Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Текстильный гамбит

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Для бизнеса нет ничего хуже состояния неопределенности. Весь январь российские текстильщики провели в подвешенном состоянии, гадая, запретят ли ввоз турецких тканей, и искали ответ на вопрос: есть ли им альтернатива?

Указ о введении санкций против Турции подписан 28 ноября 2015 года, уточнен в декабре еще одним указом президента и двумя постановлениями правительства. Согласно документам, в Россию запрещено ввозить из Турции овощи, фрукты, мясо птицы и соль. Производители тканей попали под санкции негласно – их продукцию притормозили на границах. Задержки на таможне привели к крупным потерям транспортных компаний, чьи фуры неделями простаивали в очереди, и к еще большим издержкам российских фабрик, у которых опустели производственные цех: оплатив заказы еще в 2015 году, они не дождались купленных тканей. В конце декабря Минпромторг предложил российскому правительству ввести официальный запрет на ввоз до 80% товаров легкой промышленности из Турции. Российские производители одежды были вынуждены «взять паузу» и резко сократили заказы тканей на 2016 год.

emka.jpg«К сожалению, официально и беспрепятственно ввезти ткани турецкого производства в Россию теперь очень и очень сложно, – поясняет ситуацию менеджер по продажам компании «Емка» группы «Опсион Текстиль» Марина Башак. – Создается впечатление, что российская таможня создает все условия, чтобы турецкие ткани не прошли. Схема довольно простая: даже если с товаром и сопроводительной документацией на него нет никаких проблем, вся продукция с маркировкой от турецких производителей автоматически под любым предлогом попадает под необходимость тщательной проверки (длительность которой никак не регламентируется). Нам известны лишь единичные случаи ввоза».

Кто пострадал

Из Турции в Россию ввозили бельевой трикотаж для сегмента масс-маркет, дорогие ткани для мужских костюмов, трикотаж для спортивных костюмов, хлопок для постельного белья. Но импорт тканей падал и до декабрьских сложностей – за первое полугодие 2015-го поставки трикотажного полотна, по данным Провэд.рф, сократились на 49%. Санкции только усугубили процесс.

emkafashion2.jpg«Турецкие ткани хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке, – считает Марина Башак. – Думаю, правильнее всего сравнить их с китайскими тканями. Во-первых, они на порядок выше по качеству и ненамного дороже. Во-вторых, турецкие производители готовы нести ответственность за качество. Наша компания предоставляет клиенту перед отгрузкой и окончательной оплатой детальный отчет о контроле качества каждой партии товара (и неважно, на какой фабрике осуществляется производство), составленный на основании проверки всей партии ткани вручную, то есть метр за метром! Только изучив этот отчет, клиенты делают оплату, то есть они рассчитываются только за тот метраж, качество которого прошло проверку. При таком подходе ни у кого не возникает желания сказать, что работать с турецкими поставщиками сложно».

Однако не все клиенты разделяют это мнение. «Работа с турецкими тканями была интересна предпринимателям, так как они дешевле тканей конкурентов в среднем на 15–20%, а оплата производится в долларах, – говорит дизайнер Виктория Андреянова (бренд Parole by Victoria Andreyanova). – Но они не продают продукцию небольшими партиями и сотрудничают с производителями масс-маркета, а не с дизайнерами, разрабатывающими эксклюзивные модели. Даже те производства, которые решались на меньшие объемы, не дотягивали до наших требований. Приходилось по несколько раз утверждать образец, результаты были непредсказуемыми, так что наша марка не много потеряет, если этих тканей не будет. В нашем общем обороте турецкие ткани составляли 7%».

Границы на замке

До введения санкций схема работы с турецкими поставщиками, по словам экспертов «Емка Текстиль», была очень удобной. В среднем производство ткани на заказ у турецкого производителя занимает около 4–5 недель, доставка в Россию длится около двух недель. Пока фабрика отшивает изделия из поставленной ткани, в Турции может выпускаться текстиль для следующей коллекции, то есть не надо заказывать огромные объемы для перестраховки, как в случае работы с Китаем. Плюс заранее известны сроки поставок.

table1.jpgСейчас таможенные платежи компании «Олимп» (выпускает мужские костюмы под брендами VanCliff, Rico Ponti) увеличились на 25%. Компании удалось ввезти товар в страну, но пока не получилось растаможить – ткани оказались без заключения лаборатории. Новосибирской фабрике «Синар» повезло меньше – она так и не дождалась партии текстиля для производства 10 тысяч плащей к новому сезону. Товар был отправлен обратно в Турцию.

Предприниматели говорят, что трудности возникают не только с доставкой грузов, но и с переводом денег за них, потому что банки отказываются проводить платежи и требуют дополнительные документы, которые подтверждают реальность сделки. Компании предполагают, что это происходит из-за негласного распоряжения ЦБ усилить контроль за расчетами с турецкими партнерами.

fts.jpgВ середине января Минпромторг России объявил, что создаст список импортеров турецкого текстиля, которым Федеральная таможенная служба позволит оперативно ввозить товар в Россию. Работа доверена Союзлегпрому, который укажет название достойной компании, адрес получателя, коды товаров и их наименование. Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин в одном из интервью сказал: «Идея в том, чтобы иметь точную картину, кто с какими товарами работает; следующий шаг – определить тех, кто продолжит поставлять продукцию из Турции, а кому следует переориентироваться на поставки в другие страны». Когда этот список будет готов и утвержден, зависит от Минпромторга, куда информация сейчас стекается по частям. Неизвестны и сроки принятия решения со стороны ФТС. Сотрудники обоих ведомств будут обсуждать вопросы импорта турецких тканей во время Недели российской легкой промышленности, которая состоится 23–26 февраля в Москве.
 
Не дожидаясь, чем кончатся длительные переговоры, часть турецких компаний пошла по другому пути – перенаправляя продукцию с другой маркировкой через Азербайджан и Иран.

Альтернативы

«Мы предпочитаем работать с Европой и Китаем (с теми фабриками, которые давно и стабильно производят для европейского рынка), – говорит Виктория Андреянова. – Вполне возможно, в нынешней ситуации на российский рынок выйдут индийские и пакистанские предприниматели, те, кто равняется на европейский дизайн и качество».

Альтернативой турецким тканям может стать текстиль из других стран Европы (в том числе Беларуси), из Китая, Узбекистана, Казахстана, Бангладеш, Тайваня или отечественный продукт. Почти у каждого варианта есть свои подводные камни. На пример, европейские компании в отличие от турецких отказались от кредитования поставок и отсрочек платежа. Китаю нужны гораздо большие объемы заказов, и здесь велик риск ценовых игр: стоимость заказа неожиданно вырастает уже после того, как получена предоплата, либо цена растет на повторный заказ, если первый китайские фабрики выполнили «на отлично». В итоге компания рискует получить не тот товар не в те сроки, не с теми документами и не тем способом. При спешной смене поставщика все риски многократно усиливаются. Зато в Китае уже сложился рынок «инспекторских услуг» по проверке надежности поставщиков.

ohmy.jpgУзбекистан активно инвестирует в развитие текстильного экспорта, но в 2015 году президент страны Ислам Каримов заявил о сокращении площадей, отданных под хлопок, в пользу овощных, масличных и кормовых культур. Дефицит поливной воды, истощение почв, неэффективная система госзаказа на сбор хлопка, включающая конфискацию имущества у фермерских хозяйств, не выполнивших спущенный сверху план, не дают гарантий развития. Директор компании Oh, my Сергей Ковеленов к узбекской ткани пока присматривается – она дешевле турецкой, но хуже по качеству. Зато он решил увеличить долю закупок у эстонских компаний, с которыми работал раньше. Если до «турецких санкций» доля закупаемых в этой стране тканей составляла меньше половины, то теперь Эстония наравне с Узбекистаном станет основным поставщиком компании. Эстонская ткань в среднем на 15% дороже турецкой, но у Oh, my есть ресурсы сохранить цены на прежнем уровне.

У перехода на российские ткани тоже есть свои «за» и «против». Да, их производители ближе, и менталитет у них родной. Однако сейчас расценки на ввоз 1 кг готовой одежды, уже сшитой за рубежом, и 1 кг ткани для пошива изделий в России одинаковы. Да и заработать на одежде можно больше, чем на текстиле. Выходом могло бы стать обнуление пошлин на импорт тканей для российских производителей («российский» означает, что не меньше 50% технологических операций осуществляется у нас в стране). Но для обнуления пошлин нужно собрать справки по каждому из 17 таможенных кодов ВЭД. Стоимость справки по одному коду – 100 тыс. руб., то есть всего производителю придется заплатить 1,7 млн руб. Кроме того, нашим тканям по-прежнему не хватает принтов, имеются проблемы со стойкостью красок и выполнением сроков поставок, не хватает современного оборудования, к примеру, для производства тканей с пайетками.

