Крестецкая строчка
Компания ведет отсчет своей истории с 1929 года, когда в поселке Крестцы Новгородской губернии было создано кооперативное товарищество «Художественная строчка». Оно продолжило развивать дореволюционные традиции промысла крестецкой строчки (создание интегрированных в ткань ажурных орнаментов с помощью вышивки и выдергивания нитей из основы ткани), но уже в промышленном масштабе. В
1931-м была основана экспериментальная мастерская, в которой разрабатывались новые приемы, швы и сочетания различных техник. К1940-м кооперативное товарищество объединяло уже около 5000 человек.В начале Великой Отечественной войны производство было временно закрыто, но уже в начале 1942 года экспериментальная мастерская и некоторые мастера возобновили работу.
В 1960 году «Художественная строчка» была преобразована в фабрику «Крестецкая строчка», на которой были организованы цехи ручной и машинной вышивки, а также экспериментальная лаборатория, где художники разрабатывали эскизы изделий, следуя традициям новгородской гипюрной вышивки.
В этот период «Крестецкая строчка» стала символом советской
декоративно-прикладной культуры. Продукция фабрики была широко распространена, ее изделия фигурировали в советском кино — например, скатерть в фильме «Девчата», салфетка, покрывающая телевизор, в картине «Москва слезам не верит» и др. Товары регулярно представляли на ВДНХ и других выставках.Фабрика плодотворно сотрудничала с сетью отелей международного класса — «Шератон», «Марриотт Гранд отель», «Астория», «Береста Палас». В разное время изделия с крестецкими узорами создавались для лидеров Советского Союза и коронованных особ — королевы Англии Елизаветы, королевы Нидерландов, испанского короля Хуана Карлоса и др.
В
1990-х «Крестецкая строчка» переживала значительный упадок. Здание фабрики находилось в неудовлетворительном состоянии, численность персонала сократилась до минимума, спрос на продукцию упал. Ремесло крестецкой строчки находилось на грани исчезновения, так как мастерицы, ранее занимавшиеся вышивкой, были вынуждены сменить профессию.
«Крестецкая строчка»
В 1994 году произошло акционирование компании, новое руководство в связи с отсутствием спроса на продукцию в России искало выход на зарубежные рынки.
После смены нескольких владельцев и многолетнего кризиса архивы фабрики, содержащие образцы и разработки, были в значительной степени утрачены. К середине
2010-х на предприятии оставалось всего 8 сотрудников, включая двух вышивальщиц (ранее численность коллектива достигала 600 человек).В 2015 году обанкротившееся производство приобрел за 25 млн рублей предприниматель Антон Георгиев, ранее руководивший компанией «Медовый дом» и дилерским центром Harley Davidson. Бизнесмен и его супруга, Александра Георгиева, получившая дизайнерское образование в
Санкт-Петербургском университете промышленных технологий и дизайна, занялись восстановлением фабрики, наладкой производства и решением кадрового вопроса. К концу2010-х Георгиев инвестировал в «Крестецкую строчку» около 300 млн рублей.Благодаря обучению и созданию комфортных условий для работы, штат вновь пополнился вышивальщицами и дергальщицами (специалистами, которые подготавливают ткани для вышивки, выдергивая нити), а также художницами, швеями и другими мастерами.
На фабрике был проведен капитальный ремонт, который осуществлялся без остановки производства. Интерьер был оформлен в лаконичном дизайне в стиле лофт со стеклянными дверями и перегородками, а также с использованием фирменных крестецких узоров.
Предприятие активно развивало каналы сбыта. Продукция реализовалась через собственный сайт, магазин при фабрике, шоурум в
Санкт-Петербурге и партнерские торговые точки. В2020-м был открыт фирменный магазин в Москве.Под руководством новых владельцев «Крестецкая строчка» сосредоточила усилия на развитии внутреннего рынка. Компания развивала туристическое направление и создала на своей территории музей строчевой вышивки, где проходят экскурсии, посетители которых могут погрузиться в процесс создания изделий, узнать о традициях и особенностях вышивки, а также попробовать самостоятельно изготовить элементы ажурного узора.
«Крестецкая строчка»«Крестецкая строчка»«Крестецкая строчка»«Крестецкая строчка»1 / 4Также значительное внимание «Крестецкая строчка» уделяет маркетингу. Благодаря статусу народного художественного промысла предприятие получает государственные субсидии, частично покрывающие расходы на рекламу и участие в выставках. Это позволило компании протестировать различные каналы продвижения, включая рекламу в глянцевых изданиях.
Наиболее эффективным инструментом продвижения стали социальные сети и работа с инфлюенсерами, в том числе организация посещения фабрики известными личностями (Александр Васильев, Лена Летучая и др.).
В середине
2010-х продукция «Крестецкой строчки» вошла в президентский подарочный фонд, что стало значимым шагом в укреплении имиджа компании.В 2019 году фабрика приняла участие в создании кутюрной коллекции дизайнера Ульяны Сергеенко сезона
весна-лето 2019, выполненной в стилеа-ля-рюсс и получившей название «Тихий Дон». Для линейки, представленной в январе2019-го в Париже, «Крестецкая строчка» создала авторские узоры для фартуков, платков и рубах с уникальными элементами, такими как буква «У» в вышивке и красная нить в структуре ткани.В середине
2020-х фабрика развивала производство текстиля для дома (скатерти, салфетки, декоративные наволочки, столешники и др.) и линию дизайнерской одежды, выпускаемую Александрой Георгиевой.Изделия «Крестецкой строчки» представлены в коллекциях Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея народного искусства, Новгородского
музея-заповедника .В начале 2025 года изделия «Крестецкой строчки» были представлены в
офлайн-магазинах вСанкт-Петербурге , Москве и в поселке Крестцы Новгородской области при фабрике, также продукцию бренда можно было приобрести на официальном сайте компании.












