В 2019 году количество ТЦ в регионах возросло на треть
Специалисты международной консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги за 2019 год на рынке торговой недвижимости российских регионов. В региональных городах России в прошедшем году ввели в эксплуатацию 22 торговых объекта суммарной арендопригодной площадью 478,7 тыс. кв. м – на треть выше показателя за 2018 год. По прогнозам Knight Frank, в 2020 году предложение в регионах возрастет на 3,5% с учетом предполагаемого ввода 580 тыс. кв. м GLA.
Интерес девелоперов к региональным городам, в том числе, к удаленным и с населением менее 500 тыс. человек, связан с низкой обеспеченностью качественными торговыми площадями в ряде регионов и устареванием текущего предложения.
В 2019 году в региональных городах России ввели в эксплуатацию 22 торговых объекта суммарной арендопригодной площадью 478,7 тыс. кв. м — на треть выше показателя за 2018 год. Стоит отметить, что только один торговый центр преодолел отметку в 50 тыс. кв. м арендной площади — ТРЦ «Броско Молл» (GLA 58 тыс. кв. м). При этом 80% нового предложения — торговые центры районного масштаба с GLA менее 30 тыс. кв. м.
Тем не менее, в 2019 году средняя площадь торгового центра увеличилась на 10% по сравнению с показателем за 2018 год и составила 21,8 тыс. кв. м. Рост произошел в результате ввода нескольких крупных объектов. Помимо ТРЦ «Броско Молл», открылись ТРЦ «Калина Молл» (GLA 46,3 тыс. кв. м), ТРЦ «ЭльРио» (GLA 39,7 тыс. кв. м).
География предложения осталась прежней — на региональные города России пришлось около 2/3 рынка качественных торговых площадей (GBA — 27,5 млн кв. м и GLA — 17,2 млн кв. м).
Лидирующую позицию по вводу нового предложения занимает Дальневосточный федеральный округ с GLA 218,9 тыс. кв. м. На втором месте располагается
По прогнозам Knight Frank в 2020 году в региональных городах России прирост объема качественных торговых площадей может составить 580 тыс. кв. м (GBA — 1,3 млн кв. м). Таким образом, предложение в российских регионах за год может вырасти на 3,5%.
«Прогнозируемый рост объема ввода качественных торговых центров в региональных городах России обусловлен постепенным восстановлением девелоперской активности в регионах. Открытие новых торговых точек анонсировано в городах, которые ранее не представляли большого интереса для игроков рынка, — комментирует Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank. — К этой категории относятся сильно удаленные от столицы локации, например, на Дальнем Востоке, а также города с численностью населения менее 500 тыс. человек. Кроме этого, намечен ряд проектов в местах с невысокой обеспеченностью торговыми площадями или с преобладанием торговых центров, построенных более 8 лет назад, — например, в Казани, Перми, Екатеринбурге».