Balenciaga
История компании началась в 1917 году, когда испанский дизайнер Кристобаль Баленсиага (Cristobal Balenciaga, 1895–1972) открыл дом моды в
Сан-Себастьяне (Испания). В начале1920-х годов появились филиалы в Мадриде и Барселоне, а клиентами Баленсиаги стали испанская королевская семья и представители аристократии. Падение монархии и гражданская война в Испании вынудили дизайнера закрыть магазины и переехать во Францию.
В 1937 году Баленсиага открыл дом моды на авеню Георга V в. Париже. Презентация его первой коллекции, вдохновленной испанским Возрождением, имела большой успех. Публика и пресса высоко оценили инновационный крой и прогрессивный подход к дизайну.
После Второй мировой войны, в конце
1940-х , Balenciaga выпустил два фирменных аромата: Le Dix и La Fuite des Heures.Модный дом создавал одежду, совершившую революцию в мире моды. Игнорируя естественную линию талии, Баленсиага полностью преобразил женский силуэт. Титульными моделями модного дома Balenciaga стали
платье-туника (а затемплатье-сорочка ), сферическаякуртка-баллон , платьебэби-долл с высокой талией,пальто-кокон , юбка — воздушный шар иплатье-мешок .
Вечернее платье, дизайн Кристобаля Баленсиаги, 1951 год
В 1955 году компания пригласила Робера Гуссенса (Robert Goossens) для создания ювелирной линии.
В
1968-м Кристобаль Баленсиага показал свою последнюю коллекцию и закрыл модный дом.В 1986 году компания Jacques Bogart SA купила Balenciaga, дом возглавил Мишель Гома (Michel Goma): в течение пяти лет он выпускал коллекции prêt-à-porter под маркой Le Dix. В
1992-мего сменил голландский дизайнер Джозеф Тимистер (Josephus Thimister), который попытался вернуть бренду его люксовый статус. В 1992 году дом создал одежду для французской команды, участвовавшей в летних Олимпийских играх в Барселоне.В 1997 году креативным директором бренда стал французский модельер Николя Гескьер (Nicolas Ghesquière). Его работа вскоре превратила Balenciaga в признанный критиками модный дом. Самым крупным коммерческим успехом Гескьера стал выпуск сумки Lariat с плетеными ручками и
застежками-молниями .В 2001 году компанию приобрела группа Kering. За несколько лет под новым управлением продажи бренда значительно выросли. Так, в 2005 году оборот бренда оценивался в 60 млн евро — втрое больше, чем в
2001-м .Компания Balenciaga модернизировала свои производственные и коммерческие возможности, а также расширила сеть магазинов в Париже, Лондоне,
Нью-Йорке ,Лос-Анджелесе , Токио, Сеуле, Гонконге и других столицах моды. К расширяющейся линейке готовой одежды для женщин и мужчин добавились сумки и обувь.В России первый магазин Balenciaga был открыт в 2007 году компанией Mercury. После начала
российско-украинского конфликта группа Kering заявила о приостановке деятельности в РФ.
Balenciaga, рекламная кампания коллекции осень-зима 2011
В 2012 году креативным директором бренда был назначен Александр Вэнг (Alexander Wang). В
2015-м в этой должности его сменил дизайнер Демна Гвасалия. Работая в Balenciaga, создательстритвир-бренда Vetements соединил антимодную эстетику стритвира с тяжелым люксом. Гвасалия работает с плотными, формодержащими тканями, экспериментирует с пропорциями и объемами, устанавливает новые стандарты — ищет красоту в уродстве.Дополнительные известность и доход компании приносят многочисленные коллаборации с такими брендами как Gucci, Jacob & Co, Nike, adidas, New Balance, Crocs и др. Среди нестандартных решений — сотрудничество с группой Rammstein и
онлайн-игрой Fortnite.В 2022 году Balenciaga оказался в центре скандала после рекламной кампании, в которой были использованы изображения детей, держащих в руках плюшевых медвежат, одетых в стринги и кожаные портупеи. Модный дом публично извинился и сообщил о намерении обратиться в суд на лиц, ответственных за включение не утвержденных компанией предметов в фотосессию. Однако эти заявления не смогли остановить волну гнева в соцсетях, а издание Business of Fashion (BoF) приняло решение отозвать награду Global Voices Award, присужденную Гвасалии.
Точные данные о прибыли Balenciaga не раскрываются, однако, по мнению аналитиков, бренд является одним из самых прибыльных группы Kering. По данным за 2022 год, бренд имел 240 магазинов по всему миру (на 9% больше, чем в
2021-м ), а его выручка составила около 1,5 млрд евро (+15%). Также бренд интенсивно развивается онлайн, запуская новые сервисы для своих клиентов.