Осознанная мода
Переизбыток производства одежды и экологические проблемы планетарного масштаба дали жизнь новым направлениям в производстве моды – ресайклингу и апсайклингу. Вслед за зарубежными брендами их осваивают и российские марки.
Весной 2016 года британская актриса Эмма Уотсон привлекла к себе внимание, появившись на ежегодном Балу института костюма Met Gala в наряде от Calvin Klein, состоящем из топа-бюстье и брюк-юбки со шлейфом. Позже звезда «Гарри Поттера» рассказала, что основным материалом для наряда послужили переработанные пластиковые бутылки, из которых были изготовлены в том числе и молнии. «Пластик – один из основных загрязнителей планеты. Переработка отходов и их использование в моем наряде для Met Gala доказывают, что творчество, технологии и мода могут работать вместе», – заявила актриса.
Понятие «ресайклинг» – переработка тех или иных материалов в ткани – прочно вошло в мировую моду. Многие известные бренды, среди которых H&M, adidas, Uniqlo, Stella McCartney, ставят перед собой цель в течение ближайших нескольких лет нарастить производство одежды и обуви из ресайклинг-материалови даже полностью перейти на них. В первую очередь речь идет именно о пластике, так как масштабы загрязнения им окружающей среды поражают воображение – по данным Фонда Эллен Макартур, к 2050 году объем пластиковых отходов в Мировом океане превысит количество рыбы.
Остро встал вопрос и о переработке одежных остатков – дров в костер общественного порицания подбросил минувшим летом британский Burberry. Как выяснили СМИ, в 2017 году компания уничтожила товарные излишки – одежду, сумки, парфюм, косметику – на 36 млн долларов, а за пять лет – на 117 млн долларов. Критика заставила Burberry, и так находящегося в шатком положении в связи с переменой курса и приходом нового креативного директора, пересмотреть свое отношение к остаткам. По словам главы компании Марко Гоббетти, отныне нераспроданная одежда будет перерабатываться, продаваться в аутлетах или отправляться на благотворительность, а ее количество сократится за счет новой схемы дистрибьюции бренда, при которой коллекции ежемесячно будут поступать в продажу небольшими лимитированными капсулами.
Если мировые бренды всерьез взялись за «устойчивость» своего производства, то в России модная индустрия находится только в начале своего пути к ресайклингу. В то время как в США насчитывается более 500 компаний по переработке одежды, большинство из которых принадлежат малым и семейным предприятиям, в нашей стране эта идея продвигается только отдельными энтузиастами.
Одним из пионеров экологичной моды в России стала дизайнер Ольга Глаголева с маркой GO. В 2016 году, в сотрудничестве с компанией Authentic Investments, она запустила проект GO Authentic. В первую коллекцию, получившую название «Дом», вошли пять свитшотов, ткань которых выполнена из переработанных пластиковых бутылок – ее закупали в Китае. В основу дизайна лег большой пятиметровый коллаж, выполненный из журнальных вырезок, – тоже своего рода переработка. Его разделили на пять частей и перенесли на ткань. Стоимость такого изделия составляла более 11 тыс. руб. Покупателям, принесшим пять пластиковых бутылок – именно столько уходит на изготовление одного свитшота, – предоставлялась скидка 20%.
Ресайклингу в России пока сложно набрать обороты из-за сложностей со сбором и переработкой отходов. Поэтому дизайнеры обратили внимание на новое для нашей страны явление – апсайклинг. Оно подразумевает переделку старых, как бывших в употреблении, так и не использованных ранее, вещей в новые предметы гардероба – одежду, обувь и аксессуары.
Новая жизнь вещей
Как сообщает BBC, исследования, проведенные Фондом Эллен Макартур, показали: за последние 15 лет мировое производство одежды удвоилось, при этом вещи носятся гораздо меньше и быстрее выбрасываются, чем когда-либо прежде. Только 1% нашей одежды в конечном итоге перерабатывается в новые вещи.
Впрочем, россияне заметно отстают от жителей других государств по количеству неиспользуемой одежды. Как показало исследование компании Movinga, основанное на данных Всемирного банка и других исследованиях, в России этот показатель достигает 53%, что является наименьшим результатом среди 20 стран – участников опроса. Лидером антирейтинга стала Бельгия с 88%, на второй строчке – США (82%), следом идет Италия (81%). Интересно, что опрошенные россияне оценили долю неиспользуемой одежды в 47%, показав самый низкий процент заблуждения – 6%. Представители других стран гораздо хуже знакомы со своим гардеробом и не могут трезво оценить количество «залежалых» предметов. Например, в той же Бельгии показатель заблуждения достигает 62%. Низкие показатели России в этом исследовании легко объясняются сложившейся тенденцией к разумному потреблению и экономии, продиктованной в первую очередь снижением уровня жизни вследствие экономических встрясок. В этих условиях апсайклинг может получить популярность у потребителей, заинтересованных в разумном потреблении.
Так, например, большой простор для фантазии дает джинсовая ткань. Как объясняет основатель новосибирской марки Renovadress Анна Довбыш, деним является универсальным материалом, из которого легко изготовить коллекцию. «Это ответ на потребность общества, потому что поток желающих сдать нам джинсы на креативную переработку не заканчивается», – говорит дизайнер. Цель Renovadress – создать в Новосибирске лабораторию апсайклинга, где будет изучаться и продвигаться идея креативной переработки одежды. Сейчас бренд специализируется на пошиве одежды и сумок из старых джинсов.
Основными потребителями таких изделий, говорит Анна Довбыш, являются люди, заинтересовавшиеся темой экологии, – они слышали о глобальном потеплении и его причинах, видели океанические мусорные пятна, знают, какова «реальная цена моды». Есть и те, кому нравится дизайн и кто хочет просто стать обладателем единственного в своем роде изделия, дать вторую жизнь любимым вещам. «У российского потребителя очень силен стереотип, что секонд-хенд, апсайклинг, вторичное использование – это все исключительно по бедности, в целях экономии денег, – рассказывает Анна Довбыш. – В Новосибирске достаточно сильно развито «зеленое» сообщество: есть концептуальные секонды и черити-шопы, акции по раздельному сбору отходов, во многих дворах стоят контейнеры для стекла и пластика, люди ходят в магазин с экомешочками и экосумками. Но апсайклинг имеет нишевую специфику. Конкретно апсайклингом, перешивом вещей, интересуются только «посвященные». Другие люди просто оценивают внешний вид одежды».
По схожему пути пошла молодая петербургская марка Jeans Revision. Для своих изделий она использует старые джинсы, которые разбираются на детали, стираются, проходят термическую обработку паром и затем отправляются на пошив. На выходе получаются сумки, платья, фартуки, юбки, жилеты. Материалы бренду поставляет организация «Спасибо!», чьи контейнеры для сбора старой одежды установлены по всему городу. Повторное использование денима позволяет сэкономить до 98% воды, электроэнергии и других ресурсов, необходимых для создания новых вещей из джинсов.
Покрышки и мишура
Материалом для предметов гардероба могут послужить неочевидные на первый взгляд вещи. Так, новосибирский дизайнер Вероника Кальнеус, участница Mercedes-Benz Fashion Week, использует в производстве клатчей линии UtiStyle не подлежащие переработке праздничную мишуру, фантики, фольгу и другие упаковочные материалы, мелкие бусины и стразы – цена такой сумочки составляет 10–11 тыс. рублей. Для сбора вторсырья в Новосибирске открыты пункты приема, которые, впрочем, по словам Вероники, пока не пользуются популярностью у горожан – на помощь приходят активисты, занимающиеся раздельным сбором отходов. Также на сайте UtiStyle организована акция по приему отслуживших изделий – за участие в ней марка предлагает скидку 500 руб. на свои изделия. Преимуществом подобных материалов Вероника называет не только экологичность получившихся изделий, возможность многократной переработки, но и их гипоаллергенность.
Еще более экзотичный материал для своих изделий выбрала петербурженка Саша Полярус. Она начинала в 2014 году с рекламных баннеров, а недавно выполнила большой заказ для немецкого adidas, по инициативе коммуникационного агентства Louder, – изготовила тысячу сумок-шоперов из баннеров и баннерной сетки, оставшихся после Чемпионата мира по футболу. Однако основным материалом для коллекций Polyarus служат старые автомобильные и велосипедные камеры, из которых Саша шьет сумки и рюкзаки. Преимущество такого материала – в его долговечности и водонепроницаемости. Покрышки дизайнер собирает в веломастерских и шиномонтажных сервисах, при этом сырье достается ей бесплатно. Саша работает не одна и привлекает к изготовлению вещей производство в Петербурге и пару мастеров. При розничной цене в 900 рублей за шопер и до 8000 рублей за рюкзак марке Polyarus удалось достичь оборота в 1 млн рублей в первые 8 месяцев 2018 года.
Без остатка
Проблемой остатков производства озаботилась и петербургская марка Nnedre. В 2017 году она запустила линейку детской одежды, выполненной из обрезков кроя основной линии для взрослых. Это позволило не только реализовать остатки, но и дать работу цеху в периоды, когда он наименее загружен. Нынешней осенью Nnedre продолжила инициативу и запустила новый проект – линию многоразовых экосумок и мешочков из остатков, выполненную в партнерстве с экологическим проектом Noplasticitsfantastic. Такие сумки-шопперы предлагается использовать вместо пластиковых пакетов в магазинах.
«Придумав этот проект, мы поняли, что не можем просить большую стоимость за данный продукт, а производство перегружено работой, – рассказывает основательница NNedre Нелли Недре. – Поэтому мы пустили клич в сети, кто готов помочь нам на волонтерской основе в создании этих мешочков и несушек. Отозвались более 50 человек со всей России. На данный момент мы проводим «волонтерские вечера» на производстве NNedre, когда уходят наши сотрудники. Сейчас планируем собрать на кикстартере деньги для дополнительной машинки, чтобы можно было шить эти мешочки постоянно, а в интернете уже несколько других дизайнеров и владельцев ателье предложили свои остатки тканей для таких благих целей».
По данным отчета агентства McKinsey, «устойчивость» является одним из семи глобальных трендов международной индустрии моды. Потребители во всем мире становятся более экологически сознательными и задумываются о рациональном использовании ресурсов и снижении загрязнения окружающей среды, – игнорировать этот аспект скоро станет невозможно.
Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion