О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Sustainability

Заплатить планете

Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.

Ничего лишнего

Завершив карьеру футболиста в 2012 году, новозеландец Тим Браун поступил на МВА в Лондонскую школу экономики и политических наук, где представил проект производства обуви из овечьей шерсти. Ему показалась удачной идея cделать кроссовки из этого натурального и недорогого материала. Выбор был неслучаен: каждый житель Новой Зеландии знает о шерсти мериноса: она комфортна в любую температуру, не имеет запаха, удаляет влагу. Браун обратил внимание на то, что индустрия обуви игнорирует этот природный материал, и предложил исправить это упущение. Однако идея не получила поддержки профессоров, которые считали, что обувной рынок перенасыщен и высококонкурентен, гиганты индустрии постоянно представляют широкие линейки с разнообразным дизайном и заинтересовать потребителей кроссовками из шерсти мериноса будет очень сложно.

Но Тим Браун не бросил свою затею. Его проект получил от Новозеландской ассоциации шерстяной промышленности грант в 200 тыс. долларов. На эти средства специалисты разработали первую в мире шерстяную ткань для кроссовок — обувь из нее можно стирать в машинке и носить без носков, так как материал впитывает влагу и обеспечивает проветривание.

В марте 2014-го Браун запустил кампанию на Kickstarter, чтобы оценить заинтересованность в проекте. «Я понятия не имел, купит ли хоть кто-нибудь такие кроссовки, кроме моей мамы», — делится Тим. Но необычные кроссовки понравились многим потенциальным инвесторам — всего за четыре дня было собрано $120 тыс.

Тогда же Тим Браун познакомился со своим будущем партнером — Джоуи Звиллинджером, который работал в сфере биотехнологий в Кремниевой долине и был одним из первых покупателей экологичных кроссовок. Звиллинджера как специалиста по возобновляемым ресурсам заинтересовал нестандартный продукт. «Он взял на себя ту часть бизнеса, в которой я был не слишком хорош, — вспоминает Браун. — Это был идеальный момент, чтобы объединиться. Так мы и поступили».

В 2016 году Тим Браун и Джоуи Звиллинджер выпустили коллекцию экокроссовок. Стартап получил свое название благодаря первым словам поселенцев Новой Зеландии: «It’s all birds». Так началась история компании со штаб-квартирой в Сан-Франциско, которая стала одной из самых быстрорастущих в обувной индустрии, продав только за первые два года существования более 2 млн пар обуви и привлекшей свыше $200 млн финансирования.

allbirds-2.jpg

Главной особенностью Allbirds является экологичность всего процесса создания продукта: верх обуви выполнен из двустороннего высококачественного текстиля из шерсти мериноса (каждая нить толщиной не более 17,5 мкрн, что составляет всего 20% от толщины волоса человека), который обладает изолирующими свойствами для регулирования температуры тела, шнурки сделаны из переработанного пластика, стелька — с использованием касторового масла, поставляется обувь в коробках из переработанного картона.

«Мать-природа — наша муза. Основываясь на ее работе, мы находим новое применение материалам, которые лежат прямо перед нами», — говорит Тим Браун. Минималистичный дизайн без логотипов — еще одна отличительная черта бренда. «Если бы вы придумывали дизайн кроссовок, каким бы он был? Мы вот единогласно приняли решение — в нем не должно быть ничего лишнего», — комментируют основатели марки. Изначально кроссовки выпускались только в двух версиях: для бега и отдыха, сейчас модельный ряд пополнился кедами, слипонами, хайтопами, ботинками и шлепанцами.

Вначале основным каналом продаж для AllBirds были Facebook и собственный сайт, и лишь относительно недавно стали открываться фирменные физические магазины. В настоящее время компания управляет более 20 торговыми точками в США, странах Европы и Азии, в Новой Зеландии, активно развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основные клиенты бренда — жители мегаполисов в возрасте 20–35 лет. Они социально активны, любят путешествовать, и им важно, как и из чего изготовлены вещи, которые они приобретают. Подавляющая часть клиентов AllBirds не носит носки с обувью. «В самом начале мы поняли, что не меньше половины клиентов будут носить нашу обувь без носков, — делится Тим Браун. — С носками или без — это вопрос личных предпочтений. Я лично ношу с носками».

allbirds-3.jpg

Революционный материал

Инновационный экобренд быстро снискал популярность среди обитателей Кремниевой Долины и голливудских звезд — шерстяные кроссовки стали носить сооснователь Google Ларри Пейдж, бизнесмен Бен Хоровиц, бывший президент Yahoo! Марисса Майер, актеры Мэтью Макконахи, Леонардо Ди Каприо, Эштон Кутчер, Гвинет Пэлтроу, Бен Аффлек, Мила Кунис и многие другие. Леонардо Ди Каприо стал не только поклонником марки, но и инвестором стартапа: «Создание продуктов устойчивого развития требует глубокой приверженности этой идее со стороны брендов, понимающих важность решения экологического кризиса, — пояснил актер. — Allbirds — в числе лидеров по разработке новых материалов, которые будут служить образцом для обувной промышленности. Такого рода инновации имеют решающее значение для создания более устойчивого будущего. Я горжусь тем, что присоединяюсь к компании в качестве инвестора».

