Российский бизнес активнее регистрирует товарные знаки в последние 1,5 года
Число товарных знаков, которые принадлежат российским компаниям, выросло более чем на треть за последние полтора года. Об этом 22 ноября 2023 года в ходе совещания президента РФ с членами правительства сообщил министр экономического развития Максим Решетников.
По его словам, в этом году из общего числа заявок, которые поступили в Роспатент, 85% — от компаний с российской «пропиской». Наиболее активно сейчас регистрируются торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебобулочных изделий, добавил он.
Министр отметил, что для сохранения позитивной динамики правительство расширило перечень инструментов поддержки товарных знаков. В частности, с 2023 года возможность зарегистрировать товарный знак появилась у каждого гражданина, что вызвало значительный интерес со стороны самозанятых предпринимателей, поставляющих продукцию на маркетплейсы.
Максим Решетников привел данные, согласно которым от этой категории бизнеса за неполные пять месяцев с начала действия закона поступило 5000 заявок. Первые 50 из них были успешно зарегистрированы Роспатентом благодаря сокращению сроков рассмотрения. С учетом регламентного периода рассмотрения в четыре месяца ожидается, что остальные заявки должны получить одобрение ведомства в ближайшее время.
По прогнозу министра, большую роль в развитии брендов в России будет играть кооперация производителей в регионах. Для этого по инициативе Совета Федерации был законодательно закреплен новый вид интеллектуальной собственности — географическое указание (например, «Вологодское кружево», «Оренбургский пуховый платок»). Такой подход позволяет производителям однотипной продукции в регионе объединяться и совместными усилиями продвигать бренд. Роспатент уже зарегистрировал более 320 региональных брендов. Лидеры по этому показателю — Краснодарский (27 марок) и Ставропольский края (14), Тульская и Московская области (по 9).
Согласно данным налоговой службы, на которые сослался министр, по итогам 2022 года объем нематериальных активов на балансе российских компаний, включающий в числе прочего товарные знаки, составил почти 15 трлн рублей, что свидетельствует о росте за прошлый год на 60%.
Помимо этого, в выступлении подчеркивалась работа органов власти и других структур — Минпромторга, Роспатента, Корпорации МСП, сети центров «Мой бизнес», Агентства стратегических инициатив — в части выявления, становления и продвижения лучших брендов. Для этого на разных уровнях проводятся консультационные и обучающие мероприятия, а также профильные конкурсы.