«Аэрофлот», основанный в 1923 году, — одна из старейших авиакомпаний мира и один из наиболее узнаваемых российских брендов. В 1954-м бортпроводники международных линий получили первую в истории перевозчика единую униформу: темно-синие бостоновые костюмы. Комплект включал белую блузку, юбку, приталенный пиджак на одной пуговице, черные туфли на низком каблуке, плащ, пальто с подкладкой, фетровую шапочку, ботинки, перчатку и пилотку.
В дальнейшем форма неоднократно менялась, становясь то более сдержанной, как в 1960-х (жакеты в мягких серых тонах на трех блестящих пуговицах, головные уборы, белые перчатки, закрытые черные туфли), то смелее и ярче, как в 1970-х (драповые малиновые костюмы во французском стиле, синие косоворотки, фетровые шляпы, перчатки), то элегантной, как во время Олимпиады-80 (юбки и жилеты из мелкой темно-синей клетки на сером фоне, белые блузы, платки, черные туфли, белые перчатки, модные шапочки).
В 2003 году «Аэрофлот» выбрал новую форму бортпроводников по результатам конкурса, в котором участвовали ведущие отечественные модельеры. Победителем стала Виктория Андреянова, предложившая модели синего цвета с оранжевыми вставками и вышивкой в виде самолетов. В 2009 году в открытом конкурсе на разработку формы выиграли дизайнеры Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, которые создали для кабинных экипажей варианты темно-синего цвета для зимнего сезона и оттенка «красный мандарин» для летнего.
В 2017 году авиакомпания воссоздала форму бортпроводников разных лет по историческим образцам и организовала первое ретродефиле, приуроченное к юбилею одной из международных воздушных линий.
В 2023 году, отмечая столетие, «Аэрофлот» запустил проект, в рамках которого были выполнены семь парных ретрорейсов по популярным и знаковым маршрутам внутренней сети. Пассажиры были погружены в атмосферу перелетов 1970-х и 1980-х на протяжении всего путешествия: от стоек регистрации до выдачи багажа.
РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний и крупнейший работодатель в России, обеспечивающий занятость в холдинге около миллиона человек.
В 2022 году компания перевела работников поездных и локомотивных бригад на форменную одежду нового образца. Как сообщают в пресс-службе РЖД, форменная одежда предусматривает два сезонных комплекта: зимний — темно-синего цвета с красными элементами и летний — светло-серого цвета. Помимо основных предметов одежды, они включают в себя галстуки и зажимы, мужские и женские шарфы, шейные платки, головные уборы и пилот-кейсы, перчатки и красные сумочки, плащи. Для работников высокоскоростных поездов предусмотрено использование металлических значков с логотипом «Сапсана» вместо нашивных элементов фирменного стиля.
«Необходимо отметить, что дизайн и комплектность форменной одежды различны для проводников, стюардов и начальников поездов. Каждый комплект имеет свои особенности в зависимости от функциональных обязанностей работников, предопределяет поведение персонала и способствует повышению ответственности к работе. При этом каждый комплект насчитывает около 20 элементов с учетом ношения в различных климатических условиях и сезонах», — уточняют в пресс-службе РЖД.
В процессе разработки нового дизайна компания проанализировала международные тренды, подходы крупных транспортных компаний к изменению форменной одежды персонала и выделила три ключевых аспекта: вариативность (возможность замены элементов в единой концепции, например, брюки-юбка, пиджак-жилет и др.), наличие фирменных аксессуаров, современность, выделение персонала по рангу, запоминаемость.
«Форма — это элемент коммуникации с пассажиром, который влияет на эмоции и настроение. Поэтому планировалось разработать форму, имеющую стильный современный образ, при этом удобную, комфортную и функциональную», — подчеркивают в пресс-службе РЖД. Компания провела конкурс среди российских дизайнеров на разработку концепции форменной одежды, в котором победил Леонид Алексеев. В процессе разработки дизайна эскизов по ТЗ заказчика проводились фокус-группы и круглые столы с работниками поездных бригад. В результате в новой линейке форменной одежды учтены не только современные тренды, но и функциональность при использовании работниками.
МФЦ
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — ключевой посредник между гражданами и государственными органами, в том числе Пенсионным фондом России, МВД, ГИБДД, ФНС, Росимуществом, Роспотребнадзором, Фондом социального страхования.
Дизайн-проект униформы сотрудников центров госуслуг был разработан в рамках приказа № 612 Минэкономразвития России от 29 сентября 2016-го и размещен в едином брендбуке. Подрядную организацию на закупку форменной одежды учреждение выбирает, проводя конкурентные процедуры на электронном аукционе.
В приоритете заказчика — сдержанный деловой стиль. В комплект форменной одежды входят классические костюмы, пиджаки, жилеты, белые рубашки, галстуки для мужчин и шейные платки для женщин. Такой стиль располагает клиентов, не отвлекая броскими деталями и яркой цветовой гаммой.
«МОСИНЖПРОЕКТ»
АО «Мосинжпроект» — генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро, участков Московского скоростного диаметра, одна из крупнейших инжиниринговых компаний России, включенная в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ.
Компания размещает тендеры на пошив спецодежды на специализированных электронных площадках. «Один из важнейших критериев — бескомпромиссное отношение к качеству, которое напрямую связано со стратегическим решением руководства холдинга „Мосинжпроект“ закупать и обеспечивать сотрудников не самой дешевой, а самой лучшей спецодеждой, что есть на рынке для строительной отрасли. И это не лозунг», — уточняет заместитель генерального директора по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «Мосинжпроект»Владимир Доровский.
Холдинг сотрудничает исключительно с российскими предприятиями легпрома, так как только в этом случае имеет возможность прозрачного тестирования и инспектирования предприятий-изготовителей, контроля методов, продуктов и поставщиков. «Найти компетентного производителя, который возьмет в пошив весь наш ассортимент, задача сложная, но важная, и спешить здесь нельзя, — говорит Владимир Доровский. — Конечно, в первую очередь мы смотрим на ассортимент лидеров российского производства спецодежды. Однако к успешным мировым практикам и тенденциям также присматриваемся и учитываем их в своих технических заданиях для конкурсов. К примеру, сейчас в мире активно развивается направление „функциональной одежды“. Концепция послойной экипировки, возможность отвода естественной влаги между слоями с применением современных мембран и новейших утеплителей с экстремальными характеристиками — вот передовая линия создания качественной рабочей одежды».
Дизайн-проект разрабатывается командой холдинга, которая учитывает пожелания производственных подразделений, PR-службы, специалистов по охране труда, после чего утверждается генеральным директором.
«Каждому потенциальному поставщику-производителю мы предоставляем полный комплект одежды для изучения и говорим, что можно улучшить, — уточняет Владимир Доровский. — Мы всегда готовы выслушать предложения по новинкам в фурнитуре или материалах. Считаем, что, инициируя запросы на повышение функциональности, износостойкости, эргономичности нашей спецодежды, мы делаем вклад в развитие отрасли в целом. Но если нововведения направлены только на снижение цены с потерей качества, то разговаривать дальше не видим смысла».
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Получают ли модные бренды преимущества от появления в сериалах и возможно ли предугадывать бестселлеры по кадрам со съемок проектов Netflix, Amazon и HBO?