Юристы прокомментировали создание NFT-продуктов
Могут ли fashion-компании остановить производство «несанкционированных» NFT-продуктов? Как пишет издание Fashionnetwork, поскольку цифровые объекты в форме невзаимозаменяемых токенов, или NFT, за последний год резко выросли в популярности и ценности, это повлекло за собой массу юридических вопросов, связанных с авторским правом.
Не так давно компания Nike подала в суд на торговую платформу StockX за создание и продвижение NFT с ее логотипом и брендом. Еще раньше люксовый дом Hermès подал иск против художника Мейсона Ротшильда, который выставил на аукцион объекты MetaBirkins — цифровую «дань уважения» знаменитой сумке Birkin. Некоторые из них были проданы за десятки тысяч долларов.
Адвокат Аннабель Гауберти считает, что спор, связанный с Hermès Birkin, может разрешиться в пользу как одной, так и другой стороны. «Доктрина добросовестного использования работает хорошо, особенно в законодательстве Великобритании и США, согласно которому художник может использовать слово или продукт, зарегистрированный как торговая марка, для собственного высказывания или пародии», — говорит адвокат. Но она также отмечает, что Ротшильду может быть непросто убедить судью в том, что его работа имеет художественную ценность, поскольку «трудно понять, какое сообщение он пытается донести, кроме того, что он хочет заработать много денег».
Юристы Hermes потребовали, чтобы Ротшильд удалил и уничтожил свои MetaBirkins, и по крайней мере одна платформа по продаже NFT уже согласилась убрать их из продажи. Но Аннабель Гауберти считает, что соблюдение закона в Интернете — очень сложная вещь. «Даже если судебные процессы будут успешными, как вы будете преследовать того, кто уже купил этот предмет, или остановить его продажу на вторичных аукционах? Это Дикий Запад с точки зрения правоприменения в Интернете».
Дело Nike — это, скорее, коммерческое дело, поскольку платформа StockX никогда не заявляла, что их NFT — форма искусства. При этом до конца неясно, как закон о товарных знаках будет работать в цифровой сфере. «Степень этой защиты в цифровом мире, а также средства правовой защиты, которые могут быть предоставлены, еще предстоит изучить», — пишет адвокат Даниэль Гарно в брифинге для Lexology.
По словам юристов, лучший вариант для брендов, которые хотят защитить свою репутацию и интеллектуальную собственность — опередить подражателей и доминировать в