Рисковые перемены

При смене поставщика возникает множество рисков. Одна из главных проблем – качество образцов не всегда соответствует качеству ткани в поставке основного заказа. «При поиске новых поставщиков качественный образец не является гарантией качества всей партии в целом, – рассказывает Виктория Андреянова. – В нашей работе были прецеденты, когда образец был отшит отлично, и мы делали ставку на эту модель. Но в общей партии поставщик незначительно менял качество состава ткани, и уже отшитые изделия нельзя было пускать в продажу, так как вся ткань «пилинговалась».

table.jpgСледующая проблема – непредсказуемое изменение цен после подтверждения договора. Ее возникновение можно предотвратить проверкой поставщика: обязателен запрос учредительных документов, уставов – в среднем проверка поставщика у агента стоит от $300 до $500, и не будет лишним предусмотреть санкции для самого проверяющего за недостоверность предоставленной информации. Далее – можно сменить поставщика (правда, возникают новые риски задержек поставок) или провести переговоры по соблюдению условий поставок, а также заранее прописать техусловия (ключевое слово «заранее»).

Серьезная проблема – подделка договоров и реквизитов. Даже если представитель компании приехал на фабрику, лично удостоверился в качестве продукции и подписал договор на двух языках, в разных его вариантах могут стоять совсем разные цифры. Так что изучать договор надо тщательно – и всегда с сомнением относиться к любому отклонению от указанного банковского счета, даже на одну цифру. Директор компании «Фар Ист Транс» Елена Яровая рассказывает, как иногда ушлые сотрудники зарубежных фирм регистрируют новую фирму на свое имя, а заказчику сообщают, что изменились банковские реквизиты. Таким образом, деньги, переведенные на якобы новый счет, оседают в кармане сотрудника.

И наконец, есть риск получить отказ при ввозе из-за неправильно оформленных документов. Снизить его можно с помощью предельно внимательного оформления таможенных документов. Главная сложность, по словам руководителя таможенного отдела Proft Logistic Елены Грачевой, обычно возникает при классификации тканей. На каждый материал установлена своя пошлина, а на смесовые ткани – еще несколько.
Итак, если суммировать перечисленные проблемы, то альтернативы турецким тканям есть, но каждую из возможностей надо тщательно взвешивать. Перспективы возвращения турецких производителей на российских рынок тоже существуют, однако следующий сезон можно считать пропущенным, так как пока ведомства не торопятся с принятием решений.



tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

На размер больше: готовы ли бренды одежды предложить plus size для детей

Современные дети и подростки увеличиваются в размерах — как реагируют на эту тенденцию производители одежды?
25 августа 16:10
17 341

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит».
1 августа 09:04
10 680

Новое старое: о спросе на fashion-продукцию с советской символикой

Почему fashion-продукция с советской символикой пользуется сегодня спросом и кто ее целевой потребитель?
13 декабря 09:25
12 430

Почему хлопковые шоперы больше не экологичны

Текстильные сумки-шоперы перестали быть «зеленой» альтернативой пластиковым пакетам.
25 августа 13:10
26 592

Как рассчитать маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии

Как грамотно рассчитать рекламный и маркетинговый бюджет b2b-компаниям в сфере модной индустрии.
9 апреля 15:27
24 837

Как реанимировать мертвый бизнес. Бизнес-консультант Виктор Варакин рассказывает, как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях

Как сделать бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает бизнес-консультант Виктор Варакин в новой рубрике #бизнес_ликбез.
10 сентября 17:52
24 762

Гид

Volga Fashion Week (VFW)
Российская региональная неделя моды.
Tryyt
Российский бренд мужской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Своп (swap)
Обмен товарами, бывшими в употреблении, между конечными потребителями.
Ритейл-парк (retail park)
Формат торговой недвижимости, включающий в себя ряд отдельно стоящих зданий.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю