Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Душа и тело. Метаморфозы

Как новый взгляд на телесность и духовность сказывается на современной моде
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
adidas Originals x Pharrell Williams

С 2015 года рыночная стоимость Victoria’s Secret упала на $20 млрд, — сообщает Bloomberg Businessweek. Далее в статье «Меньше секса: как устаревшие принципы губят Victoria’s Secret», опубликованной в русской версии на РБК, подробно раскрывается ряд проблем, с которыми столкнулась главная бельевая империя миллениума: от фактов о сотрудничестве бренда с модельным агентством MC2, владельцы которого обвинялись в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних девушек, до переделки ценностей современного общества, которое больше не желает видеть женщину как объект вожделения в красочной подарочной упаковке. Стало быть, версия о глобальном изменении стандартов красоты, на которую обычно опираются журналисты, описывая трудности марок, не сумевших сориентироваться в эстетике нового времени, весьма поверхностна — на самом-то деле все гораздо глубже. Попробуем поговорить об этом.

vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Одежда всегда строилась не просто вокруг человеческого тела, а вокруг идеала, к которому это тело стремилось. Разные каноны красоты в разное время определял силуэт одежды — будь то уплощенная грудь в эпоху Средневековья или утянутая корсетом талия эдвардианских красавиц. Сейчас же мы можем наблюдать тектонические сдвиги стандартов, которые больше не являются незыблемыми и начинают дрейфовать, меняя одежду в сторону абсолютного разнообразия.

Понятия «так не модно» и «так не носят» сами по себе вышли из моды. Сейчас носят всякое: и облегающие вещи, и гипертрофированные объемы, и классически женственное, и выраженно асексуальное. Больше нет необходимости призывать тело к какому-то условному идеалу, как это было, например, в феминных 1950-х или в 1990-х, в декаду супермоделей. Это иллюстрируют и способы презентации одежды: пусть понятие «модель» все еще ассоциируется с юной и стройной девушкой, однако по факту мы видим увеличивающееся число самых различных образов и в рекламе, и на подиуме, и в лукбуках — женщин и мужчин разных размеров, возрастов, с разным цветом кожи. Благодаря этому у массового потребителя формируется обновленное восприятие красоты и индивидуальности.

dusha-i-telo-3.jpg

Victoria’s Secret

Вдумчивая мода

Слово «духовность» становится одним из ключевых понятий современного общества. Если вбить в поисковик «spiritual but not religious» («духовный, но не религиозный»), можно обнаружить вопросы, которыми часто задаются современники, например: «can someone be spiritual without being religious?» («может ли кто-нибудь быть духовным, не будучи религиозным?»). Между тем само понятие SBNR было сформулировано еще в 1960-х: «в современном понимании духовность часто ассоциируется с внутренней жизнью человека, с особым вниманием к гармонии тела и духа, в то время как религия относится к организационным или общинным формациям», — подсказывает разницу «Википедия».

Понятие духовности особенно важно для миллениалов: согласно опросам, представители этого поколения чаще других определяют себя как тех, кто находится в промежутке между набожностью и атеизмом. А еще новая духовность — это все, что так или иначе выходит за рамки мира потребления, в котором мы увязали в последние несколько десятилетий. Нас все чаще призывают задумываться о целесообразности покупок, о честности производства, о том, куда деваются отжившие свой срок или просто ненужные вещи. Прогрессивные fashion-марки стараются вести диалог с аудиторией, рассказывая о своей внутренней «кухне», о происхождении материалов, об оплате труда работников. Тенденция вдумчивой моды сказывается и на дизайне: одни марки концентрируются на минимализме и одежде базовых потребностей — удобной, практичной, без декоративных излишеств; другие, наоборот, стремятся создать что-то особенное, что поселится в гардеробе надолго и будет цениться почти как предмет искусства. В то же время те, кто четко очерчивает свою религию — в частности, мусульмане, — имеют строгие каноны и для гардероба. Экспансия восточной культуры в европейский мир влияет на fashion-ландшафт — появляется все больше коллекций формата modest fashion, благочестивой одежды для светских мусульман. Растет внимательное отношение и ко многим другим этническим группам.

Крупные компании вроде Gucci вводят новые должности, продиктованные необходимостью времени, как то: «директор по культурному разнообразию, справедливости и инклюзивности». Деятельность таких специалистов позволяет маркам не только лучше понимать требования разных географических рынков, но и не совершать грубых ошибок, используя элементы инородной культуры в дизайне изделий и визуале рекламных кампаний. Масс-маркет-бренды реагируют на эту тенденцию с легкостью и быстротой: так, в этом сезоне Uniqlo представил мультикультурную коллекцию авторства дизайнера Ханы Тадзимы, а Zara выпустил лукбук с участием девушек разных национальностей.

Внутренний взгляд

Новая духовность предполагает насыщенную работу с собственным «я», о чем свидетельствуют множество статей и книг на тему психического здоровья, а также возросшая в разы востребованность психотерапии. Принятие себя, особенного и неповторимого, ведет к принятию множества таких же особенных других, а значит, и к разрушению стереотипов о единственно верном «идеале».

Многие пробуют прийти к гармонии через практики, связывающие духовное с телесным, — такими как йога. Увлечение йогой, в свою очередь, породило определенный стиль одежды, в котором преобладают мягкие укутывающие силуэты, пластичные материалы и вещи, в которых комфортно и двигаться, и медитировать.

dusha-i-telo-10.jpgТрадиционный спорт также дает возможность не только усовершенствовать физическую форму, но и оздоровить дух. Говорить о том, как увлечение бегом, фитнесом и другими популярными тренировками влияет на современный городской стиль, пожалуй, будет уже излишним. Разве что можно добавить, что одновременно с повседневной одеждой меняются и более «неповоротливые» сегменты рынка — нижнее белье, которое становится все более простым и эластичным, свадебные платья, которые движутся в сторону удобства, минимализма и универсальности.

Еще одним хобби миллениалов стала магия, на которую сегодня смотрят как на способ отвлечься от реальности, взглянуть на мир под другим углом, пробудить интуицию и узнать что-то большее о себе самом. Современные ведьмы, сформировавшие в конце 2010-х годов отдельную субкультуру, нередко связывают свою философию с основными ценностями феминизма, такими как взаимовыручка и сестринство, независимость и сила духа, сексуальное раскрепощение и творческая свобода. Ведьминские ритуалы в этом контексте становятся чем-то вроде терапии, которая помогает переработать и преодолеть психотравмы. Сам образ ведьмы с ее ярким драматичным макияжем и зрелищным арсеналом средств для магии и предсказаний романтизируется в том числе в социальных сетях — достаточно полистать хэштег #witchesofi nstagram, чтобы осознать масштаб этого увлечения.

Виртуальный гардероб

Наконец, в разговоре о телесном и духовном нельзя не упомянуть о полном отрицании телесности: нужна ли вообще одежда определенным группам социума, отрывающимся от физического мира? Например, Instagram-блогерам, которые меняют вещи ради красивой картинки или стримерам, которые «живут» в видеоиграх. Как показывает опрос компании Barclays, 9% пользователей социальных сетей покупают одежду только для того, чтобы сфотографироваться и опубликовать пост. Обращаясь к этой аудитории, норвежский бренд Carlings выпустил коллекцию, существующую исключительно в виртуальной реальности. Футуристические интернет-изделия по цене в $10–30 можно было купить, объединить при помощи специальной программы с собственным изображением, чтобы затем выложить образ «в новой одежде» в Instagram.

Подобные проекты рисуют будущее в духе «Черного зеркала» — где жители Земли ходят в одинаковой униформе и почти не общаются друг с другом вербально, проживая свою жизнь и меняя образы в онлайн-пространстве. Однако вполне жизнеспособна и обратная тенденция: устав от прессинга перегруженного информацией интернета, люди все чаще возвращаются в офлайн за простыми эмоциями, неспешными размышлениями и заботой о собственном теле — которое продолжает существовать по законам физического мира.

dusha-i-telo-11.jpg

Carlings

tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Статьи по теме
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech

Студенческие проекты первой в России магистратуры в области fashion tech: цифровые свадебные платья, Николай I в дополненной реальности, виртуальный показ для ФК «Зенит».
1 августа 09:04
11 434

Мастера кружева о современном развитии ремесла и его целевой аудитории

Мастера кружева о современном развитии традиционного ремесла и его целевой аудитории.
20 февраля 22:51
15 198

Заплатить планете. Вдохновляющая история экологического обувного стартапа Allbirds

Как стартап кроссовок из шерсти мериноса за четыре года превратился в компанию, которая оценивается более чем в 1,4 млрд долларов, и привлек свыше 200 млн долларов инвестиций.
25 апреля 15:30
24 632

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент, рассказывает основатель консалтингового агентcтва Kids Fashion Retail Елена Письменская.
4 апреля 22:21
25 862

Контент как двигатель продаж. Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа

Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа.  Эмилия Манвельян, основатель проекта ART FLASH, рассказывает, как контент влияет на узнаваемость марки и продажи новых коллекций.
17 сентября 19:09
30 177

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
20 405

Гид

Уэст Канье (West Kanye)
Американский дизайнер, основатель бренда Yeezy, музыкант, продюсер, работает под псевдонимом Йе (Ye).
Abercrombie & Fitch
Американский ритейлер и производитель повседневной одежды со штаб-квартирой в Нью-Олбани (Огайо, США); управляет брендами Abercrombie Kids, Hollister, Gilly Hicks и др.
St. Friday Socks
Российский бренд дизайнерских носков и аксессуаров со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Fast fashion («быстрая мода»)
Бизнес-модель быстрого массового производства трендовых продуктов по доступной цене.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю