Работа с привязанностью
В последние несколько месяцев маркетплейсы стали ключевыми игроками на потребительском рынке. К чему приведет укрепление их позиций в торговле fashion-товарами?
В начале июля журнал Forbes сообщил, что самый богатый человек на планете, основатель Amazon Джефф Безос, стал еще богаче — его состояние, по оценке издания, превысило 180 млрд долларов. И хотя российским коллегам Безоса пока далеко до этих высот, пандемия подхлестнула и рост маркетплейсов, работающих на локальном рынке — по разным данным, объемы их продаж увеличились в несколько раз. Так, по информации AMarkets, нынешней весной обороты и выручка российских маркетплейсов поднялись на 300 — 700%.
Генеральный директор платежной системы Visa в России Михаил Бернер в конце июня этого года сообщил: «Мы видим существенный всплеск роста продаж на маркетплейсах. Многие маркетплейсы очень серьезно нарастили свои объемы. Мы видели, что это даже не сотни, а тысячи процентов роста». По словам Бернера, это вполне объяснимо: «у малых предпринимателей появилась необходимость найти возможность
Приход новичков связан прежде всего с мощным притоком в онлайн новых клиентов: по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, в период пандемии их число достигло 7 млн человек. Во время пандемии очень многие покупатели, активно включившиеся в
Конкуренты, но партнеры
Роли
Как отмечали многие спикеры, несмотря на текущие впечатляющие показатели роста, говорить о том, что маркетплейсы стали главным каналом продаж модных товаров, пока рано. Так, Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda Group, отметила: «Доля
Такой же точки зрения придерживается и другой участник конференции, Дмитрий Селихов, директор по развитию AliExpress в России: «Маркетплейсы все вместе занимают незначительную долю, тем более на
Конкуренция между маркетплейсами идет им только на пользу, считает Андрей Ревяшко,
Витрина для заказов
Впечатляющим ростом
Убедить их присоединиться к платформе помогла, по словам Ершовой, возможность работы по модели «fulfillment by supplier»: «Поставщики, как правило, не хранят товары на складе Ozon, они хранят товары у себя и каждый день отправляют посылки нашим клиентам. Таким образом они используют Ozon как платформу и витрину для заказов. В чем преимущества этого? Мы стремимся расширять ассортимент, а в один склад все не засунешь. Ozon — единственная в России компания, которая имеет гибрид. Селлеры могут продавать товары как со склада Ozon, так и со своих магазинов».
Несмотря на рост продаж во время пандемии, Ozon остается убыточной компанией и продолжает работу над повышением доходности. «Для достижения прибыльности мы поменяли комиссии на маркетплейсе и сделали их более открытыми, показали селлерам структуру наших расходов. Так, у нас есть фиксированная комиссия, комиссия за доставку клиенту, возврат и хранение, — рассказала Иоланга. — Мы дали возможность селлеру эффективно управлять своими расходами. Если у него есть товары, которые плохо продаются, или товары, которые он хранит у нас, то он платит за хранение. Если же он хочет убрать эти расходы, то занимается управлением этого ассортимента, делает поставки более качественно и, в первую очередь, следит за ценами».
В темпе нового времени
Маркетплейс Wildberries сообщил, что чистый оборот платформы во II квартале
Например, Wildberries активно работает над увеличением скорости доставки товаров во все регионы присутствия. Для этого компания продолжает развивать собственные логистические мощности и способы. В июне 2020 года Wildberries начал осуществлять доставку в партнерские постаматы, а также продолжил развитие собственной сети пунктов выдачи заказов, насчитывающей сегодня уже 7500 точек. А во II квартале открылось 383 собственных ПВЗ в 297 населенных пунктах, в 125 из которых компания дебютировала.
Максимально быструю доставку стремится предлагать и запущенный в августе прошлого года проект Goods.ru. «Мы активно развиваем сервис click and collect, который дает клиенту возможность заказать товар на сайте Goods и зарезервировать его в конкретном магазине. Этим мы пытаемся максимально сократить сроки до забора товара клиентом,
Нечто новое
Близость к потребителю важна не только с точки зрения предоставления быстрой доставки. По словам Дмитрия Селихова, AliExpress в России в большей степени работает на вовлечение и сервис, который продолжает меняться вслед за спросом: «Во времена пандемии потребление онлайн становится более понятным. Абстрагируясь от fashion, скажу, что локальные предложения для локального пользователя понятны и востребованы, потому что предлагают тот товар, который имеет местное представительство и более быструю доставку. Конечно, brand awareness (узнаваемость бренда) и знание покупателя об этом товаре очень важны. Локальным маркетплейсом мы отвечаем на тот спрос со стороны наших покупателей, на который мы не смогли бы ответить, предлагая только зарубежные товары».
Маркетплейсы предоставляют возможность выбора покупателю, стремясь предложить как можно больше товаров. «Понятно, что ассортимент должен подходить к платформам, в этом плане Lamoda наиболее категоричный маркетплейс, — уверена Александра Артюшкина. — Мы следим за ассортиментом, который представлен на сайте, у нас есть первичная проверка контента: мы не допускаем, чтобы партнер размещал на сайте все без нашего ведома… Наша стратегия заключается в том, что ассортимент на Lamoda должен подходить самому маркетплейсу и клиентам, которые любят платформу и ценят ее за определенную селективность».
Лояльность потребителей, очевидно, влияет и на показатели роста. Клиенты Lamoda продолжали активно покупать товары премиальных брендов даже в период пандемии, активнее всего в апреле и в мае: больше всего заказов было оформлено на одежду, однако наиболее заметный рост наблюдался в категориях обуви и аксессуаров.
«Многим fashion кажется узким сегментом, особенно тем, кто работает с другими отраслями, но это не так. Есть разные категории товаров, ценовые диапазоны, требующие определенного уровня сервиса и характеристик, клиенты тоже разные», — считает Александра. По ее мнению, все модели будут развиваться, «потому что
Пандемия поспособствовала росту маркетплейсов, но станут ли новые покупатели адептами