась более грубая шерстяная ткань, получившая название «шодди» (англ. shoddy).
Пионерами в области
ресайкл-украшений были американские заключенные, которые в1920-х научились расплавлять в горячей воде целлулоидные ручки от зубных щеток, придавая им форму колец.Одной из первых крупных компаний, внедривших ресайклинг в производственные процессы, стал американский бренд Patagonia. Еще в 1993 году он начал преобразовывать пластиковые бутылки во флис. В начале
2020-х около 70% товаров компании создавалось из переработанных материалов — хлопка, шерсти, полиэстера, пуха, а также нейлона. В дальнейшем Patagonia разработала технологию получения волокон REFIBRA™ lyocell из древесины и переработанного хлопка. Процесс производства лиоцелла уменьшает количество используемого первичного сырья, снижает потребление воды на 95% по сравнению с созданием хлопковых тканей, не загрязняет воздух и почву.Вторичная переработка стала массово применяться брендами в конце XX — начале XXI веков в связи с ростом осведомленности потребителей об экологических проблемах и охране окружающей среды. Многие ритейлеры модной одежды, среди которых Marks & Spencer, Nike, Uniqlo, Zara и H&M, разработали инициативы по сбору и ресайклингу старой одежды, чтобы попытаться снизить воздействие на экосистему планеты.
В 2008 году британский Marks & Spencer одним из первых запустил программу сбора бывшей в употреблении одежды в партнерстве с благотворительной организацией Oxfam. Клиенты компании получили возможность сдать ненужные изделия любой фирмы в специальные коробки под названием «Shwop». Oxfam собирал и сортировал одежду для перепродажи или переработки через одобренных производителей для изготовления других изделий, таких как подложка для ковров, обивка автомобилей или звукоизоляция.
Ресайклинг стал неотъемлемой частью
бизнес-стратегий таких модных брендов, как Stella McCartney, Gucci, Marine Serre, Prada, Pangaia и др.
Среди первопроходцев экологичной моды в России — дизайнер Ольга Глаголева, основательница марки GO. В 2016 году, в сотрудничестве с компанией Authentic Investments, она запустила проект GO Authentic. В первую коллекцию, получившую название «Дом», вошли пять свитшотов, ткань которых была выполнена из переработанных пластиковых бутылок. В основу дизайна лег большой пятиметровый коллаж, выполненный из журнальных вырезок, — его разделили на пять частей и перенесли на ткань. Покупателям, принесшим пять пластиковых бутылок (именно столько уходит на изготовление одного свитшота), предоставлялась скидка 20%.
В 2020 году в городе Иваново был создан коммерческий проект Laut Recycling — предприятие замкнутого цикла по сбору, транспортировке, сортировке и переработке ненужной одежды. Компания начала сотрудничество с крупными российскими брендами, в числе которых Befree и Zarina. В партнерстве с Laut Recycling в
2023-м ритейлеры запустили сбор ненужной одежды в своих магазинах в разных городах России.