Мутация мема, или почему российские дизайнеры не вирусят

Вот уже несколько лет международные модные бренды выпускают «кликбейтные» вещи, которые собирают массу лайков, репостов и комментариев в социальных сетях. Почему эта тенденция стала долгоиграющей за рубежом, но отечественные дизайнеры используют ее осторожно?
Сила провокации
Слово «мем» (англ. «meme») придумано биологом Ричардом Докинзом и впервые появилось в его книге «Эгоистичный ген», вышедшей в 1976 году. Согласно определению ученого, мем — это единица значимой для культуры информации, точно так же, как ген является носителем биологической информации. Мемом могут быть любые идея, символ, ситуация, образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов
Авангардные дизайнеры первыми среди коллег по индустрии осознали маркетинговый потенциал этого инструмента и стали создавать странные вещи, обреченные на длительные дискуссии вокруг них. Например, в 1989 году Maison Margiela разработал фирменные таби с раздвоенными носами. В сетевую эпоху вирусного распространения информации модель стала одной из самых цитируемых благодаря ироничным фотографиям блогеров, которые демонстрировали, как с помощью таби можно держать ключи, кредитные карты и бокалы.
Похожая участь постигла и выпущенные в 2015 году ботинки «Jugo» бренда Comme des Garçons, которые отсылали к традиционным мексиканским сапогам, но
Вскоре многие дизайнеры поняли силу провокационных образов, способных вызвать продолжительную реакцию в медиапространстве. В 2005 году бренд Viktor & Rolf выпустил на подиум моделей, будто не выбравшихся из постели, — в платьях из стеганых одеял с пришитыми к ним подушкам. Саркастичные шутки пользователей о том, что это состояние каждого утром понедельника, можно встретить в сети по сей день.
В 2019 году Viktor & Rolf разогрел аудиторию, показав платья с надписями: «Извините, я опоздала — я не хотела приходить», «Я не скромная, ты просто мне не нравишься».
А в
Демна Гвасалия одним из первых осознал: виральный контент привлекает молодую платежеспособную аудиторию, которая чувствует сопричастность к иронии дизайнера, и в то же время становится идентификатором бренда, что повышает его узнаваемость. Рубашка, пришитая Гвасалией к футболке, мусорный


Трамплин к тупику
Производство провокационных товаров было поставлено на конвейер, ведь они делали хорошие продажи. Например, по данным Footwear News, резиновые сабо на десятисантиметровой платформе Balenciaga x Crocs (2017) полностью разошлись на стадии предзаказа, а кроссовки Yeezy Foam Runner (2020), которые пользователи сравнивали с сеткой для фруктов или дуршлагом, — через несколько часов после старта торговли.
«Мем может быть хорошим маркетинговым инструментом для бренда, так как благодаря виральности мем (и бренд, его герой) получает широкий охват, — считает Юлия Выдолоб, партнер консультационного агентства Dot Comms. — Тем не менее залог успеха мема как раз в том, чтобы охват его героя изначально тоже был достаточно широким, иначе этот мем просто не поймут, и он никому не будет нужен. Судите сами: мы смеемся над кроксами Balenciaga, потому что уже знаем про Crocs и знаем про Balenciaga, у нас есть контекст, нас веселит столкновение высокого и низкого».
Согласно Докинзу, репродуктивный успех мема зависит от его способности влиять на эффективность своего носителя по передаче этого мема другим носителям, а для этого мемам необходимо постоянно видоизменяться. В период газлайтинга и постправды, когда объективные факты вытесняются монструозной субъективностью, мемы, иронизирующие над нашим восприятием реальности, мутировали в объекты, которые находятся как бы за ее рамками и не имеют практического применения. Вспомним для примера выпущенную в 2023 году маркой MSCHF микроскопическую зеленую копию сумки французского модного дома Louis Vuitton, которая может пролезть в игольное ушко, или натуралистичную голову льва реальной величины на платье Schiaparelli.
Создание вирального контента все чаще становится трамплином, который ведет в тупик. Яркий пример тому — история бренда AVAVAV, созданного дизайнером Беате Карлссон в 2017 году. Первоначально марка выпускала романтичные платья, в производстве которых использовались невостребованные ткани люксовых брендов. Но в 2021 году создала монструозные сапоги с вытянутыми пальцами. Сюрреалистичную обувь раскупили за несколько дней после выхода, бренд стал жутко популярным. Однако вскоре у этой славы открылась обратная сторона. «К нашей обуви столько внимания, что довольно сложно создавать
Отсутствие чуда
На отечественном рынке единичные примеры потенциально вирусных вещей можно увидеть у марок и дизайнеров, которые пользуются популярностью за рубежом и заручились поддержкой локальных СМИ. Например, в 2018 году бренд J.Kim выпустил пластиковые сумки с принтами в виде морских угрей, окуней и трепангов, которые выглядели как прозрачные пакеты со свежей рыбой. В
«На локальном рынке достаточно примеров „
Однако в целом производство
Ольга Михайловская,


Анна Махорина соглашается: «В сравнении с зарубежными брендами формат „