Актер Дэйв Морин также стал одним из инвесторов Allbirds. «Во-первых, у бренда революционный материал. Во-вторых, эти кроссовки можно носить без носков. В-третьих, вся обувь Allbirds выглядит как единое целое. Мне она напоминает минималистичный дизайн Apple», — прокомментировал Морин.

Осенью 2020 года Allbirds привлек 100 млн долларов на финансирование роста бизнеса и устойчивого развития. Среди новых инвесторов — такие компании, как Franklin Templeton Investments, T. Rowe Price, Baillie Gifford, TDM Growth Partners, Rockefeller Capital Management. «Бизнес может быть движущей силой для позитивных изменений, и этот дополнительный капитал позволит нам продвигать миссию по предоставлению более безопасных в экологическом плане продуктов людям во всем мире», — заверил Джоуи Звиллинджер.

allbirds-6.jpg

Переломить традиции

Бренд постоянно предлагает новые продукты и товарные категории. Так, в 2018 году были разработаны модели из эвкалиптовой целлюлозы, линейка получила название Tree collection. Производство, как сообщили создатели бренда, соответствует «стандарту лесопромышленности и сертификации международного лесного попечительского совета в целях защиты деревьев, дикой природы и людей». Покупатели оценили новые модели за легкость, воздухопроницаемость и охлаждающий эффект.

В том же году Allbirds представил линейку шлепанцев SweetFoam с подошвой из «сладкой пены» на основе сахарного тростника. Материал не содержит карбона, который негативно влияет на окружающую среду. По словам основателей компании, на разработку инновации ушло два года. «Нашей целью было создать нечто особенное, и теперь мы надеемся, что новую технологию в обувной промышленности будут использовать повсеместно, а не только на нашем скромном производстве», — пояснил Джоуи Звиллинджер. Технология SweetFoam разработана Allbirds совместно с бразильской компанией Braskem. Используемый сахарный тростник выращивается на юге Бразилии с минимальным использованием удобрений и обрабатывается на объектах, функционирующих на возобновляемых источниках энергии.

Летом 2019 года Allbirds выпустил экологичные носки Sole Mates из запатентованного натурального материала Trino, состоящего из шерсти мериноса и волокон эвкалипта в сочетании с нитями из переработанного пластика. Такой материал углеродно нейтрален на 100%. Это означает, что в ходе производства нет чистого выброса углекислого газа в атмосферу. Кроме того, Trino впитывает влагу и охлаждает кожу. Носки спроектированы таким образом, чтобы всегда оставаться практичными и функциональными. Они слегка текстурированы, имеют усиленные пятку и носок, а также защиту от скольжения. «Носки — это только начало, — признался Тим Браун. — Одежда — совершенно новый для нас бизнес, совершенно новая цепочка поставок».

allbirds-4.jpg

Allbirds, линейка нижнего белья Trino Undies

Летом 2020 года Allbirds выпустил свою первую коллекцию нижнего белья для мужчин и женщин Trino Undies, изготовленную из того же материала Trino. В линейке представлено несколько моделей для женщин и боксеры для мужчин.

Кроме того, Allbirds запустил инициативу, связанную с учетом выброса углекислого газа, — теперь бренд маркирует каждый свой продукт при помощи специального инструмента оценки жизненного цикла. Он разработан компанией для измерения воздействия каждого изделия на окружающую среду, с учетом использованных материалов, производства и срока службы. Также совместно с adidas разрабатывается новый промышленный стандарт для экологически устойчивых кроссовок с нейтральным уровнем выбросов углерода.

Продолжая следовать принципам устойчивого развития, в 2020 году стартап презентовал свою первую коллекцию одежды, в которую вошли базовые модели: футболки, кардиганы, джемперы и пуховики. В производстве были использованы шерсть мериноса и панцири крабов. Последние богаты минералами, которые известны своим негативным воздействием на бактерии и микробы. Компания использовала это свойство для разработки ткани с выраженным антимикробным эффектом, что, безусловно, крайне актуально на фоне пандемии.

allbirds-5.jpg

Allbirds, первая коллекция одежды

В ноябре 2020 года Allbirds объявил, что нарушит традиции «Черной пятницы» и не понизит, а, напротив, повысит цены — на 1 доллар. Бренд пообещал, что каждый дополнительный доллар, полученный от продажи изделий, будет передан в Fridays For Future, международное климатическое движение, основанное шведской активисткой Гретой Тунберг. «Покупки людей в „Черную пятницу“ могут удовлетворить сиюминутное желание, но их влияние на планету может оказаться намного более длительным, — говорится в пресс-релизе бренда. — Вот почему Allbirds в этом году хочет сделать все по-другому, переломить традиции и усилить приверженность делу устойчивого развития». В Allbirds также объяснили, что решение обратиться к клиентам с просьбой «заплатить планете» особенно важно в этом году, поскольку пандемия COVID-19 «отдернула занавес в индустрии моды и обратила внимание на ее прожорливость».

Разумеется, глобальная экологическая задача не может быть решена усилиями одной компании, но стремление Allbirds к тому, чтобы стать «катализатором и создателем существенных изменений» находит все больший отклик среди тех, кому небезразлична судьба планеты.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний