Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Крестецкая строчка

Российский производитель столового и домашнего текстиля, одежды и предметов интерьера со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге
Фото: «Крестецкая строчка»
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

images.jpeg

Компания ведет отсчет своей истории с 1929 года, когда в поселке Крестцы Новгородской губернии было создано кооперативное товарищество «Художественная строчка». Оно продолжило развивать дореволюционные традиции промысла крестецкой строчки (создание интегрированных в ткань ажурных орнаментов с помощью вышивки и выдергивания нитей из основы ткани), но уже в промышленном масштабе. В 1931-м была основана экспериментальная мастерская, в которой разрабатывались новые приемы, швы и сочетания различных техник. К 1940-м кооперативное товарищество объединяло уже около 5000 человек.

В начале Великой Отечественной войны производство было временно закрыто, но уже в начале 1942 года экспериментальная мастерская и некоторые мастера возобновили работу.

В 1960 году «Художественная строчка» была преобразована в фабрику «Крестецкая строчка», на которой были организованы цехи ручной и машинной вышивки, а также экспериментальная лаборатория, где художники разрабатывали эскизы изделий, следуя традициям новгородской гипюрной вышивки.

В этот период «Крестецкая строчка» стала символом советской декоративно-прикладной культуры. Продукция фабрики была широко распространена, ее изделия фигурировали в советском кино — например, скатерть в фильме «Девчата», салфетка, покрывающая телевизор, в картине «Москва слезам не верит» и др. Товары регулярно представляли на ВДНХ и других выставках.

Фабрика плодотворно сотрудничала с сетью отелей международного класса — «Шератон», «Марриотт Гранд отель», «Астория», «Береста Палас». В разное время изделия с крестецкими узорами создавались для лидеров Советского Союза и коронованных особ — королевы Англии Елизаветы, королевы Нидерландов, испанского короля Хуана Карлоса и др.

В 1990-х «Крестецкая строчка» переживала значительный упадок. Здание фабрики находилось в неудовлетворительном состоянии, численность персонала сократилась до минимума, спрос на продукцию упал. Ремесло крестецкой строчки находилось на грани исчезновения, так как мастерицы, ранее занимавшиеся вышивкой, были вынуждены сменить профессию.

kresteckaya_strochka-1.jpg

«Крестецкая строчка»

В 1994 году произошло акционирование компании, новое руководство в связи с отсутствием спроса на продукцию в России искало выход на зарубежные рынки.

После смены нескольких владельцев и многолетнего кризиса архивы фабрики, содержащие образцы и разработки, были в значительной степени утрачены. К середине 2010-х на предприятии оставалось всего 8 сотрудников, включая двух вышивальщиц (ранее численность коллектива достигала 600 человек).

В 2015 году обанкротившееся производство приобрел за 25 млн рублей предприниматель Антон Георгиев, ранее руководивший компанией «Медовый дом» и дилерским центром Harley Davidson. Бизнесмен и его супруга, Александра Георгиева, получившая дизайнерское образование в Санкт-Петербургском университете промышленных технологий и дизайна, занялись восстановлением фабрики, наладкой производства и решением кадрового вопроса. К концу 2010-х Георгиев инвестировал в «Крестецкую строчку» около 300 млн рублей.

Благодаря обучению и созданию комфортных условий для работы, штат вновь пополнился вышивальщицами и дергальщицами (специалистами, которые подготавливают ткани для вышивки, выдергивая нити), а также художницами, швеями и другими мастерами.

На фабрике был проведен капитальный ремонт, который осуществлялся без остановки производства. Интерьер был оформлен в лаконичном дизайне в стиле лофт со стеклянными дверями и перегородками, а также с использованием фирменных крестецких узоров.

Предприятие активно развивало каналы сбыта. Продукция реализовалась через собственный сайт, магазин при фабрике, шоурум в Санкт-Петербурге и партнерские торговые точки. В 2020-м был открыт фирменный магазин в Москве.

Под руководством новых владельцев «Крестецкая строчка» сосредоточила усилия на развитии внутреннего рынка. Компания развивала туристическое направление и создала на своей территории музей строчевой вышивки, где проходят экскурсии, посетители которых могут погрузиться в процесс создания изделий, узнать о традициях и особенностях вышивки, а также попробовать самостоятельно изготовить элементы ажурного узора.

Также значительное внимание «Крестецкая строчка» уделяет маркетингу. Благодаря статусу народного художественного промысла предприятие получает государственные субсидии, частично покрывающие расходы на рекламу и участие в выставках. Это позволило компании протестировать различные каналы продвижения, включая рекламу в глянцевых изданиях.

Наиболее эффективным инструментом продвижения стали социальные сети и работа с инфлюенсерами, в том числе организация посещения фабрики известными личностями (Александр Васильев, Лена Летучая и др.).

В середине 2010-х продукция «Крестецкой строчки» вошла в президентский подарочный фонд, что стало значимым шагом в укреплении имиджа компании.

В 2019 году фабрика приняла участие в создании кутюрной коллекции дизайнера Ульяны Сергеенко сезона весна-лето 2019, выполненной в стиле а-ля-рюсс и получившей название «Тихий Дон». Для линейки, представленной в январе 2019-го в Париже, «Крестецкая строчка» создала авторские узоры для фартуков, платков и рубах с уникальными элементами, такими как буква «У» в вышивке и красная нить в структуре ткани.

В середине 2020-х фабрика развивала производство текстиля для дома (скатерти, салфетки, декоративные наволочки, столешники и др.) и линию дизайнерской одежды, выпускаемую Александрой Георгиевой.

Изделия «Крестецкой строчки» представлены в коллекциях Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея народного искусства, Новгородского музея-заповедника.

В начале 2025 года изделия «Крестецкой строчки» были представлены в офлайн-магазинах в Санкт-Петербурге, Москве и в поселке Крестцы Новгородской области при фабрике, также продукцию бренда можно было приобрести на официальном сайте компании.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Универмаг
Крупный розничный торговый объект, предлагающий универсальный ассортимент товаров, продающихся в разных отделах.
Яндекс Маркет
Российский маркетплейс со штаб-квартирой в Москве.
Lamoda
Маркетплейс, специализирующийся на продаже одежды и обуви в России и странах СНГ.
Неделя моды в Токио
Rakuten Fashion Week TOKYO.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю