В 2020 году бренды стали реже выходить на российский рынок

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank провели исследование активности международных торговых операторов по итогам третьего квартала 2020 года и отметили, что за девять месяцев на рынок России вышло всего 11 новых брендов, что на 35% меньше, чем за аналогичный период 2019 года, когда число новых операторов составило 17 брендов. Большинство ритейлеров перешли к оптимизации количества торговых точек, а также активно начали развивать электронную коммерцию – собственные онлайн-магазины, маркетплейсы, продажи через социальные сети.
Из 11 новых ретейлеров порядка половины представлены в категориях «одежда, обувь, белье» (Suitsupply Woman (Нидерланды), The North Face (США), Ereda (Италия), Boss Woman (Германия), Weekday (Швеция), Adidas Terrex (Германия)). В отношении ценового позиционирования отмечается, что по итогам третьего квартала 2020 года преобладающая доля брендов (55%) относится к сегменту «выше среднего». За аналогичный период прошлого года данный сегмент также являлся лидирующим (88%). Стоит отметить, что в России
В третьем квартале 2020 года свои первые точки в России открыли четыре международных оператора, включая магазин одежды Weekday группы H&M в ТРЦ «Авиапарк» и магазин outdoor экипировки Adidas Terrex в ТРЦ «Метрополис».
До конца текущего года ожидается открытие первых двух магазинов бренда & Other Stories холдинга H&M в торговых центрах «Метрополис» и «Vegas Крокус Сити». Также анонсировано открытие первого корнера нового бренда российских дизайнеров Post Post Scriptum.
В свою очередь, об уходе с российского рынка заявил французский бренд аксессуаров Longchamp. Закрытие магазинов во многом связано с последствиями эпидемиологического кризиса. Бренды российских дизайнеров и крупные федеральные сети также испытали на себе негативное влияние пандемических условий и экономического кризиса, большинство брендов пересмотрели планы развития на 2020 год.
По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, снижение интереса международных ретейлеров к российскому рынку началось несколько лет назад после ухудшения внешнеполитического фона, однако сложная эпидемиологическая ситуация в мире крайне негативно сказалась именно на рынке торговой недвижимости в большинстве развитых стран — США, Европы и Азии, поэтому многие ритейлеры пересмотрели свои планы по глобальному развитию и отложили выходы в новые регионы как минимум на ближайший год. Россия не стала исключением, и в период с 28 марта по 1 июня было закрыто порядка 80% ритейлеров, что фактически остановило работу большинства
Первая отмена ограничений на работу ТРЦ в Москве произошла 1 июня, а с 9 июня был отменен режим строгой самоизоляции. За первую неделю работы ТЦ после отмены ограничений в будни трафик находился на уровне 45–50% от прошлогоднего, а в выходные он составил 55–60%. Трафик в магазинах крупных сетевых арендаторов с начала июня составил в среднем 50–70% от показателей прошлого года. К концу третьего квартала трафик стабилизировался на уровне 80–85% от значений сопоставимого периода прошлого года. Однако в связи с ростом заболеваемости к началу октября частично возвращаются ограничительные меры (режим самоизоляции для определенных групп граждан, рекомендации по сокращению посещений общественных мест
Большинство ритейлеров перешли к оптимизации количества торговых точек, а также активно начали развивать электронную коммерцию — собственные
Группа H&M приняла решение о запуске российских
Традиционные
Отмечается активное развитие модели live commerce на фоне роста стриминговых сервисов — это новый способ
«Рост
В свою очередь, на рынок сетевой торговли огромное влияние оказывают глобальные процессы: покупательское поведение и предпочтения меняются почти молниеносно в сравнении с предыдущими десятилетиями. Список основных требований со стороны современного покупателя разнообразен и обусловлен цифровизацией, демографическими изменениями и ответственным отношением к окружающей среде. Технологическое развитие также влияет на потребительское поведение и заставляет ритейлеров искать более гибкие пути взаимодействия с покупателем — от выбора новых точек коммуникации (уход в соцсети) до развития омниканальности. Такая трансформация безусловно влияет и на «поведение» самих брендов, большинство из которых переориентируются на работу по правилу 3R (
Новое, в том числе более осознанное поведение потребителей, ориентировано на получение новых впечатлений, развитие культурных традиций, поддержание молодости, активности, стремление к здоровому образу жизни. Торговые центры увеличивают развлекательную и спортивную составляющие: доля операторов развлечений увеличилась с 8% до 15% в аренднопригодной площади торговых центров (по сравнению с объектами, введенными в эксплуатацию до 2014 года), доля спортивной составляющей — с 1% до 4% (по сравнению с объектами, введенными в эксплуатацию до 2014 года). Стоит отметить увеличение числа узкоспециализированных концепций, таких как единоборства, йога и пилатес, танцевальные студии, сайклинг,