Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Digital

На пороге цифрового мира

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит»
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
Цифровая одежда для ФК «Зенит»

Год назад в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) начала работу первая в России магистратура в области fashion tech — «Цифровые технологии в индустрии моды».

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

На базе вуза создана современная лаборатория с продвинутым оборудованием, позволяющим разрабатывать цифровых аватаров, виртуальные коллекции одежды и мультимедийный контент, оцифровывать модные новинки дизайнеров и музейные экспонаты на трехмерном сканере, а также печатать прототипы на 3D-принтере.

Магистратура привлекает к обучению ведущих специалистов рынка — руководителей брендов, студий мультимедиа и IT-компаний, которые рассказывают о передовых технологиях и устройстве рынка. В числе лекторов вуза — представители AliExpress Russia, Института развития индустрии моды Beinopen, «Национальной технологической инициативы», компаний Texel, Cats Digital и Synticate.

Несмотря на молодой возраст образовательной программы, уже за первый год ее существования год студенты магистратуры разработали ряд интересных и перспективных проектов.

Аватар с национальным кодом

asia-820.jpg

С каждым годом 3D-аватары все шире применяются в рекламных кампаниях модных брендов, но притягательность цифрового мира можно использовать и в культурно-просветительских целях. Студентка Ренара Федосеева выросла в Башкирии и, переехав в 9 лет в Санкт-Петербург, не потеряла связь со своей малой Родиной. Чтобы донести до других культурный код своего народа, Ренара разработала виртуального инфлюенсера — аватар-башкирку по имени A-Sia.

«У нас достаточно много западного контента и азиатского, но нет своего, и ощущение культурной идентичности потеряно, — говорит Ренара. — Было бы интересно развивать башкирский национальный костюм, интегрируя его в современную культуру… Через цифрового аватара сделать это было бы легче. Возможно, получится кого-то вдохновить — все начинается с малого».

В дальнейших планах студентки и ее команды — собрать базу цифрового контента, связанную с народами России. Цифровой музей, разработанный на базе технологии Web VR, которая позволяет создавать виртуальную среду, соберет 3D-копии национальных костюмов, аксессуаров, обуви из разных регионов России, сопровождаемые исторической справкой.

Еще одним проектом, в котором Ренара принимает участие, стала разработка украшений в египетском стиле, прототипы которых изготавливаются в трехмерном формате и распечатываются на 3D-принтере.

Киберигра со стилем

cybersport.jpg

Глобальный рынок киберспорта продолжает набирать обороты, а в России с 2016 года он официально признан видом спорта. Согласно данным Grand View Research, в ближайшие 8 лет мировой рынок будет расти в среднем на 21,9% и достигнет к 2030 году $12,49 млрд.

Именно в этой сфере решили попробовать свои силы студентки Алена Колупаева, Ольга Гладилова, Анастасия Цветинская и Юлия Вольфсон, разработавшие коллекцию цифровой одежды для киберспортивной команды СПбГУПТД Viserion. С 2017 года она активно участвует в матчах и турнирах CS:GO, Dota2, League of Legends и других.

Студентки создали пять виртуальных образов цифровой одежды, отражающих стиль игроков — Дмитрия Салова, Григория Чахова, Дмитрия Гацука, Ивана Поддубного и Тихона Яновского.

«В университете очень сильная киберспортивная команда, и мы решили, что негоже им ходить в реальной одежде, поэтому предоставили виртуальные вещи для нахождения в цифровой среде», — рассказывает куратор магистратуры Полина Егармин.

Также для игроков были созданы и кастомизированы персональные карточки с информацией и статистикой, которые используются на турнирах и матчах. В будущем они могут быть превращены в NFT.

Цифра в «Зените»

Еще одним спортивным проектом стала коллаборация СПбГУПТД с санкт-петербургским футбольным клубом «Зенит». Соглашение о сотрудничестве между командой и вузом было подписано в 2021 году, в рамках партнерства студенты магистратуры занялись разработкой дизайн-проектов для клуба — капсульных коллекций, дизайна фирменной упаковки, фирменных бирок и этикеток.

Презентация проектов состоялась в «Точке Кипения — ПромТехДизайн», в будущем реализованные изделия появятся в фирменных магазинах «Зенита». Помимо физических объектов, были представлены и digital-версии одежды: 3D-модель футболки выполнила Анастасия Цветинская, студентка 3-го курса Института дизайна и искусств, а виртуальный показ для мероприятия создала студентка магистратуры СПбГУПТД Юлия Вольфсон.

Интерактив для банка

Другим крупным партнером вуза стал «Сбербанк» — к его 180-летию студенты магистратуры разработали интерактивный мерч с AR-эффектом. Для принтов, помещенных на сувенирную продукцию, был выбран образ Николая I — именно он в 1841 году издал Указ об учреждении в России сберегательных касс. При наведении на картинку камеры изображение императора оживает, и появляется динамичный трехмерный рисунок: Николай I в очках виртуальной реальности на фоне дома XIX века и современного здания «Сбербанка». Как поясняют в вузе, таким образом студенты показали императора, заглядывающего в цифровое будущее, где «Сбербанк» запускает передовые технологии.

«Наш подарок „Сбербанку“ — это интерактивный мерч, продукт с видимым принтом на футболке, второй слой которого открывается в дополненной реальности, — поясняет Полина Егармин. — „Сбербанк“ строит технологическое будущее и внедряет инновации, сохраняя традиции, а основой деятельности компании являются цифровые технологии. Именно поэтому для подарка была выбрана дополненная реальность».

Проект «Взгляд в будущее» создан при участии студенток Анастасии Вишневецкой, Ренары Федосеевой, Юлии Федотовой, Дарьи Курятниковой, Екатерины Лихачёвой, Ирины Гаврюшиной и Юлии Вольфсон.

Умная футболка

global_nomad.jpg

Специально для конкурса молодых дизайнеров Global Nomads Fashion Awards студентка Анастасия Вишневецкая разработала интерактивный принт для футболки, раскрывающийся в дополненной реальности при наведении на него камеры смартфона.

«На мой взгляд, одна из технологий, наиболее ярко отражающих и поддерживающих концепцию „номадизма“, — интернет вещей, — рассказывает Анастасия Вишневецкая. — Он может связать все, что нас окружает и у чего есть доступ к интернету, в одну единую систему. Это и робот-пылесос, и датчики камер, и платформы экологического мониторинга, и системы умного дома, умного города, и умные часы. Так как область моего профессионального интереса это мода, я в своей работе захотела представить умные одежду и аксессуары. Принт отражает мою фантазию на тему, как интернет модных вещей соединяет человека с пространством вокруг него и позволяет с помощью технологии повсюду быть дома».

Кукла с интеллектом

Syntiya.jpg

Студентки Анастасия Вишневецкая и Юлия Федотова, в рамках практики в компании Synticate, разработали концепт коллекции одежды в стиле «экофутуризм» для цифровой модели — искусственного интеллекта Синтии. Как объясняют в магистратуре, экофутуризм — это стремление к будущему, где цифровые технологии гармонично интегрированы в экологически чистый мир. Именно такое видение digital-искусства транслируют арт-группа Synticate и ее создатели Владислав Ткачук и Роман Цуканов.

В будущем Синтию планируется воплотить в виде реальной куклы — над этой задачей, в сотрудничестве с инженерами, работает другая студентка, Ренара Федосеева. Прототип Синтии будет распечатан на 3D-принтере, при этом задача усложнена тем, что кукла должна двигаться благодаря шарнирам, а внутрь разработчики внедрят чип с искусственным интеллектом.

Приложение для свадьбы

wedding.jpg

Несмотря на молодой возраст магистратуры, работы ее студентов уже добиваются значительных успехов. Так, Екатерина Лихачёва получила грант в размере 1 млн рублей в рамках конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Экспертное жюри решило поддержать ее проект «Технология виртуальной примерки для производителей и салонов свадебной и вечерней моды», над развитием которой Екатерина будет работать в дуэте с другой студенткой магистратуры, Юлией Вольфсон.

Результатом их тандема станет мобильное приложение — маркетплейс свадебных и вечерних платьев. Применяемая технология трекинга тела для виртуальной примерки должна способствовать снижению числа возвратов одежды, приобретенной у производителей и салонов свадебной и вечерней одежды.

«Кроме того, свадебное платье — это деликатный продукт, и после нескольких примерок он уже теряет товарный вид, — уточняет Юлия Вольфсон. — Хочется сохранить платье в идеальном состоянии, и чтобы при этом девушки не тратили много времени и сил на подбор и примерку наряда. С технологией виртуальной примерки они смогут заранее выбрать подходящую модель и только потом, на последнем этапе, либо приехать и еще раз померить, либо сразу купить понравившееся изделие через сайт — сервис позволит точно подобрать размер».

Опробовать технологию студентки планируют на бренде свадебных платьев Екатерины Лихачёвой Lakshmi Fashion, затем, когда процесс будет отлажен, к проекту планируется привлекать и сторонние марки.

Наблюдая за возрастающим в мире интересом к метавселенной Roblox, студенты СПбГУПТД тоже не смогли остаться в стороне. Свои цифровые свадебные платья из коллекции Lakshmi fashion Екатерина Лихачёва и Юлия Вольфсон представили в магазине Space Trace — виртуальном пространстве университета на Roblox, где располагаются виртуальные наряды, созданные студентами магистратуры.

Екатерина Лихачёва, основатель Lakshmi Fashion:

«В России существует множество предпринимателей, задействованных в свадебной индустрии: бренды, дизайнеры, салоны и ателье. Только в Москве насчитывается более тысячи свадебных салонов и 300 бюро организации свадеб. И этот сегмент хуже всех остальных в легкой промышленности переживает кризис. Магазины свадебных и вечерних платьев, как и весь ритейл, во времена карантина пребывали в сильнейшем упадке. Если в сегменте повседневной одежды очень быстро растет число онлайн-покупок и, соответственно, расширяется география продаж, то в свадебной и вечерней моде слишком низкий порог доверия к интернет-приобретению этих товаров. Как следствие, очень мало брендов и дизайнеров решается на электронную коммерцию, ограничиваясь офлайн-торговлей в своем регионе.

При этом статистика говорит о том, что онлайн-покупки увеличиваются с каждым годом, внешний экспорт приостанавливается и растет число продаж внутри России. С учетом новых данных и пандемического опыта прогнозируется, что к 2025 году рынок ecommerce в России вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей.
Те продавцы свадебной и вечерней моды, которые сумели организовать удобную для невест доставку с примеркой, продают больше. Но современным девушкам этого уже мало. Запрос на онлайн-примерку постоянно растет, однако пока никто не смог реализовать ее на должном уровне.

С развитием AR-технологий в сфере моды произошли значительные изменения. На рынке появились компании, которые предоставляют услуги по установке виртуальных примерочных. Технология, основанная на машинном обучении и компьютерном зрении, делает доступной примерку одежды с помощью смартфона. Компании, которые уже внедрили эту технологию, отмечают, что конверсия возрастает до 50%, увеличивается и сумма среднего чека.

Сейчас мы работаем над созданием приложения - маркетплейса свадебных и вечерних платьев с технологией трекинга тела для виртуальной примерки. Уникальность проекта заключается в объединении физической и реальной моды. На первом этапе после примерки пользователь сможет перейти на сайт / соцсети бренда и познакомиться с его ассортиментом. В дальнейшем - заказать примерку или пошив платья прямо из маркетплейса.

Для салонов и производителей свадебной и вечерней моды наш маркетплейс это шанс расширить географию продаж и минимизировать возвраты. Для невест - возможность выбрать платье по своим параметрам и предпочтениям, не тратя время на посещение салонов.

Разместить свои копии 3D-платьев смогут все желающие российские производители и дизайнеры - абсолютно бесплатно. Также мы поможем создать 3D-модели существующих или новых товаров по лекалам или эскизам. Виртуальные копии можно использовать в социальных сетях, для контента и рекламы».

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Нет плохой погоды: продаем одинаково хорошо и в дождь, и в зной

Как подобрать ассортимент, который будет актуален при любых климатических сбоях.
9 сентября 09:25
1 266

Мастера кружева о современном развитии ремесла и его целевой аудитории

Мастера кружева о современном развитии традиционного ремесла и его целевой аудитории.
20 февраля 22:51
14 525

Как Shein одержал победу над Amazon и заново изобрел быструю моду

Как Shein одержал победу над Amazon и заново изобрел быструю моду – в материале The Guardian.
26 декабря 23:25
17 562

Как построить эффективную матрицу ассортимента?

Как построить эффективную матрицу ассортимента, рассказывает Надежда Черданцева, руководитель агентства Merch.pro.
13 декабря 09:24
11 430

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
24 419

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
24 264

Гид

Российская текстильная неделя
Крупнейшее в России конгрессно-выставочное мероприятие, посвященное текстильной и легкой промышленности.
Поп-ап-магазин (pop-up store)
Формат ритейла, предполагающий работу торговой точки в течение непродолжительного времени.
Версаче Джанни (Versace Gianni)
Итальянский дизайнер, основатель дома моды Versace.
SHOESSTAR
Международная выставка обуви и аксессуаров.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю