О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Digital

Умный гардероб

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Инновационные технологии медленно, но уверенно проникают в гардеробы, становятся частью повседневности и решают все больше функциональных задач. Недавно «Эконика» сообщила о выпуске обуви с «умной» стелькой, а H&M разработал первую интерактивную одежду , оказывающую положительное влияние на развитие детского мозга. Вчерашние гаджеты из выставочных пространств сегодня запросто можно увидеть на улице.


Темой 70-го бала Института костюма Met Gala, прошедшего в мае в нью-йоркском музее Metropolitan, стала связь технологии и моды. Мероприятие вторило новой экспозиции музея: «Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology» («Ремесло и машина: мода в эпоху технологий»). С представленными на выставке винтажными ретрофутуристическими нарядами, в которых технологичность – скорее мотив, обозначенный кроем или декором, – соревновались платья звезд, посетивших бал. Клэр Дейнс облачилась в светящийся наряд «Золушки из будущего» от Zac Posen. А для Каролины Курковой марка Marchesa и IT-компания IBM придумали платье, декор которого меняет цвета в зависимости от эмоций по отношению к Met Gala 2016, выраженных пользователями соцсетей.

Проникновение инновационного тренда в мир глянца – лишь верхушка айсберга. В это же самое время британская сеть масс-маркета Topshop объявила о запуске инновационной программы, призванной донести технологии в области одежды до обычного потребителя. Основная цель проекта, инвестиционную поддержку которого осуществляет компания L Marks, – приспособить последние технические разработки к реальной жизни и сделать их частью повседневности. 


4c2f8c57dbce2e5bef6a89f4ed5cf7ee.jpg 

Изменение реальности

Сегодня, когда мы говорим о носимых технологиях, то обычно подразумеваем что-то вроде Apple Watch – аксессуара, произведенного инновационной компанией и дополненного дизайнерской оберткой (например, ремешком Hermès). Умным часам и прочим носимым технологичным аксессуарам исследовательская компания Gartner предрекает в 2016 году рост на 18,4%. Тем не менее критики Apple Watch уже давно признали эти часы бесполезным гаджетом – он лишь транслирует то, что и так делает iPhone. И даже Стива Возняка, соучредителя компании Apple, начинает волновать, что его детище уже не относится к тем, кто меняет мир. Теперь это прерогатива молодых и дерзких.

Австралийка Билли Уайтхаус, основатель компании Wearable Experiments, создает одежду, которая трансформирует представление о базовом гардеробе. Ее самое громкое изобретение – белье, передающее импульсы, имитирующие прикосновения. Управляемые через приложение на телефоне комплекты белья предназначаются для пар и могут использоваться как вблизи, так и на расстоянии. Рекламный ролик концепции буквально взорвал интернет (на сегодня он набрал более 7 миллионов просмотров), вернул Билли вложенные в компанию инвестиции в 35-кратном размере и принес ей «Серебряного льва» на Международном креативном фестивале 2013 года в Канне.

Уайтхаус занимается полностью интегрированными технологиями. Например, уже упомянутое белье можно стирать, не отсоединяя никакие детали, оно не создает неудобств при носке, все технические части абсолютно невесомы и фактически незаметны. Еще Уайтхаус придумала Alert Shirt – футболку, позволяющую почувствовать все, что происходит с футболистом во время матча. Импульсы, регистрируемые датчиками на теле конкретного спортсмена, передаются пользователю в режиме реального времени. Эта технология позволяет болельщику добиться максимального эффекта погружения, ощутить себя частью команды.

Wearable Experiments не останавливается на эмоциях: в этом году компания представила легинсы, контролирующие положение тела. Во время занятий спортом они должны выступать в роли персонального тренера, определяя, верную ли позицию занял пользователь, а в обычной жизни могут подсказывать, допустим, как правильно сидеть. Кроме того, легинсы регистрируют уровень активности своего хозяина и присылают подробную информацию в приложение, доступное для Apple и Android.

«Спортивная одежда + мода + идея» – так Билли Уайтхаус определила для себя идеальную формулу современной одежды. Один из ее концептов – пиджак с навигацией, которому можно задать маршрут по Сиднею, Парижу или Нью-Йорку, и он будет подсказывать, где повернуть направо или налево, посылая импульсы к соответствующему плечу.

Проекты компании Wearable Experiments отнюдь не из области фантастики – они функциональны и направлены на улучшение повседневной жизни. «Я вообще живу в будущем, и мне забавно иногда возвращаться в настоящее и спрашивать себя, к чему сейчас готова аудитория, – говорит Билли. – Не хочу верить, что наше будущее заключается в том, чтобы уткнуться в экраны. Технология должна служить индивидуализации и большему сближению»


7559861631c766bb7b07bc753fb44233.jpg  

Техническая эволюция

Для тех, кто в отличие от Wearable Experiments еще занимается прототипами и не успел добраться до реальных потребителей, существуют всевозможные конференции, фестивали и интернет-платформы. Такие как Wearable Technology show, саммит Smart Fabrics или берлинский фестиваль Wear It.

Итальянская Grado Zero Espace занимается исследованием новых технологий в области тканей, охватывающих все направления, от био- до нано-. Среди проектов Grado Zero Espace – куртки для мотоциклистов с внутренним механизмом регулировки температуры, реализованным на базе космических разработок. Специальный девайс, соединяющийся с курткой, подключается к мотоциклу или скутеру и измеряет температуру тела в четырех разных областях. Таким образом он активизирует систему подогрева в соответствии с полученными данными. Микропроцессор с жестким диском у такого девайса не больше пачки сигарет, пять нагревающих элементов настраиваются индивидуально.

Вопрос терморегуляции давно занимает разработчиков одежды. Еще в 2004 году для гонки в Катаре при содействии все той же Grado Zero Espace были разработаны мотоциклетные костюмы, охлаждающие тело. А Арно Вайлан и Себастьен Мейер из Courrèges, Модного дома, прославившегося своим «космическим» стилем еще в 1960-х, включили в осенне-зимнюю коллекцию 2016/17 пальто с системой подогрева. По иронии судьбы, действительно инновационную и полезную верхнюю одежду, обеспечивающую до шести часов обогрева, выпустил на подиум бренд, эстетика которого за последние 50 лет из категории «футуризм» перетекла в «ретрофутуризм».

В фокусе большинства fashion-компаний сегодня в первую очередь не пиджаки с микропроцессорами и светодиодные вечерние платья, а «умные» ткани. Создаются материалы с антибактериальным и дезодорирующим эффектом, не подверженные плесени, светоотражающие, огнеупорные ткани или текстиль с эффектом памяти – он автоматически преобразуется в соответствии с температурой воздуха, почти как куртка Марти Макфлая в фильме «Назад в будущее-2», которая самостоятельно засучивает себе рукава.

В прошлом году все эти ткани стали экспонатами Биеннале инновационного текстиля в Московском музее декоративно-прикладного искусства. Образцы, заимствованные у военных, космонавтов и спортсменов, даже раздали нескольким дизайнерам – чтобы те создали современные городские платья. Увы, убедительной концепции, соединяющей дизайн и технические возможности текстиля, тогда ни у кого не возникло; использование инновационных тканей в повседневной одежде пока остается полем для экспериментов. 


cb0bac222a2b32e2a1b9cab8c5e0efeb.jpg 

Вещь с подсветкой

Полезный функционал умных предметов гардероба не всегда обусловлен технической изощренностью. Даже Grado Zero Espace тратит много времени, чтобы добиться простоты решений – таких как куртки, снабженные электролюминесцентной пленкой, позволяющей мотоциклистам не остаться незамеченными на дорогах и повышающей уровень безопасности всех участников дорожного движения.

Примерно в том же направлении сегодня движется отечественная марка Future’s Wear, которая изначально специализировалась на светящейся одежде для клубов и вечеринок, а теперь разработала более спокойную базовую коллекцию. В планах у Александры Городецкой, дизайнера Future’s Wear, – освоение и других умных технологий: солнечных батарей, нагревательных элементов, wifi…

В худи от Future’s Wear с электролюминесцентной подсветкой по канту удобно выходить на пробежку или велопрогулку – другие участники движения тебя точно заметят. Скажем, в лондонском Гайд-парке можно увидеть велосипедистов и бегунов в светоотражающих желтых жилетах, похожих на те, что носят сотрудники дорожных служб, но трикотажная шапочка-бини с огоньками или лаконичный бомбер с подсветкой на карманах или рукавах выглядят намного привлекательнее.

Световые компоненты среди производителей умных предметов гардероба крайне популярны. «Мы верим в светлое будущее моды!» – это не просто штамп, а игра слов в девизе дизайнеров модной лондонской марки CuteCircuit. С 2004 года создатели бренда Франческа Розелла и Райан Генз занимаются носимыми технологиями, в 2010-м они первыми начали продавать на крупных fashion-площадках готовую одежду с технологичными элементами, а сейчас показывают коллекции прет-а-порте на Нью-Йоркской неделе моды, впечатляющие кутюрные шоу и присутствуют в экспозициях нескольких солидных музеев. В их арсенале не только светящиеся юбки для вечеринок, но и сумки с удобной внутренней подсветкой. Даже те компании, которые изначально использовали технические элементы только ради wow-эффекта, как американская марка Chromat с ее экстравагантными подиумными бра с лазерными указками на бюсте, со временем ощущают необходимость применения технологии в повседневности. Так, чуть позже у Chromat появился спортивный топ с подсветкой, напоминающей фары (предназначен для бега), и особыми терморегулирующими вставками. 


3a233f932e9463d5d7a3f1ef70862de8.jpg 

Очевидное вероятное

Все свидетельствует о том, что модная индустрия готова к технологическому рывку, и место чисто декоративных светящихся туфель Chanel могут занять вполне утилитарные обогреваемые пальто Courrèges. Технически это уже вероятно, осталось только понять, как правильно презентовать умные технологии в нашу визуальную эпоху. «Если технология не видна издалека, вещь сложнее продать, – признает Билли Уайтхаус и тут же добавляет: – Однако 30 секунд с нашей продукцией – и все приходят в восторг». Как мы видим из опыта Wearable Experiments, такая стратегия тоже работает и приносит ощутимую прибыль.

Аналитики технологического бизнеса Gartner предполагают, что умная одежда, показывавшая довольно умеренные продажи в 2015 году (примерно 60 тысяч проданных во всем мире экземпляров), в 2016-м перешагнет порог в миллион проданных экземпляров, а в 2017-м доберется до 5 млн. Динамика роста именно в этом секторе весьма впечатляющая, а следовательно, у умной одежды действительно есть большой потенциал. Вероятно, объем технических достижений уже достиг критического уровня, и будущее – по крайней мере в fashion-индустрии – буквально не за горами.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний