+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Кадровая революция

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Директор по развитию российского подразделения FashionJobs.com Далия Галиева – о том, каких изменений стоит ждать на российском рынке труда индустрии моды в ближайшее десятилетие и к чему нужно подготовиться уже сейчас.

Далия, сегодня кадровый вопрос беспокоит многие предприятия российской индустрии моды. Какие позиции являются наиболее проблемными и почему?

Далия Галиева: Кадровый вопрос, действительно, один из самых острых. Это связано прежде всего с тем, что индустрия моды в нашей стране пока находится на достаточно любительском уровне. Это касается и учебных заведений. Несмотря на то, что в России есть несколько сильных школ, большинство заведений не готовит специалистов, адаптированных к современному рынку. Речь идет прежде всего о производственных и технических специальностях. Очень трудно найти швей – это монотонная работа, требующая усидчивости, не очень престижная и малооплачиваемая. На нашем портале, FashionJobs.com, компании ищут швей постоянно. Также в дефиците хорошие конструкторы, закройщики и даже дизайнеры: у последних с креативностью может быть все в порядке, но из-за непонимания технической части они не всегда могут объяснить свои идеи. Если говорить про офисную работу – маркетологов, бренд-менеджеров, SMM-менеджеров, – то ею в модной индустрии у нас часто занимаются люди, пришедшие сюда из других сфер. Это усложняет поиск специалистов, так как у fashion-бизнеса своя специфика.

fashion-jobs-1.jpgМодная индустрия сейчас претерпевает значительные изменения из-за набирающей обороты цифровизации. Как это отразится на производственных профессиях в 2020-х годах?

Далия Галиева: Несмотря на развитие новых технологий, появление 3D-принтеров и возможности «напечатать» на них одежду, профессия швеи точно будет востребована в ближайшие 10 лет. Недорогая 3D-печать распространится повсеместно еще не скоро. Конечно, благодаря автоматизации предприятий работа швеи видоизменится, но не исчезнет совсем. Представителям производственных профессий придется осваивать более современное оборудование, к тому же компании сегодня все чаще готовы обучить персонал сами и за свой счет. Не стоит также забывать про одежду премиального сегмента: вот где швеи и портные точно останутся востребованными еще очень долго.

Какие кадровые перемены грядут в ритейле и в других сферах моды?

Далия Галиева: От продавцов все чаще ждут умения подбирать образ, разбираться в трендах и тканях, знать правила ухода за товаром – даже в вакансиях работодатели называют их «стилистами-консультантами». В рекламе и маркетинговой сфере основным каналом станет интернет-продвижение, а самые успешные компании будут использовать более тонкий подход, с уважением к личному пространству. Что касается сферы закупок, то для скорости и минимизации издержек байеры станут все чаще отбирать коллекции через электронные каталоги, появится больше электронных выставок. Но это не касается люксового сегмента, где очень важно оценить ткань на ощупь. Вообще, строить стопроцентные прогнозы на этот счет невозможно. Ведь кто еще лет семь назад мог сказать, что появится такой сервис, как Instagram, и за очень короткое время кардинально изменит покупательские привычки людей?

Есть ли уже сейчас предпосылки к ликвидации тех или иных профессий в российской индустрии моды?

Далия Галиева: Некоторые профессии будут устаревать, но вряд ли исчезнут полностью в ближайшую декаду, выше уже был пример швеи. В настоящее время, скорее, намечается тренд на совмещение нескольких профессий в одной. Например, журналист может взять на себя функции бильд-редактора и самостоятельно подбирать фотографии к статье. Есть смысл получить знания в смежной профессии или даже профессиях, чтобы иметь конкурентное преимущество на рынке труда. Сейчас благодаря общедоступным образовательным сайтам и качественным интернет-блогам сделать это гораздо легче.

fashion-jobs-2.jpgА какие непривычные и незнакомые нам профессии, наоборот, появятся?

Далия Галиева: Я бы разделила эти профессии на две группы: недавно возникшие и те, которые появятся через пару лет. В первой группе есть менеджеры по устойчивому развитию, менеджеры по предотвращению потерь, SMM-менеджеры, специалисты по нативной рекламе, ученые и аналитики больших данных, менеджеры Instagram-блогеров. Во второй группе будут те профессии, появление которых обусловлено нынешними трендами в индустрии моды: необходимостью более экологичного производства, созданием инновационных тканей, персонализацией и усилением диджитализации. Если мы заглянем в сколковский «Атлас новых профессий», то там есть такие профессии, как специалист по ресайклингу одежды, занимающийся переработкой старой одежды, техностилист, создающий носимые гаджеты для одежды, эксперт по «здоровой» одежде, разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности, проектировщик новых тканей и материалов, программист электронных «рецептов» одежды, который переводит дизайнерские эскизы одежды в формат инструкции для робота или 3D-принтера для дальнейшей распечатки. Вообще, не стоит бояться технологий и инноваций, так как технический прогресс все равно создаст много новых рабочих мест.

Помимо цифровизации, мир моды также заметно тяготеет к персонализации. Как это отразится на рынке труда?

Далия Галиева: Действительно, современного потребителя мало чем можно удивить, и на первый план выходит персональный подход к клиенту. Мы уже говорили с вами про продавцов, которые становятся стилистами-консультантами, – они действительно очень важны для персонализированного подхода. Некоторые передовые компании приглашают психологов для тренингов персонала, и эта тенденция в будущем усилится. Ведь из-за льющейся на нас со всех сторон информации многие люди стараются сократить количество внешних раздражителей, и когда они приходят в магазин, с ними нужно действительно уметь общаться как можно деликатнее, особенно в больших городах. Но сегодня продавцов часто учат традиционным методам продаж, которые больше не работают. Персональные стилисты, как и продавцы, должны будут не просто иметь хороший вкус и умение подбирать одежду, а понимать, что нужно этому конкретному человеку, воспринимать его не как часть клиентского потока.

Что касается интернета, то в будущем появятся более совершенные программы, которые станут незаменимыми помощниками для пользователей. Уже сейчас есть такие компании, как российская интернет-платформа Style Concierge, предлагающая услуги персональных стилистов, французский стартап Le Styliste, который через мессенджер в Facebook может проанализировать информацию с аккаунта и предложить советы по стилю и шопингу, и много других. В ближайшем будущем подобные алгоритмы станут совершеннее и помогут выполнить практически любое пожелание, но, несмотря на их техническое совершенство, полностью заменить человеческий подход все равно не смогут.


fashion-jobs-3.jpg

Вы упомянули такую профессию, как менеджер по устойчивому развитию. Пока российская индустрия, в отличие от западной, слишком далека от этой темы. В следующее десятилетие наши компании уже дорастут до приглашения специалистов, сферой работы которых будет именно sustainability?

Далия Галиева: Безусловно, эта тенденция распространится и у нас. Все больше компаний понимают важность устойчивого развития, которое включает в себя не только минимизацию негативного влияния на окружающую среду и экологичное производство, но и корпоративную социальную ответственность, прозрачную финансовую отчетность и другие факторы. Согласно исследованию Deloitte, корпорации, которые используют различные практики устойчивого развития, понижают свой бета-коэффициент на 4%. А чем меньше этот показатель, тем стабильнее курс акций компании по сравнению с остальными, то есть тем она привлекательнее для инвесторов. Sustainability сегодня важная часть развития компаний во всем мире, вакансии менеджеров по устойчивому развитию стали появляться и у нас, на FashionJobs.com. Хотя сегодня эта профессия является немного экзотической, через 10 лет многие крупные корпорации будут нуждаться в этих специалистах. Например, про PR я услышала в первый раз, когда училась в школе, на первом курсе МГУ узнала про HR, а спустя еще пару лет – про GR. Тогда все это казалось диковинкой, а сегодня разве кого-нибудь удивишь этими понятиями? Ну разве что последним.

Какие навыки вы посоветуете профессионалам индустрии моды прокачивать уже сейчас, чтобы в следующее десятилетие не оказаться за бортом?

Далия Галиева: Прежде всего – элементарная компьютерная грамотность. Знание таких программ, как Photoshop, умение найти нужную информацию в интернете и просто ответить на приглашение в гугловском «Календаре». Про английский, наверное, и говорить не стоит. Второй по важности язык в индустрии – французский, но Россия больше работает с итальянцами. Если есть мотивация и терпение, то, конечно, стоит выучить китайский – вакансий с ним становится все больше, а подходящих кандидатов не так много. То, что поможет вам расти на текущей работе или всегда найти новую, – это знание основ интернет-маркетинга, электронной торговли, программирования, постоянно меняющихся технологий. Еще я бы добавила в этот список скромность и трезвую оценку своих возможностей. Тогда желаемое и действительное будут совпадать, и шансы найти подходящую работу возрастут.


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний