Петербургским аутлетам не хватает арендаторов

Аналитики консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg подвели итоги первого полугодия 2022 года на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга. Согласно исследованию, общий объем предложения качественных торговых площадей в городе к концу периода составил 2,1 млн кв. м арендопригодной площади, большая часть из которых приходится на аутлеты (12,3%). Доля свободных площадей в ТЦ увеличилась на 1 п. п. и превысила 5,3%. В 2022 году к вводу не запланировано ни одного торгового центра, что позволит сдержать рост доли свободных площадей.
Поскольку рынок Северной столицы насыщен типовыми объектами, а девелоперы ориентированы на строительство небольших районных торговых центров на территориях комплексного жилищного строительства, то развитие сегмента сейчас происходит в направлении улучшения качества действующих объектов и их реконцепции.
Рост вакантности наблюдался в первом полугодии по всем типам торговых центров, кроме районных. По данным на конец июня 2022 года наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных — 8%, в суперрегиональных — 4,9%.
Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 года зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7–8%, в худшем — до 10%. В перспективе освободившиеся помещения получится постепенно заместить российскими и азиатскими брендами.
Основная ротация в первом полугодии 2022 года происходила среди гипермаркетов городского формата, что связано с уходом финского супермаркета и открытием в его помещениях российского ритейлера.
Зафиксировано незначительное увеличение активности со стороны операторов в категории «Одежда и аксессуары», где количество открытий превысило количество закрытий — 26% против 22%. В этой категории продолжают развиваться как международные, так и российские бренды.
В категории детских товаров и товаров для будущих мам наблюдается отрицательная динамика открытий (2%) по сравнению с закрытиями (11%). Стоит отметить, что на рынок города вышло несколько новых игроков, однако они не смогли заместить ушедших, так как арендуют небольшие площади.
В течение первого полугодия 2022 года диапазон запрашиваемых арендных ставок в торговых центрах для новых арендаторов не претерпел изменений. В будущем по мере смещения баланса спроса и предложения в сторону увеличения вакантности, арендные ставки в некоторых торговых центрах могут снизиться на 5–10%. При этом снижение не коснется наиболее ликвидных с точки зрения расположения и площади помещений.
Что касается прогнозов и тенденций, аналитики отмечают, что развитие торговых центров происходит в направлении улучшения качества с помощью проведения реконцепции. Анализ изменяющихся предпочтений своей целевой аудитории позволяет торговым центрам идти в ногу со временем и меняться вместе с ними. Часть площадей переформатируется в офисы, коворкинги, появляются выставочные пространства,
В то время, как западные бренды уходят с рынка, азиатские и российские ретейлеры получили стимул для расширения своего присутствия в торговых центрах, поэтому собственники будут нацелены на поиск новых партнеров.
В торговых центрах продолжит меняться развлекательная составляющая, особенно на фоне закрытия кинотеатров. Уже сейчас появляются новые форматы развлечений и досуга — и разнообразная еда, и новые
«В настоящее время мы видим новые возможности для развития сегмента, — комментирует Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia. — Мы помним, что в свое время кризис