О пользе ручного труда

История возникновения Grasser любопытна. У меня было два швейных производства – одно в Санкт-Петербурге и одно в области. Объем работы был колоссальный. На семейном совете приняли решение сократить. Региональный цех в итоге отдала коллективу. Это производство я поднимала с нуля, в него было вложено много сил. В поселке мы отремонтировали детсад, оборудовали футбольное поле (это была моя утопическая идея –сделать все как можно лучше для людей). Поэтому решила оставить его работникам, а не продавать кому-то. Они объединились в кооператив и до сих пор работают, шьют корпоративную одежду.
А цех в Петербурге я выставила на продажу, но потенциальный покупатель решил, что приобретать производство дорого – дешевле купить оборудование, а коллектив переманить. В итоге мне на стол положили около 30 заявлений об уходе, и я осталась с безлюдным цехом, полным оборудования.
Я проанализировала всю свою работу и поняла, что нужно делать. Мы переехали в самое красивое и креативное место Петербурга и открыли конструкторское бюро. Со мной осталось пять самых верных работников – так и родился Grasser, буквально за одну ночь.
Клиентов искать не пришлось, мы не просидели без работы и дня. Изначально было бюро – мы оказывали услуги в основном начинающим дизайнерам. Но, заметив пустую нишу, стали внедрять курсы, на которых можно с нуля обучиться конструировать, шить. Позже появился интернет-магазин, в котором продавались готовые выкройки, открылись онлайн-школа и московское представительство. За пять лет Grasser стал объемным учебным проектом с разными направлениями.
Наши ученики – во-первых, те, кто хочет шить для себя, во-вторых, начинающие дизайнеры и, в-третьих, те, кто уже вовлечен в сегмент производства одежды, но не имеет понятия о том, как эта одежда создается. Соответственно, представители каждой из этих категорий приходят к нам с желанием решить собственные задачи. Кому-то необходимо научиться создавать вещь от первого эскиза до пришивания последней пуговицы, кто-то просто хочет вникнуть, понять алгоритм, ему даже шить необязательно.
В настоящее время интерес к ремеслу, к ручной работе возрастает. Я считаю, что это связано и с кризисом, и с пересмотром ценностей: сшить что-то самостоятельно или даже перешить – теперь это называется созданием уникального и «экологичного» продукта. Интернет тоже влияет – сейчас очень легко запустить свой маленький проект и достичь успеха. Появляется много независимых бизнес-проектов, которые начинаются именно с ручного труда.
Сегодня у нас лучшая производственная площадка среди школ в Петербурге, мы вкладываем много сил и средств именно в оснащение. Нам хочется, чтобы студенты оказались в максимально профессиональной среде с самыми современными возможностями. Думаю, что мы совершили маленький переворот в сфере интернет-продаж выкроек. Сейчас многие дизайнеры покупают у нас лекала, перерабатывают их и получают собственный уникальный продукт. Наконец, мы решили возродить производство в Петербурге – прежде всего потому, что не хочется скатываться до теоретиков в подаче информации. Без реальной работы мы можем превратиться в тех преподавателей, которые учат тому, чего сами не делают.
Конкуренты у нас есть. Ниша сейчас активно заполняется. Причем некоторые компании начали свое дело, опираясь на полное копирование нашего стиля, и даже наших программ. Но если мы являемся ориентиром, то это круто.