Киберпанк (cyberpunk)
Киберпанк (от англ. «cyber» — «кибернетика» — и «punk» — «дрянной, хулиган») воплощает в себе образ будущего, пронизанного высокими технологиями и социокультурными противоречиями. Возникший на пересечении фантастики и реальности, этот стиль за несколько десятилетий оказал существенное влияние на моду, подчеркивая бунтарство и антиутопические настроения, ставшие актуальными на фоне стремительно развивающихся технологий и изменений в обществе.
Термин «киберпанк» был введен в 1980 году писателем Брюсом Бетке (Bruce Bethke) в одноименном рассказе. Основой этого культурного явления послужили фильм «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (Ridley Scott) (1982) и роман «Нейромант» Уильяма Гибсона (William Gibson) (1984). «Бегущий по лезвию» сформировал визуальный язык киберпанка, показав мир будущего с неоновыми огнями, индустриальными пейзажами и социальным расколом, а также прообразы
киберпанк-моды — плащи из винила, латекса, грубые текстуры, мрачные цвета, которые стали отличительными чертами стиля. «Нейромант» описывал антиутопический мир, где технологии и виртуальная реальность играют главную роль. Влияние романа накиберпанк-моду выражается через мрачные, урбанистические образы.В
1980-х дизайнеры стали использовать футуристические образы, демонстрируя протест против социальных норм и популярного в обществе гламура.Для эстетики киберпанка характерны темные, приглушенные цвета (черный,
темно-синий , серый и металлические оттенки), неоновые акценты, многослойность, синтетические материалы (винил, латекс, нейлон, технические ткани), технические аксессуары (очки в стиле виртуальной реальности, защитные маски, перчатки, футуристические украшения и др.).Герои киберпанка, как правило, одиночки, которые противостоят системе, пытаясь сохранить индивидуальность в мире, где люди становятся зависимыми от технологий. Подчеркивание неравенства между богатой элитой и бедными слоями населения нашло отражение в одежде: грубые, функциональные костюмы сочетаются с элементами роскоши, создавая контраст между разными социальными классами.
Важным аспектом стиля является его связь с современными технологиями, с помощью которых создаются новые материалы и методы производства одежды. Например, символами современного киберпанка стали
3D-печать , использование умных тканей, реактивных к температуре или освещению и др.Еще одна особенность киберпанка — смешение стилей (fusion). Сочетание с такими стилями, как
техно-гранж , стимпанк и футуризм, дало новый виток развитию модной индустрии. Особенно ярко это проявилось в работах1990-х годов дизайнеров Рика Оуэнса (Rick Owens), Александра Маккуина (Alexander MacQueen) иЖана-Поля Готье (Jean Paul Gaultier), которые внедрили киберпанковские элементы в кутюрные коллекции.В числе первых, кто начал интегрировать киберпанк в моду, был японский дизайнер Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto), создававший коллекции с преобладанием темных, асимметричных силуэтов, технических материалов и андрогинных форм, отражавших противостояние человека и системы. Также элементы стиля прослеживались в работах Тьерри Мюглера (Thierry Mugler), который использовал футуристические образы и синтетические материалы, создавая костюмы, напоминающие броню или киборгов.
Современные спортивные бренды интегрируют киберпанк в свои коллекции, предлагая одежду, сочетающую эстетические элементы и функциональность. Такие модели оснащены карманами, скрытыми молниями, капюшонами и другими технологическими деталями, подчеркивающими связь с урбанистической средой. Молодежные бренды используют элементы
киберпанк-эстетики , включая неоновые цвета, техноткань, крупные аксессуары.
