Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Digital

Искусственный интеллект в бутике

Как нейросети помогают брендам роскоши увеличить офлайн-продажи
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Фотографии, сгенерированные нейросетью Kandinsky 2.1

Какие новые возможности открывает искусственный интеллект для роста офлайн-продаж в люксовом и премиальных сегментах? Объясняет Александра Посохова, AP Consulting (Франция).

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

posohova.jpg

Александра Посохова

Согласно изданию Business of Fashion, более 60% руководителей компаний международной индустрии моды считают, что создание нейросетей и их интеграция в бизнес-процессы будет одной из главных стратегических задач до 2025 года. Какие новые возможности открывает искусственный интеллект (ИИ) для роста офлайн-продаж в люксовом и премиальных сегментах?

Основное практическое применение нейросетей для увеличения физической розницы fashion-брендов связано с более эффективным сбором и анализом больших данных. Это позволяет оптимизировать бизнес-процессы и делать взаимодействие с клиентами более качественным. Однако внедрение технологий ИИ имеет ряд ограничений.

Во-первых, ключевые фигуры компании часто не понимают, как нейросети могут способствовать развитию бизнеса, что затрудняет интеграцию ИИ в процессы. Во-вторых, сложно найти компетентных специалистов, необходимых для внедрения и обслуживания систем ИИ. В-третьих, интерграция нейросетей в существующие бизнес-процессы требует значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Допустим, у вашей компании нет таких барьеров. Как в таком случае использовать нейросети максимально эффективно?

Привлечение клиентов

Чем сильнее бренд, привлекательнее продукт, лояльнее покупатели и квалифицированнее персонал, тем быстрее растут обороты. Однако, если спросить руководителей торговых точек, почему у них нет продаж, — в большинстве случаев они сошлются на недостаточное количество клиентов.

Привлечение потребителей с высокой покупательной способностью всегда было и будет приоритетом любого бизнеса. Специфика fashion-ритейла такова, что каждый бренд стремится не только привлечь, но и выстроить с клиентами доверительные отношения, обеспечив тем самым устойчивый рост продаж в долгосрочной перспективе.

Тут возникает сразу две задачи. Первая — отстроиться от конкурентов и сделать бренд видимым для максимального числа представителей целевой аудитории. Вторая — найти нужные аргументы для того, чтобы клиент приобрел именно у вас. Решение обеих задач сводится к тщательному изучению профиля текущих и потенциальных клиентов, их потребностей, интересов, механизма принятия решений о покупке.

chatlab.JPG

ChatLabs

Сегодня информация о клиентах достаточно разрозненная. Она поступает либо через онлайн-каналы взаимодействия с брендом, либо после физического контакта в бутиках (при условии, что персонал делает все необходимое, чтобы собрать максимум данных). Тут-то на помощь и приходит ИИ.

Возьмем, к примеру, ChatLabs — одного из финалистов LVMH Innovation Award 2023. Эта нейросеть помогает собирать информацию о потребителях из всех социальных каналов и получать представление об их покупательских паттернах на 360°. Систематизация всего объема данных на одной платформе значительно облегчает работу отделам маркетинга, продаж, поддержки клиентов и IT, помогая создавать уникальные стратегии привлечения клиентов. Технология уже получила популярность среди таких брендов, как Cartier, Chopard, L’Oréal, Estée Lauder и других.

Персонализированный опыт

Персонифицированный client experience (клиентский опыт) — не менее важный элемент модного бизнеса. Быстро и легко совершить покупку, при этом получив максимальное удовольствие от взаимодействия с брендом — этого сегодня ожидают потребители. Бренды инвестируют в интерьерные решения, подбирают уникальные ароматы и музыкальные дорожки, приглашают квалифицированный персонал, открывают флагманские магазины для того, чтобы увеличить вероятность возвращения клиента в бутик.

Онлайн-платформа предметов роскоши Farfetch внедрила технологию, позволяющую брендам-партнерам оборудовать свои магазины системой, которая объединяет все данные о клиентах, включая последние покупки, статистику просмотра, историю примерок. Эти данные позволяют ритейлерам не только отслеживать предпочтения клиентов, но и адаптировать мерчандайзинг, повышая вероятность покупки.

Farfetch 2021 campaing-8.jpg.jpg

Оптимизация производства и планирование спроса

Еще одним челленджем для офлайн-продаж является наличие товара, который соответствует запросу клиентуры в достаточном объеме здесь и сейчас. За свою управленческую карьеру в мире моды и люкса я не раз сталкивалась с ситуацией, когда конкретный продукт вызывал неожиданный ажиотаж, а количества поставленных единиц не хватало. Чтобы удовлетворить спрос, бренды срочно запускали вторую волну производства. Однако к тому времени, когда долгожданный товар поступал на склады, клиенты утрачивали к нему интерес, что заканчивалось потерей прибыли. Или другая ситуация: на основе статистики хитов продаж прошлого сезона были сделаны закупки на новый сезон, только вот за время производства предпочтения клиентов изменились, и товар не продавался.

В этом контексте одна из ключевых возможностей нейросетей связана с оптимизацией производства, логистики и прогнозирования тенденций поведения потребителей. Алгоритмы ИИ можно использовать для анализа данных из различных источников, включая данные о продажах, отзывы клиентов и общие тенденции рынка. Полученная информация поможет оптимизировать управление закупками и разработку коллекций. Это позволит иметь нужный товар в оптимальном количестве, уменьшая расходы и повышая прибыль.

Эксперименты в этом направлении активно проводит Inditex. Совместно с компанией TYCO были разработаны специальные микрочипы с RFID-метками, которые вшиваются в защитные бирки одежды. С их помощью отслеживается путь товара от производства до продажи, собирается его статистика по цвету, размеру, возвратам и обменам. Это позволяет компании иметь полное представление о стоках и управлять продажами в режиме реального времени.

Google Gartier.JPG

Google Gartier

Любопытным примером также является парижский стартап Heuritech. Эта инновационная нейросеть ежедневно анализирует более 3 млн фотографий и видео с сайтов, блогов и социальных сетей. Ее алгоритм обучается идентифицировать с большой точностью предметы одежды, цвета, узоры вне зависимости от качества фотографии или ракурса съемки. Полученные данные позволяют компаниям в сфере моды и роскоши выявлять тенденции потребления, управлять созданием коллекций, актуализировать ассортимент в бутиках и на сайтах электронной коммерции. Компания Cartier совместно с Google тоже разработали технологию, цель которой — распознавание моделей часов на основе фото и видеоматериалов в интернете.

Управление персоналом

Давайте представим два бутика любого популярного бренда с грамотной маркетинговой политикой. В одном большой поток клиентов, но низкие продажи. В другом — растущие KPI на фоне низкого трафика. В чем причина?

Очевидно, что команда первого бутика упускает клиента, не дорабатывает возражения и не создает желания совершить покупку. Добавим к этому возможный «управленческий хаос», который часто встречается в торговых точках. Из-за низкого уровня подготовки управляющие не в состоянии отследить объем товара на складе, предвидеть нехватку ресурсов, вовремя дать обратную связь о ситуации с клиентами, а также настроить команду на качественную работу в период спада покупательной активности. Результат — потерянные продажи и доверие клиентов.

В европейских компаниях постоянное обучение команды навыкам управления и взаимодействия с клиентами давно стало правилом хорошего тона. Создаются онлайн-площадки, записываются образовательные материалы для менеджеров и продавцов с целью повышения их компетентности. Я сомневаюсь, что нейросети заменят консультантов, коучей, тренеров продаж и других специалистов, но значительно упростить изучение информации о коллекции и отработку возражений они точно смогут.

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На размер больше: готовы ли бренды одежды предложить plus size для детей

Современные дети и подростки увеличиваются в размерах — как реагируют на эту тенденцию производители одежды?
25 августа 16:10
17 899

Инвалидность vs. работа: есть ли место в индустрии моды для «особых» сотрудников?

Что теряет модный бизнес, избегая работников с инвалидностью, и как устранить барьеры.
30 июля 21:13
7 589

Уроки детской площадки: правила конкурентной борьбы в бизнесе

Елена Дорман, основатель Dorman Consulting Group (Россия–США), рассказывает о правилах конкурентной борьбы в бизнесе.
11 июля 09:00
10 559

Перспективы локальных марок на рынке детской одежды

О перспективах локальных марок на рынке детской одежды рассказывает Елена Письменская, основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail.
24 октября 22:25
9 675

Как построить персональный брендинг в мужской моде

Как построить персональный брендинг в мужской моде, рассказывает Елена Дорман, основатель Dorman Consulting Group (Россия – США).
18 октября 09:17
10 876

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений

Как cпланировать рекламный бюджет и рассчитать ожидаемую эффективность маркетинговых вложений.
19 апреля 00:18
26 761

Гид

Андреянова Виктория
Российский дизайнер, основатель дома моды VICTORIA ANDREYANOVA, профессор.
Яковлев Игорь
Российский предприниматель, основатель компании Kari.
Бланик Маноло (Blahnik Manolo)
Британский дизайнер обуви испанского происхождения, основатель одноименного модного дома.
Alexander McQueen
Британский люксовый дом моды со штаб-квартирой в Лондоне; принадлежит Kering.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю